В данном материале я делюсь своим опытом работы в классах коррекционно развивающего обучения. В таких классах я работаю ни первый год. Дети с нарушением психики, с короткосрочной памятью. Каждый урок начинаем, как с чистого листа. И таким же листом заканчиваем.
Из опыта работы к классах КРО..docx
Особенности преподавания математики в классе коррекционноразвивающего
обучения.
Я работаю в классах коррекционноразвивающего обучения 8ой год. В 20182019
учебном году мною был сделан третий выпуск. Начиная работать в классах коррекции, мне
пришлось несколько пересмотреть свои методы обучения. Задержка психического развития
учащихся требует особого подхода. Для этих детей почти всё трудно, поэтому каждый
урок приходится решать одну и ту же задачу: как сделать изучаемый материал доступным,
интересным и желанным.
Учащиеся таких классов особенные, и не только потому что отстают в психическом и
интеллектуальном развитии. Многие их них из тех семей, где до них нет никому никакого
дела. Некоторые из трудных семей и часто приходят в школу голодными, не выспавшиеся,
усталые от скандалов пьяных родителей.
Успех в учении у них будет только тогда, когда ребята поверят в свои силы. Это и
стало одним из основных принципов работы.
Цели работы:
1. Приобретение базовой математической подготовки;
2. Формирование практически значимых знаний и умений;
3. Интеллектуальное развитие детей посредством математики на материале,
отвечающем особенностям и возможностям данной категории учащихся;
4. Овладение общей математической культурой и умениями при необходимости
воспользоваться справочной литературой, восстановить знания конкретных
фактов.
При анализе работы учащихся в начале 5го класса, обнаруживаются следующие
трудности и недостатки в их знаниях и навыках:
Плохое знание таблицы умножения;
Слабое знание внетабличного умножения и деления;
Отсутствие навыков сравнения;
Неумение правильно выбирать и объяснять выбор действий при решении
задач;
Неумение переключаться с одного вида работы на другой;
Плохая память;
Замедленный темп работы;
Нежелание учиться.
Поэтому основными принципами работы стали:
1. Устранение выявленных пробелов;
2. Предупреждение образования новых пробелов;
3. Развитие навыков учебного процесса;
4. Формирование положительного отношения к учёбе. Для преодоления выявленных пробелов в устные упражнения систематически
включались примеры на применение табличных и внетабличных примеров вычислений,
подбирались такие приёмы вычислений, в использовании которых учащиеся испытывали
затруднения.
Чтобы сделать этот процесс интересным для детей, почти всегда на этом этапе урока
мы выполняли упражнения вместе героями сказок, комиксов, фильмов соответствующих
возрасту детей данного класса. Исправляли их ошибки, помогали найти правильный путь.
Особенно им нравится решать задания на исправление преднамеренно сделанных
ошибок, на восстановление частично стёртых записей, на составление кроссвордов.
Хочется отметить, что всевозможные формы кодирования ответов привлекают внимание
ребят не меньше, чем персонажи их любимых героев.
Приведу пример такого задания. На доске рядом с заданием предлагаю ответы
закодированные буквами. Учащиеся решают примеры и записывают в тетрадь буквукод,
соответствующую верному ответу. По окончании всего задания появляется слово. Как
правило, для этого выбирается такое слово, которое расширяет кругозор учащихся, а затем
даётся подробная информация о нём. Например: Байкал – это самое глубокое озеро в
нашей стране. Здесь водятся ценные разновидности рыб: омуль, осётр. В Байкале необычно
чистая вода.
В выявлении затруднений учащихся особый положительный эффект даёт проверка
домашнего задания вместе с учеником, который его делал. Вовлечение ребёнка в беседу,
вопросы об испытанных затруднениях при выполнении задания, разбор вместе с ним
допущенных ошибок позволяет составить индивидуальные задания методически правильно.
При проверке работ ставится задача не столько поставить оценки, сколько выявить
тех учеников, которые чтото не усвоили. Для того, чтобы проще ориентироваться в том,
что не усвоили учащиеся, ведётся таблица, где записываются все затруднения детей:
Список учащихся Тема
Пробелы в знаниях
Примечания Устранена
Учёт пробелов знаний учащихся показывает продвижение ученика по каждой теме.
Список ошибок пополняется во время проверке домашних заданий, самостоятельных и
контрольных работ.
Наиболее успешными методическими приёмами на уроках математики в таких
классах являются:
1. Решение задач по образцу.
Решить уравнение: 3х + 17 = 53;
Данное уравнение решается в два действия. Неизвестное входит в слагаемое.
Чтобы найти неизвестное слагаемое х, нужно из суммы 53 вычесть известное
слагаемое 17. 3х = 53 – 17 3х = 36.
Теперь неизвестное является множителем. Чтобы найти неизвестный
множитель, надо частное 36 разделить на известный множитель 3.
х = 12.
Проверка: Подставим найденное значение неизвестного в исходное уравнение.
3*12 + 17 = 53.
Левая часть равна правой.
А теперь решение уравнений по данному образцу:
2х + 68 = 74
61 – 7х = 92
2. Путь постоянных повторений одного и того же действия, но не в назойливой, а
в интересной форме для учащихся.
Например, учащийся затрудняются в сложении десятичных дробей. Подбираю
для него задачу:
Перед вами удивительный квадрат: 5,9 6,3 3,6
2,3 2,7 0
3,7 4,1 1,4
В чём его особенность? Чтобы понять это, из каждой строки каждого столбца
выберите по одному числу, найдите сумму этих чисел. Что вы заметили?
Найдите сумму по главной диагонали. По другой главной диагонали. (Сумма
чисел везде равна 10).
С помощью этого удивительного квадрата узнайте длину бобра в дециметрах,
выполнив действия:
a. Из первой строки выберите наименьшее число;
b. Из второй строки выберите наибольшее число;
c. Из третьей строки выберите число, которое не является ни большим, ни
меньшим;
d. Найдите сумму выбранных чисел – вы получили ответ на вопрос.
3,6 + 2,7 + 3,7 = 10 – длина тела бобра в дециметрах.
3. Использование приёма соревнования. Для этого на уроках часто ставятся
вопросы: Кто решит быстрее? У кого получится самое короткое решение?
Самое простое? Самое неожиданное?
4. Особое внимание при решении задач уделяется работе над условием задачи.
Это не только заставляет ребят быть внимательными на уроке, но и развивает
память.
Например: В субботу Петя помогал в саду родителям собирать груши, и в
понедельник он принёс 10 груш в класс. А его одноклассник Саша принёс на 4
груши больше. Все груши сложили на одну парту, а когда каждый ученик взял
по одной груши, то груш на парте не осталось. Сколько учеников в классе?
Работа над условием. Ответьте на вопросы:
Чем занимался Петя в субботу?
Когда он принёс груши в класс?
Сколько груш принёс Петя?
Сколько груш принёс Саша?
Куда сложили груши в классе?
Сколько груш взял каждый ученик?
Сколько груш осталось на парте, после того как все взяли? Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи?
Чтобы снизить затруднения учащихся, материал следует подбирать особенно
тщательно, в соответствии с принципом доступности, который по содержанию и объёму
посилен учащимся. Но доступность не следует понимать, как необходимость максимально
снизить уровень знаний и умений. Речь идёт о том, что бы облегчить процесс овладения
учебным материалом. Детальное объяснение с многократным повторением, тренировка в
применении знаний дают хорошие результаты. Но здесь особо важно, что бы ребёнок
поверил в себя. Поэтому часто на уроках применяется приём искусственного создания
успеха. Именно успехи в учёбе становятся сильнейшим мотивом, вызывающим желание
учиться, выполнять задания из учебников, изменить отношение к учёбе.
О результатах применение таких приёмов говорит анкетирование родителей.
Учащиеся, которые раньше не хотели идти в школу, перестали пропускать уроки и начали с
желанием делать домашнее задание по математике. И главное, они с желанием идут на
урок.
Из опыта работы в классах КРО,
Из опыта работы в классах КРО,
Из опыта работы в классах КРО,
Из опыта работы в классах КРО,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.