Формирование любознательности у дошкольников средствами природы
Оценка 4.9

Формирование любознательности у дошкольников средствами природы

Оценка 4.9
docx
01.10.2024
Формирование любознательности у дошкольников средствами природы
мастер воспит. любозн..docx

 

 

 

 

 

 

 

 

Мастер-класс для педагогов:

«Воспитание любознательности средствами природы».

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Титова С.А.

(октябрь, 2023г.)

 

Теоретическая часть:

Цели: ознакомить родителей воспитанников с условиями развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста; определить факторы, влияющие на развитие любознательности дошкольников.

- Каким бы вы хотели видеть своего ребёнка?

- Что необходимо для того, чтобы ребёнок был здоров и правильно развивался?

       Ребёнок должен как можно больше быть на свежем воздухе, гулять, общаться с природой.

       Да, влияние природы на ребёнка огромно. Знакомство с разнообразным миром природы и общение с ним начинается с первых лет жизни. Только при условии тесной связи с природой, её явлениями, с самой жизнью у детей проявляются эмоции, обостряется восприятие и воображение. В процессе познания у детей вырабатывается способность творчески мыслить, появляется желание приобретать новые знания. Только познавая природу, ребёнок начинает сознательно и бережно относиться к ней. В процессе познания закладываются и основы экологической культуры, которая является частью общечеловеческой культуры и отражает взаимосвязи человека и всего общества с природой во всех видах. Приобщая ребёнка к природе. Мы всесторонне развиваем его личность. Воспитываем интерес, бережное отношение к природе и любознательность. Опираясь на любознательность детей, необходимо учить их понимать богатство и многообразие взаимосвязей в природе, объяснять нормы и правила поведения в природе.

        Любознательность и познавательный интерес является ценными качествами  личности и выражают отношение к окружающей жизни, к природе. Что же такое любознательность?

       Любознательность – склонность к приобретению новых знаний, пытливость.

       Любознательность – общая направленность положительного отношения к широкому кругу явлений. Источником для проявления и формирования любознательности являются непосредственно воспринимаемые явления жизни. Любознательность ребёнка окрашена эмоциональным восприятием окружающего мира и составляет как бы первую ступень познавательного отношения.

       Воспитание любознательности не требует каких-либо специальных знаний и осуществляется на занятиях, в играх, в труде, в общении. Основное условие развития любознательности – широкое ознакомление детей с явлениями окружающего мира, природой и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним. У отдельных детей имеется достаточный запас представлений, они любознательны, быстро реагируют на то, что им интересно, но если не воспитывать у них способность сосредотачиваться и заниматься мыслительной деятельностью, их любознательность остаётся на низком уровне и может превратиться в пустое любопытство, которое не требует особых усилий.

       А что же такое любопытство?

       Любопытство – мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям.

       Любопытство - стремление узнать. Увидеть что-нибудь новое, проявление интереса к чему-нибудь.

       Ребёнок очень любознателен по своей натуре. Его интересует всё новое, неизвестное. Каждый день приносит ему массу открытий, многие из которых он черпает в природе: то сосулька превратилась в воду, то ледяная дорожка. Посыпанная песком, перестала скользить. С познанием окружающего мира возрастает его любознательность, интерес к незнакомому, который проявляется в его постоянных вопросах.

      Каждый ребёнок по своей природе исследователь. Чего только мы не найдём в его кармах, какие только не услышим от него вопросы. И вот пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию окружающего мира, нужно помогать им открывать как можно больше тайн живой и неживой природы.

Для возбуждения любознательности хорошо использовать элемент загадочности, сюрпризности, развлекательности.

С ростом ребёнка растёт его любопытство к окружающему его миру, к природе. Часто возникают вопросы: почему? Для чего? И мы называем этот возраст «почемучки». Множество таких вопросов ежедневно обрушивается на родителей, которые порой не знают, как от них увернуться, как на них ответить?

Хорошо или плохо, когда дети задают вопросы?

Очень часто сигналом задержки психического развития служит очень малое количество и скудное качество задаваемых ребёнком вопросов. А вот по большому количеству разнообразных, глубоких вопросов можно судить о творческих способностях малыша.

Если дети задают вопросы, значит, они их интересуют. Вопросы помогают познать мир, обогащают ум открытиями, это очень хорошо, когда дети приходят к Вам со своими вопросами. Желание задавать вопросы, пытливое отношение к явлениям жизни необходимо развивать, но при этом необходимо вооружать ребёнка способами самостоятельного поиска ответа. А.Горький писал: «Сказать ребёнку на его вопрос: «Подожди, вырастешь – узнаешь» - значит гасит его стремление к знанию. Толково ответить на вопрос – большое искусство, и оно требует осторожности». Да, быстрые готовые ответы расширяют кругозор ребёнка,   обогащают его знания, но недостаточно способствуют развитию самостоятельного мышления, не побуждают ребёнка к попыткам самому разобраться в вопросе и ответить на него.

Не рекомендуется также давать ответы в категорической форме – «да» или «нет». Лучше всего ответы на вопросы детей сопровождать краткой беседой, которая поможет ребёнку увидеть не только внешние признаки, но и связи. Однако не следует перегружать детей сложными ответами.

Если в 3 года малыш лишь удивляется чему-то новому и проявляется любопытство, то после 3 лет вопросы становятся признаками любознательности ребёнка. Это тот период, когда ребёнок не просто удивляется новому, а желает всё о нём узнать. Таким образом, в этот период многочисленные «почему» свидетельствуют о познавательных мотивах. Важно не только отвечать на вопросы ребёнка, но и самим обращаться к нему с вопросами. Вопросы, заданные ребенку, активизируют его мысль, побуждают к сравнению, сопоставлению, учат делать выводы и умозаключения. Поставленная перед детьми задача и предложение подумать: сопоставить, сравнить, припомнить – способствуют развитию мыслительных способностей, а значит, активно воспитывают пытливость ума, формируют любознательность и познавательный интерес как черты характера.

В 5-6 лет все «почему» - это стремление детей постичь суть окружающего, понять причины, связи между предметами и явлениями. Наша задача – поддерживать в детях любознательность и побуждать её, чтобы число вопросов росло, помня при этом, что ответы на детские вопросы должны соответствовать возрасту ребёнка и не перегружать его. Чем больше в вашем доме «почему», тем лучше развит ребёнок, тем выше его творческий потенциал. Отсутствие таких вопросов – один из сигналов неблагополучия в его развитии.

Нужно ли сразу отвечать ребёнку?

Не стоит сразу давать готовый ответ. Возможно даже ответить неправильно. Если убеждены, что ребёнок знает ответ. Можно ребёнку предложить найти ответ самому, понаблюдав за интересующим его явлением.

Но вот ребёнок пошел в школу. Первое время он весь горит приготовлением уроков, написанием палочек и крючочков. Всё новое его увлекает. Но время проходит, и ребёнок, «набравшись опыта», еже не так восторженно рассказывает о школьных событиях, с неохотой садится за тетради. Что же случилось? Он перестал быть любознательным? Скорее всего, у него не развилась та любознательность, которая необходима для обучения в школе. Да, любознательность присуща каждому ребёнку. Всё дело в её «качестве»: что именно хочет узнать ребёнок и трудится ли сам, чтобы добыть эти знания. Любознательность важна, поэтому её необходимо развивать, стараясь повышать уровень любознательности.

Практическая часть:  (игры с педагогами)

«Кто в лесу живет»

«С какого дерева листочек»

«Узнайте по описанию»

«Кто лишний»

«Капельки и тучки»

 


Мастер-класс для педагогов : «Воспитание любознательности средствами природы»

Мастер-класс для педагогов : «Воспитание любознательности средствами природы»

Теоретическая часть: Цели: ознакомить родителей воспитанников с условиями развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста; определить факторы, влияющие на развитие любознательности дошкольников

Теоретическая часть: Цели: ознакомить родителей воспитанников с условиями развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста; определить факторы, влияющие на развитие любознательности дошкольников

Любопытство – мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям

Любопытство – мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям

Таким образом, в этот период многочисленные «почему» свидетельствуют о познавательных мотивах

Таким образом, в этот период многочисленные «почему» свидетельствуют о познавательных мотивах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.10.2024