Формирование математической грамотности у детей мигрантов
Оценка 4.8

Формирование математической грамотности у детей мигрантов

Оценка 4.8
Мероприятия
docx
математика
6 кл—9 кл
20.01.2020
Формирование математической грамотности у детей мигрантов
Формирование математической грамотности у детей мигрантов:Существенное увеличение за последнее время детей – мигрантов является одной из актуальнейших проблем обучения в общеобразовательных учреждениях. Т.к. я – учитель математики, то постараюсь поделиться своим опытом работы с такими детьми.
Формирование математической грамотности у детей мигрантов.docx

Формирование математической грамотности у детей мигрантов

 

(из опыта работы учителя математики

МАОУ СОШ №45 города Тюмени В.В. Губкиной)

 

 «Учитель – человек, который может делать трудные вещи легкими».

Р. Эмерсон (американский поэт и философ).

 

Существенное увеличение за последнее время детей – мигрантов является одной из актуальнейших проблем обучения в общеобразовательных учреждениях. С такой проблемой столкнулись и мы. В нашей школе количество детей мигрантов составляет от     9 % до       35 % в каждом классе.

 

       В МАОУ СОШ №45 обучаются дети более 20-ти национальностей.

Учебный год

Всего

обуч-ся

русские

татары

казахи

азербайджанцы

армяне

таджики

узбеки

цыгане

другие

2013-2014

783

574

69

7

10

33

57

5

0

28

2014-2015

889

643

75

17

14

36

55

18

4

27

2015-2016

1086

738

93

20

13

41

66

21

60

34

 

Учебный год

Всего

обуч-ся

Русские

% русских

%

 

2013-2014

783

574

73,3%

26,7%

2014-2015

889

643

72,3%

27,7%

2015-2016

1086

738

67,9%

32,1%

 

 

Учебный год

Всего

обуч-ся

 

7 вид

 

8 вид

 

%

2013-2014

783

81

7

11,2%

2014-2015

889

72

5

8,7%

2015-2016

1086

28

7

3,2%

 

Всех учащихся-мигрантов, обучающихся в нашей школе, условно мы разделили на две группы:

- учащиеся-билингвы – это учащиеся, в семьях которых говорят, как на своем родном языке, так и на русском языке. Многие из таких учеников никогда не были на своей исторической родине. Для них русский язык является почти родным. К тому же в школе они еще изучают и иностранный язык. Как правило, такие учащиеся коммуникабельны, свободно говорят по-русски, пишут грамотно, не испытывают затруднений в использовании официально-делового, публицистического, научного стилей речи.

- учащиеся-инофоны – это учащиеся, чьи семьи недавно мигрировали. Русским языком они владеют лишь на бытовом уровне, не понимая  значения многих употребляемых ими слов. Они плохо читают или не читают вообще, не могут пересказать текст задачи или информацию из учебника, испытывают затруднения в формулировании выводов, обобщений, доказательств, воспроизведении учебных текстов.

Развитие речи таких детей характеризуется многообразными нарушениями произношения звуков, не сформированностью лексико-грамматического оформления и, как следствие, нарушение понимания речи.

У детей-мигрантов есть еще одна особенность, которую необходимо обязательно учитывать учителю: закономерности математической терминологии они воспринимают через призму родного и переносят явления родного языка в русскую речь, что часто и приводит к ошибкам. Такой перенос называется интерференцией. Задача учителя – преодолеть влияние родного языка, предупредить интерференционные ошибки в русской речи. К  упражнениям по предупреждению и снятию интерференции относятся:

·         . Это   упражнения на наблюдение и анализ отобранных языковых явлений, вызывающих наибольшие трудности,  упражнения на тренировку ( подстановочные, вопросно-ответные, трансформационные, упражнения по образцу и т.п.), упражнения на перевод.

·         Упражнения на снятие интерференции в речи, то есть  репродуктивные упражнения (пересказ, пересказ с элементами трансформации), репродуктивно-продуктивные (составление диалогов, коротких текстов по образцам), продуктивные (ситуативные, коммуникативные).

            Т.к. я – учитель математики, то постараюсь поделиться своим опытом работы с такими детьми.

Выстраивая систему психолого-педагогического сопровождения детей, мы оказываем помощь и отдельным учащимся и группам детей в преодолении или смягчении тех жизненных обстоятельств, в которых они оказались, стараемся создать каждому ребенку индивидуальную траекторию развития и обучения с учетом его психологических особенностей, способностей, склонностей. Обучающиеся активно участвуют в мероприятиях различной направленности- олимпиадах, предметных неделях, экскурсиях, открытых уроках, турнирах, конкурсах, выставках Для решения этих задач в нашей школе для учащихся созданы и работают кружки «Шашки», «Шахматы», «Театральная студия», хор, фотокружок, предметные кружки, волейбольная и баскетбольная секции , проводятся дополнительные занятия и консультации групповые и индивидуальные по предметам. Принцип комплектования консультативных групп –по языковой принадлежности (таджикском, казахском,.. ), в каждой группе есть ученик, носитель языка, который может объяснить учебный материал как на русском так и на своем родном языке.  Привлечение в качестве консультантов – детей носителей языка оказывает неоценимую помощь учителю. Это позволяет работать с ребёнком в зоне ближайшего развития.

Преподаватели математики проводят дополнительные занятия для данной категории учащихся, несмотря на то, что это становятся для них огромной нагрузкой. Но учителя идут на это, так как должной помощи со стороны семьи ребенок получить не может, данным детям нужна помощь учителя-предметника - носителя русского языка.

         Процесс обучения математики в нашей школе ориентирован на классно-урочную систему. Для повышения  интереса к обучению, повышению качества обучения мы применяем различные технологии с опорой на индивидуальные и дифференцированные методы обучения. Такой подход к обучению позволяет ребенку довольно легко включиться в процесс обучения, чувствовать себя на уроке уверенно. А как известно, психологический комфорт ребенка — это залог успеха.

     Существующие программы и учебники рассчитаны на русскоязычных детей (и это совершенно естественно). Однако стоит подумать о том, в каком положении находится двуязычный ребенок (инофон), когда он читает учебник. Естественно, что он часто оказывается не в состоянии понять содержания текста параграфа, задачи, формулировки различных заданий. Задания в учебниках зачастую изложены таким образом, что в их сути не могут разобраться даже русскоязычные дети. Однако в случаях затруднений этим детям могут помочь хотя бы их собственные родители. Дети-инофоны (билингвы) такой поддержки, как правило, лишены, поскольку их родители обычно знают русский язык еще хуже, чем их дети.

                Дети, для которых русский язык неродной, пройдя курс обучения, должны иметь возможность успешно сдать единый государственный экзамен. Среди детей-мигрантов много тех, кто хотел бы продолжить свое образование. А для того чтобы успешного выполнить задание экзаменационной работы ученик должен понять содержание задания, перевести его на математический язык, выбрать необходимые алгоритмы для решения, решить его и дать правильный ответ, соответствующий заданию.

        Сегодня я приведу только некоторые методы, используемые в практике для решения поставленных задач на примере обучения учащихся 6 класса.

Методы обучения, используемые нами, оказывают так же благотворное влияние на обучение русских дети из семей с низким социальным статусом, с низкой мотивацией.

В учебнике «Математика. 6 класс. Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов и др.» есть рубрика  «Говорим и пишем правильно» (используем при изучении нового материала), благодаря которой учим детей правильному прочтению математических формул и действий, правил.

·         Проблема. Неумение соотнести склонение существительных влечет за собой ошибки  при выборе формы числительного. Как устраняем проблему?

Пример. Возможны различные способы прочтения термина «отношение»:

Частное двух чисел называется отношением этих чисел. Отношение показывает, во сколько раз первое число больше второго или какую часть первое число составляет от второго.

 

35 : 27

-отношение числа тридцать пять к числу двадцать семь

                (р.п.)           (в.п.)              (д.п.)           (в.п.)

-  отношение чисел тридцать пять и двадцать семь

                      (р.п.)           (в.п.)                  (в.п.)

- отношение тридцати пяти и двадцати семи

                              (р.п.)                    (д.п.)

 

Равенство двух отношений называют пропорцией.

     a : b = с :d   

 

·         отношение α к  b равно отношению  с к d

или

·         α так относится к b, как с относится к d

Названия знаков «+» и «-» при числе во всех случаях по падежам не склоняют

 

 а=-10 (а равно минус 10)

х=+1,3 (икс равен плюс одной целой трем десятым)

-15 левее -6 (минус 15 левее минус 6)

 

В процессе изучения учебного материала мы с  учащимися формируем справочную тетрадь, которой они пользуются на следующих уроках.

·         Проблема. Сложны для восприятия алгоритмы выполнения каких-то действий, данные в учебниках или они отсутствуют вообще. Подразумевается, что ученик, освоивший, например, определение должен уметь делать необходимые преобразования. 

Алгоритмы выполнения заданий делим на более мелкие шаги, при этом более подробно описываем каждый шаг. Учащимся справочный материал выдается в печатном виде как эталон, т.к. темп записи в тетрадь у учащихся низкий:

Алгоритм

Примеры

Говорим так

Алгоритм преобразования неправильной дроби в смешанное число:

-числитель надо разделить на знаменатель до целого частного с остатком или без остатка;

1.      -целое частное принимается за целую часть формируемого смешанного числа;

2.      остаток от деления принимается за числитель дробной части смешанного числа;

3.      -знаменатель прежней дроби принимается за знаменатель дробной части смешанного числа;

4.      к целой части приписывается полученная дробная часть.

 

 

«тридцать пять четвертых равны восьми целым трем четвертым»

 

 «сорок восемь двенадцатых равны четырем»

Алгоритм преобразования смешанных чисел в дробь:

1.      целую часть смешанного числа надо умножить на знаменатель дробной его части;

2.      к полученному результату надо прибавить числитель его дробной части;

3.      вновь полученный результат записать в числителе образуемой дроби;

4.      знаменатель дробной части смешанного числа перевести в знаменатель полученной дроби.

 

 

 

 

«три целых пять седьмых равны двадцати шести седьмым»

·         На уроках постоянно уделяем внимание правильному произношению и правописанию математических терминов.

Пример. Проверка знаний проводится в виде теста:

Тема «Отношения и пропорции»

Вставьте пропущенные буквы в следующие математические термины:

 

1 вариант

 

2 вариант

1.

Час…ное

1.

…кружность

2.

Пр…порц…я

2.

Рад…ус

3.

…кружность

3.

Час…ное

4.

Ч…слитель

4.

Прям…   пр…порциональность

5.

Д…литель

5.

Пр…порц…я

6.

Площ…дь

6.

Знам…нат…ль

7.

Отн…шение

7.

Су…а

8.

Пр…моугольник

8.

Д…лимое

9.

Взаимн…  …братные

9.

Взаимн…  …братные

10.

Прям…   пр…порциональность

10.

Дл…на

11.

Су….а

11.

Сл…гамое

12.

Дл…на

12.

Отн…шение

В качестве закрепления знаний математических терминов проводим математические диктанты.

 При использовании различных приёмов развития математической грамотности у учащихся развивается речь, которая позволяет выразить свою мысль логично, точно, с аргументами и выводами. 

На уроках проводится блиц опрос для закрепления полученных знаний или проверки их усвоения.

Пример.  Ответьте на вопросы (требуется краткий ответ на вопрос или задание):

1.       Основное свойство дроби.

2.      Что значит сократить дробь?

3.      Какие числа называются взаимно обратными?

4.      Какие числа называются взаимно простыми?

5.      Как сравнить дроби с разными знаменателями?

6.      Как умножить две дроби?

7.      Как разделить две дроби?

8.      Как сложить смешанные числа?

9.      Как вычесть смешанные числа?

10.  Как найти дробь от числа?

11.  Как найти число по его дроби?

Учитывая наличие в классе учащихся из различных этнических групп, оказавшихся за одной партой, приходится моделировать учебный процесс таким образом, чтобы вовлечь в учебную деятельность всех учащихся, при этом учить проявлять чувство уважения друг к другу, взаимопомощи, обучать командным методам работы (распределение ролей), работа на преодоление языкового барьера.

Пример. Проведение практических работ. Работа в парах или группах, предполагает устные ответы друг другу и совместное решение заданий.

А) Практическая работа по теме «Смешанные числа» (работа в парах).

·         Какие числа называются смешанными?

·         Назовите элементы смешанного числа.

·         Какая дробь называется неправильной?

·         Может ли быть дробная часть смешанного числа неправильной дробью?

·         Может ли быть у смешанного числа дробная часть больше единицы?

1.   Назовите числа   

2.      Выпишите из данных чисел смешанные числа. Из каких дробей можно получить смешанные числа?

3.      Назовите элементы указанного числа:  ; ; ;

4.      Какие из данных чисел можно назвать смешанными: ; ; ; ;; ;0,46.

Работа в парах  позволяет исправлять речевые ошибки учеников путём составления диалога по заданной ситуации. Ребята оказывают друг другу помощь в правильном и чётком произношении неродной речи.

В) Практическая работа по теме «Преобразование обыкновенных дробей в смешанные числа» (работа в группах).

·         Какая дробь называется неправильной? Приведите пример.

·         Какие числа называются смешанными? Приведите пример и скажите, из каких частей они состоят?

·         Какими числами являются части смешанного числа? Приведите пример.

·         Какие дроби можно преобразовать в смешанное или целое число?

·         Расскажите алгоритм преобразования обыкновенных дробей в смешанные числа.

·         Можно ли из обыкновенной дроби получить целое число?

·         Можно ли из целого числа получить дробь?

5.      Преобразуйте обыкновенную дробь в смешанное число:

а)  ;

6.      Выделите целую часть из дроби:

а) ; ; ;

7.      Можно ли целые числа 1, 2, 3, 4, 5 представить в виде обыкновенных дробей и какие при этом дроби получатся?

Коллективная форма работы значительно увеличивает объём речевой деятельности на уроках: ведь хоровые ответы помогают преодолеть боязнь допустить ошибку, а это самое главное в работе с такими учениками. Эта работа удобна для разыгрывания предлагаемых речевых ситуаций, которые побуждают их спросить или сказать что-либо на русском языке. Они помогли создать у детей запас наиболее употребительных русских слов и фраз для использования их в разговорной речи.

С) Вопросы, которые «придумали» ученики при повторении темы «дроби»

1.      Какую дробь называют правильной? Неправильной?

2.      Как сравнить две дроби с одинаковыми знаменателями? С одинаковыми числителями?

3.      Как из неправильной дроби выделить целую часть?

4.      Что больше: 1% или 1/2%?

5.      Какую часть метра составляют 5 сантиметров?

6.      Сколько в единице половин?

7.      Какие существуют неправильные дроби с числителем 7?

8.      Назовите 3 числа, которые больше 5, но меньше 6.

9.      Четверть часа. Сколько это минут?
10. Какую часть суток составляет 3 часа?

Метод контрольных вопросов. Всем учителям известен знаменитый список вопросов для решения математических задач  венгерского математика Дьорда Пойа (1887-1985) . Он утверждал: «  Лучше всего… помогать ученику естественно. Учитель должен уметь поставить себя на место ученика, понять как думает ученик, и так задать вопрос, чтобы ученик мог самостоятельно до него додуматься. В этом состоит высшее искусство учителя»

               Этапы работы:

·         - понять предложенную задачу;

·         -найти путь от неизвестного к данным;

·         - реализовать найденную идею решения;

·         - проверить и оценить решение критически.

     Этот метод дает простор для широкого спектра приемов, которые могут создавать учителя. Он особенно эффективен в работе   с учащимися инофонами, т.к. они должны решить 2 задачи: понять вопрос (с учетом знания языка), а затем подойти к его решению.

При обучении математике также включаю в урок занимательные игры, которые   оживляют урок, делают его более интересным и разнообразным. Учебная задача, поставленная перед учащимися в игровой форме, становится для них более понятной, а словесный материал легче и быстрее запоминается. Закрепление старых и приобретение новых навыков и умений в игровой форме также происходит более активно. В процессе игры дети усваивают новую математическую терминологию, тренируются в произношении и закреплении в речи определённых слов, словосочетаний, целых предложений.

При обучении математики использую правила-инструкции, разъясняющие закономерности математического языка и помогающие формировать языковую компетенцию школьников.

Большое значение в формировании познавательного интереса и памяти у учащихся играет подбор образного, яркого, занимательного учебного материала и добавление его к общему роду учебных примеров и заданий, таких как, например, кроссворды, ребусы, исторические справки (из истории чисел, биографии ученых), мнемонические правила запоминания, (учитель сам придумывает стихи-запоминалки, песни-правила),различные виды устных упражнений , карточки-задания с подсказками. Мнемонические правила облегчают запоминание нужной информации и увеличивают объём памяти путём образования ассоциаций, упрощают запоминание.

            Использование различных методов и приемов обучения учащихся- мигрантов позволяет снятию напряжения в обучении, созданию комфортных условий для каждого ученика.

На основании опыта работы можно предложить следующие рекомендации для организации педагогами эффективной учебной работы и внеурочной деятельности по профилактике учебных затруднений у обучающихся из семей мигрантов:

  1. Необходимо выявление и анализ типичных трудностей, учащихся-инофонов, в том числе при участии логопеда и психолога.
  2. Адаптация и коррекция методики преподавания и использование необходимых дополнений в УМК.
  3. Применение различных методов и приемов обучения на уроках.
  4. Организация индивидуальных и групповых дополнительных занятий.
  5. Включение обучающихся в различные формы урочной и внеурочной деятельности.
  6. Создание ситуаций успеха, и психолого-педагогическая поддержка обучающегося.
  7.  Консультативная работа с родителями детей мигрантов.

            В заключение хочется сказать, что обучая, необходимо просвещать.  Недаром русское слово «образование» изначально происходило от слова «образ». Дети всегда тянутся за тем, кому они верят, а чтобы тебе поверили, надо самому верить в то, что ты делаешь. И, говоря сегодня о толерантности, мы понимаем, что перед школой стоят такие основные проблемы как: незнание русского языка, конфессиональные и ментальные различия. И наша задача искать пути решения этих проблем.

 

Формирование математической грамотности у детей мигрантов

Формирование математической грамотности у детей мигрантов

Формирование математической грамотности у детей мигрантов

Формирование математической грамотности у детей мигрантов

Формирование математической грамотности у детей мигрантов

Формирование математической грамотности у детей мигрантов

Формирование математической грамотности у детей мигрантов

Формирование математической грамотности у детей мигрантов

Формирование математической грамотности у детей мигрантов

Формирование математической грамотности у детей мигрантов

Формирование математической грамотности у детей мигрантов

Формирование математической грамотности у детей мигрантов

Формирование математической грамотности у детей мигрантов

Формирование математической грамотности у детей мигрантов

Формирование математической грамотности у детей мигрантов

Формирование математической грамотности у детей мигрантов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2020