Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 17 «Юнармеец»»
|
«ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ СВЯЗЕЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ПРЕДМЕТОВ»
Учитель русского языка и литературы
И.П.Никоненкова
г. Мичуринск
2024 г.
СЛАЙД 2.
Одно колесо часовой машины спросило другое:
- Скажи, почему ты всё время вертишься не вместе с нами, а в другую сторону?
- Потому что так меня задумал мастер, - ответило колесико. – Но ведь этим я вам нисколько не мешаю, а, наоборот, помогаю показывать правильное время. И хоть крутимся мы в разные стороны, главная цель у нас общая.
(Притча)
СЛАЙД 3.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в условиях быстрого роста объёма информации возможность её восприятия и осмысления резко уменьшается. Выход видится в усвоении структурированных знаний, представляющих собой определённое единство, систему.
СЛАЙД 4.
Поэтому целью работы учителей является формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством интеграции предметов с другими образовательными областями.
СЛАЙД 5.
Интегрированный урок – это особый тип урока, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления.
СЛАЙД 6.
Какие были условия для возникновения и становления опыта в области интеграции? Это:
1. Изменение ситуации: снижение интереса к обучению.
2. Необходимость поиска новых подходов к обучению.
3. Создание условий для развития личности учащихся и формирования у них ключевых компетенций.
СЛАЙД 7.
Межпредметная интеграция
*способствует интеллектуальному развитию обучающихся;
*оказывает положительное влияние на физическое и психическое здоровье детей, обеспечивая комфортное состояние обучающихся на уроке;
*способствует расширению объёма знаний без увеличения времени, отводимого для их усвоения, повышает мотивацию к учёбе.
Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
Интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников.
СЛАЙД 8.
Межпредметная интеграция на уроках русского языка способствует не только активизации учебной деятельности, но и воспитывают:
-коммуникативность,
-критическое мышление,
- толерантность,
-креативность,
-самостоятельность и ответственность,
-любовь к своему краю и многие другие качества личности.
СЛАЙД 9.
Интеграция возможна при ряде условий:
*родство наук, соответствующих интегрируемым учебным предметам;
*совпадение или близость объекта изучения;
*наличие общих методов и теоретических концепций построения.
СЛАЙД 10.
Какие задачи могут решать интегрированные уроки:
- информационную (поиск, анализ и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача; владение современными информационными технологиями);
- коммуникативную (знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями),
- социокультурную (познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов) ;
- учебно-познавательную (элементы логической, методологической, общеучебной деятельности; планирование, анализ, рефлексия, самооценка;)
- культуроведческую (формирование русской языковой картины мира).
СЛАЙД 11.
Немного обращусь к истории педагогики.
В методике преподавания существует несколько классификаций интегрированных уроков.
Педагог-методист С. А. Леонов подчеркивает, что «на интегрированном уроке сведения разных наук и искусств не только дополняют друг друга, но и составляют определённый сплав, комплекс, необходимый для восприятия учащимися предмета изучения в целом». Он выделяет следующую классификацию уроков:
• Уроки, на которых центральным объектом изучения являются исторический факт, общественное событие, известная личность. Материал таких уроков требует интеграции литературы, истории, музыки, изобразительного искусства.
• Уроки, в центре которых находится явление окружающего мира.
• Урок, объектом анализа на котором является в первую очередь изображение чувств и переживаний человека.
Такие уроки стимулируют активную познавательную деятельность учащихся на уроке и при подготовке к нему, формируют общеучебные навыки, помогают решить задачу воспитания активного читателя.
Интеграция предметов в современной школе - одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческих потенциалов педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного воздействия на учащихся.
Смысл использования межпредметных связей заключается в том, что в урок включается эпизодически материал других предметов, но при этом сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой.
Структура интегрированных уроков отличается: чёткостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной ёмкостью материала.
Каждый из таких уроков ведут два или более учителей-предметников. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук. Подготовка урока идёт совместно, заранее определяется объём и глубина раскрытия материала, последовательность его изучения. Часто таким урокам предшествуют домашние задания с использованием знаний двух или трёх предметов.
СЛАЙД 12.
Этапы подготовки и проведения интегрированного урока:
Этап |
Цель этапа |
Поисковый |
- обеспечить мотивацию к изучению темы; - обеспечить поиск изучения материалов по выбранной теме. |
Подготовительный |
- научить работать с источниками, подбирать тематические факты и данные. |
Основной |
- развивать умение самостоятельно использовать полученные материалы. |
Заключительный |
- развивать культуру обсуждения выступлений учащихся. |
Считаю, что использование интегрированных уроков в преподавании русского языка литературы сказывается и на качестве обучения.
СЛАЙД 13.
Какой вижу результат перед и после проведением интегрированных уроков:
- повышение мотивации и уровня знаний, умений и навыков.
- проявление самостоятельности и творческого подхода учащихся к выполнению задания;
- большая информативная ёмкость материала и его систематизация;
- способствуют развитию в большей степени, чем обычные уроки эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся (логического, художественно-образного, творческого);
- способствуют повышению, роста профессионального мастерства учителя, так как требуют от него владения методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельного подхода к обучению.
- активизируется познавательная деятельность учащихся, так как большинство интегрированных уроков включает в себя элементы проблемного обучения. Проблемное обучение является эффективным способом повышения интереса учащихся к урокам.
СЛАЙДЫ 14 – 17 (УЧИТЕЛЯ).
В прошлом году при изучении поэмы М. Ю. Лермонтова" Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» моей задачей было рассмотреть худ. произведение, дать характеристику героям; с точки зрения истории, показать личность Ивана Грозного, рассмотреть понятие «опричнина». Но так как в курсе истории семиклассники по программе ещё эту тему не прошли, я решила провести интегрированный урок. Ребята заранее готовили исторические справки эпохи Ивана Грозного, готовили портретные характеристики. На урок был приглашён учитель истории, которая рассказала о реальных исторических событиях, воплощённых в художественном пространстве. Моя задача, как литератора, состояла в том, чтобы раскрыть поэтические образы, идею поэмы. В конце урока учителем истории и мной были заданы вопросы, на которые ребята должны были ответить как с точки зрения истории, так и с точки зрения литературы. Мы создали для детей проблемную ситуацию.
Также интересен и увлекателен был урок по поэме Пушкина «Полтава», проведённый учителями русского языка и литературы. Ребята взглянули на петровскую эпоху, познакомились с личностью Петра I и провели параллели на уроке литературы, увидев как художественно, средствами изобразительности показывает Пушкин Петра и это историческое событие. Предварительно семиклассники с удовольствием готовили доклады, находили портреты, схемы сражений, делали противоречивые выводы, спорили, думали, сопоставляли, сравнивали.
С 2022 года началось активное сотрудничество с учителями английского языка. В 8 классе был дан прекрасный урок на тему «Шекспир на все времена». Ребята учили сонеты на английском и на русском языках, готовили биографию Шекспира на двух языках, делали сценки, готовили презентации. В подборе материала, редактировании, правильной постановке произношения участвовал учитель английского языка. А вот род драматургии, что такое пьеса, образы Ромео и Джульетты восьмиклассники рассматривали с большим интересом, эту часть урока готовил учитель литературы. Урок прошёл на одном дыхании. На данном уроке совершенствовались коммуникативно-познавательные умения, направленные на систематизацию и углубление знаний и обмен этими знаниями в условиях речевого общения; дальнейшее развитие и совершенствование эстетического вкуса учащихся. Тексты художественных произведений являлись важнейшим средством приобщения учащихся к культуре страны изучаемого языка.
В 2022-2023 учебном году провели интегрированный урок на тему «Заимствованные слова» в пятом классе. Этот урок способствовал созданию у школьников целостного представления об окружающем мире, что является одной из целей обучения. Обучение иностранным языкам важно строить, постоянно проводя аналогии с родным языком. Урок познакомил учащихся с понятием заимствованные слова и англицизмы. Учащиеся исследовали образование слов: спорт, футбол, баскетбол, волейбол, ток-шоу и многих других. Ребята повторили изученный речевой материал и ввели в активный словарь новые слова на английском и русском языках. Урок нацелен был на воспитание внимательного отношения к слову и интерес к изучению языков. На уроке были созданы условия для закрепления навыков работы со словарями: Толковый словарь, Словарь иностранных слов, Этимологический словарь, англо-русский словарь. Разнообразные формы работы позволили сочетать индивидуальный подход к учащимся и коллективную деятельность. На таких уроках ребята учатся самостоятельно ставить проблему, искать пути её решения и видеть результаты коллективной деятельности.
«Азбука славянской письменности», 5 класс. Заключительный урок по литературе.
Этот урок представлял собой интеграцию нескольких
учебных дисциплин. Библиотечный фрагмент урока о происхождении
письменности, подготовила и провела педагог-библиотекарь, которая рассказала
ребятам о происхождении славянской письменности, об истории рождения книги.
Экскурсия в прошлое, театрализованное представление; ребята долго готовились, шили себе костюмы, сами организовали выставку книг, учились рисовать кириллицу.
Музыкальное сопровождение к уроку подготовила учитель музыки, она помогла в подборе духовной музыки;
На уроке были использованы знания МХК — рассказ ученика о происхождения праздника Дня славянской письменности и культуры, как его отмечают в других странах. Урок оставил неизгладимое впечатление, ребятам удалось соединить знания других областей наук. Нынешние шестиклассники знают, кто такие Кирилл и Мефодий, знают историю письменности на Руси.
Интегрированный урок на тему «Число. Имя числительное» в шестом классе позволил объединить два предмета (русский язык и математика) на одном уроке. Ребята записывали в тетрадях решение задачи с устным объяснением, чётко проговаривая числительные. Учитель корректировала речевые погрешности. Затем урок продолжил учитель математики. В ходе игры «Эксперт» при оценке учитывались правильный числовой результат и грамотное речевое объяснение. Таким образом, ребята пришли к выводу, что даже при работе на уроке математики, нужно следить за грамотностью своей речи.
В пятом классе при изучении лирики Некрасова в урок были внесены элементы интеграции. Учитель ИЗО после изучения произведения «На Волге» призвала ребят провести параллели с живописью, обратив внимание детей на картину Репина «Бурлаки на Волге».
Таким же образом прошёл урок в 7 классе при изучении повести Гоголя «Тарас Бульба». Ребята увидели как события, происходящие в России в 19 веке, волновали не только литературу, но и живопись.
А вот урок «Мысль семейная» в романе Толстого «Война и мир» позволяет интегрировать литературу и психологию. На этот урок можно пригласить педагога-психолога, который даст будущим выпускникам курс «Самосовершенствование личности»: что такое Семья в науке психологии. После этой общественно-значимой работы психолога с классом, можно связать эти знания с семейной идей в романе Л. Н. Толстого «Война и мир. Таким образом, десятиклассники увидят, как реальные жизненные ситуации становятся неотъемлемой частью художественного произведения.
Интегрированным урокам присущи значительные педагогические возможности. Здесь учащиеся получают глубокие разносторонние знания об объектах изучения, используя информацию из различных предметов, по-новому осмысливают события, явления. Очень важным моментом является психологическая совместимость преподавателей, которые вместе готовят, а затем проводят интегрированный урок. Без взаимной поддержки, взаимопонимания и дополнения друг друга интегрированный урок не получится.
СЛАЙД 18.
Плюсами интегрированного урока можно назвать то, что он:
1. Позволяет познавать окружающий мир в многообразии, а не по одному признаку.
2. Активизирует мыслительные процессы, учит находить причинно-следственные связи, улучшает речь и социализирует.
3. Имеет нестандартную форму, которая, в свою очередь, поддерживает тягу к науке и работоспособность на высоком уровне.
4. Предоставляет возможность для самореализации и учителя, и учеников, проявить способность к науке и, что не менее важно, творчеству.
СЛАЙД 19.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.