Формирование метапредметных универсальных умений
ГБОУ гимназия № 540
Приморского района Санкт- Петербурга
Калюжная Елена Николаевна
Реализация стандартов второго поколения
Сегодня образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности школьника – систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
В соответствии с Концепцией и Требованиями стандарта содержание планируемых результатов должно позволять осуществлять оценку предметных, метапредметных и личностных результатов образования.
Универсальные учебные действия – умение учиться
БЛОКИ
Личностный Метапредметный
регулятивный
познавательный
коммуникативный
Метапредмет. Метапредметность
От греческого «мета» - то, что стоит «за».
Первый известный метапредмет – «Метафизика» Аристотеля.
В отечественной педагогике метапредметный подход получил развитие в конце ХХ века в работах А.В.Хуторского, Ю.В.Громыко.
В 2008году - один из ориентиров новых образовательных стандартов.
Метапредметный подход
Ю.В.Громыко под метапредметным содержанием образования понимает деятельность, не относящаяся к конкретному учебному предмету, а, напротив, обеспечивающая процесс обучения в рамках любого учебного предмета.
В работах А.В. Хуторского метапредмет – это не особый, деятельный «срез» предмета, но именно основосоздающая часть предмета. Принцип метапредметных основ содержания образования – один из принципов дидактической эвристики, человекообразного обучения.
В ФГОС метапредметные результаты образовательной деятельности
определяются как «способы деятельности, применяемые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов».
В качестве требований к метапредметным результатам ФГОС выдвигает:
овладение способностью принимать и сохранять учебную цель и задачи, самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;
умение планировать, контролировать и оценивать свои действия ;
умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации;
умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
умение провести сравнение, анализ, обобщение, простейшую классификацию
освоение межпредметных понятий
Метапредметные результаты
Развитие умения планировать.
Развитие коммуникативной компетенции.
Умение четко определять области знаемого и незнаемого.
Умение ставить перед собой цели и определять задачи.
Развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией.
Развитие смыслового чтения.
Осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности.
Метапредметные результаты – мосты, связывающие все предметы, помогающие преодолеть горы знаний.
Основным объектом оценки
метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью
Метапредметные умения
это умения учиться:
умение работать с текстом;
умение задавать вопросы;
умение выделять главное;
умение слушать собеседника и т.д.
Сформированные умения могут применяться на любом уроке.
Личностные УУД
У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция;
адекватная мотивация учебной деятельности (учебные и познавательные мотивы);
ориентация на моральные нормы и их выполнение;
способность к моральной децентрации (преодоление эгоцентризма, т.е. видения мира только со своей точки зрения и невозможность учитывать точку зрения других людей на те же явления и предметы).
Регулятивные УУД
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свое действие;
учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
различать способ и результат действия;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
Познавательные УУД
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
использовать знаково-символические средства;
строить речевое высказывание;
осуществлять анализ и синтез;
проводить сравнение, классификацию;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
владеть широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.
Коммуникативные УУД
Выпускник должен научиться:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формировать собственное мнение и позицию;
организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;
адекватно передавать информацию;
отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Связь УУД с содержанием учебных предметов
Регулятивные
целеполагание
планирование
прогнозирование
контроль
коррекция
оценка
алгоритмизация действий
Математика, Русский язык, История, Естествознание и др.
Коммуникативные
использование средств языка и речи для получения и передачи информации;
участие в продуктивном диалоге;
самовыражение;
монологические высказывания разного типа
Русский язык, Литература, Математика, Естествознание и др.
Познавательные общеучебные
моделирование (перевод устной в письменную)
Русский язык
смысловое чтение, письменные высказывания
Литературное чтение
моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач
Математика
широкий спектр источников информации
Естествознание, История
Познавательные логические
формулирование личных, языковых, нравственных проблем;
самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера
Русский язык , Литература, История
Анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия
Математика и Естествознание
Личностные
жизненное самоопределение
Русский язык
нравственно-этическая ориентация
Литература
смыслообразование
Математика
нравственно-этическая ориентация
Естествознание
Современные технологии:
метод проектов;
технология развития критического мышления;
технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
обучение в сотрудничестве;
здоровьесберегающие технологии;
система инновационной оценки «портфолио»;
технология интерактивного и дистанционного обучения;
педагогические мастерские;
коллективная система обучения
Анализ уровня сформированности метапредметных умений
Высокие результаты в выполнении заданий репродуктивного характера.
Умения понимать и принимать учебную задачу, планировать ее выполнение, осуществлять самоконтроль
( коэфф.-0,02)
Умения ориентироваться в разнообразии способов решения задач ( коэфф. -0,28)
Умения определять примерное содержание незнакомой книги по названию (коэфф. -0,28)
Определение уровня сформированности самооценки у ученика ( коэф.-0,54)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.