преподаватель-организатор ОБЖ
МБОУ «Средняя школа № 15»
город Черногорск
Анисимова Светлана Николаевна
высшая квалификационная категория
Формирование мотивации к обучению на уроках ОБЖ
«Сделать учебный предмет интересным – это значит сделать действенным или
создать вновь определённый мотив, а также создать соответствующие цели»
А.Н. Леонтьев
Одной из основных проблем школы в современных условиях является формирование мотивации к обучению у школьников. Её актуальность обусловлена задачами повышения качества образования, преодоления школьной неуспеваемости.
Данная проблема характерна для всех учебных предметов, в том числе и для предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Его изучение направлено на достижение главной потребности человека – обеспечение безопасности. Назначение предмета состоит в формировании мировоззрения и воспитании культуры безопасности учащихся, адекватных современной эпохе развития цивилизации. Более того, от качества знаний в этой области напрямую зависит безопасность школьников.
Поэтому, моя цель, как учителя, заключается в том, чтобы повысить учебную мотивацию и интерес к предмету. Для реализации поставленной цели использую в процессе обучения различные методы, приёмы, формы, средства мотивации, современные технологии.
Современные психолого-педагогические технологии применяю с учётом специфики предмета. Использую интерактивные технологии, так как в процессе реализации образовательной программы по ОБЖ предусматривается формирование умений принимать обоснованные решения в конкретной ситуации с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Воспитание и обучение в сотрудничестве позволяет научить учащихся аргументированно высказывать собственное мнение, принимать во внимание доводы одноклассников, рецензировать их ответы. Таким образом, приобрети навыки критического отношения к полученной информации.
Мотивируют на изучение предмета имитационные игры, отсроченные загадки, притчи, легенды, использование фрагментов учебных, документальных и художественных фильмов, демонстрационные модели (анимации) природных явлений, которые невозможно наблюдать в природе, при помощи которых также можно показать природные процессы и явления.
Связываю материал с жизненными проблемами и ситуациями, использую личностную значимость изучаемого материала. Использование на уроках ситуационных заданий позволяет развивать у учащихся умения анализировать, принимать решения, обобщать и делать умозаключения. Новые педагогические технологии применяю избирательно: адекватно возрастным особенностям, в соответствии с целями и задачами урока, содержанием изучаемого материала, особенностями класса.
Применяю на своих уроках активные методы организации учебной деятельности: дифференциацию и индивидуализацию заданий по степени сложности, метод анализа конкретной ситуации, создание ситуации успеха, разнообразные виды самостоятельной работы учащихся (обучающие, творческие, тренировочные, развивающие, контрольные). Реализую методы активного и интерактивного обучения через урочную и внеурочную деятельность: деловые и ролевые игры, дискуссии, групповые формы организации познавательной деятельности учащихся.
При проведении уроков активно использую экранно-звуковые пособия, Интернет-ресурсы. В качестве наглядных пособий - мультимедийные учебники для 5,6,7 классов, с их иллюстративными, анимационными возможностями, электронные учебники (5-9 класс), стенды по ПДД с беспроводным управлением, аппаратно-программный комплекс по ПДД для учащихся 1-11 классов «Светофор», электронные интерактивные плакаты по ПДД, тренажёры, электронные обучающие программы и игры по правилам дорожного движения, пожарной безопасности.
Таким образом, эффективность использования выше перечисленных методов, приёмов, форм, средств и современных образовательных технологий, направленных на повышение мотивации обучения и интереса к предмету, определяется стабильными показателями успеваемости (100%) и положительной динамикой качества знаний учащихся (с 91% до 94%).
Список используемой литературы
1. Ильин, Е. П. Мотивы человека (теория и методы изучения) [Текст] / Е. П. Ильин. -- Киев: Вища школа, 1998. -- 263 с.
2. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя [Текст] / А. К. Маркова. -- М.: Просвещение, 1983. - 96 с.
3. Мотивация учебной деятельности: уровни и типы (разработка Домбровской И. С.) [Электронный ресурс] // Энциклопедия школьного психолога = psihologu.info. -- Режим доступа: http://www.psihologu.info/content/view/904/23/
4. Савельев А.А. Педагогические условия формирования мотивации учения школьников на уроках [Текст] : автореф…канд.пед. наук (13.00.01)/А.А. Савельев – Ярославль, 1999 – 19 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.