Формирование мотивации к занятиям хореографией.
Эта тема выбрана мной не случайно. Родители приводят ко мне детей заниматься хореографией в 4-6 лет. Прежде всего – это желание родителей, чтобы их ребёнок танцевал. Моя задача, как педагога, сделать так, чтобы в дальнейшем занятия хореографией стали для ребёнка важной частью его жизни. Любой педагог знает, что заинтересованный ребёнок занимается лучше, интерес играет важную роль в формировании положительной мотивации к любой, в том числе учебной деятельности.
Человек включается в деятельность при желании, появлении мотива участвовать в ней.
Мотив – побудительная причина, повод к какому-нибудь действию. Он может носить кратковременный характер, либо стабильный. Моя задача – сформировать у детей, занимающихся в коллективе стабильный мотив к занятиям хореографией. Чтобы воспитать у ребёнка здоровое стремление к достижению намеченной цели, я сама испытываю искренний интерес к своей деятельности и объективно отношусь к успехам и неудачам учеников.
На формирование положительной, устойчивой мотивации к учебной деятельности влияют следующие педагогические факторы:
содержание учебного материала;
организация учебной деятельности;
стиль педагогической деятельности;
сравнение сегодняшнего результата с предыдущими.
Интерес, желания, намерения, задачи и цели играют инструментальную роль в системе мотивационных факторов.
В формировании мотивации к занятиям хореографией, несомненно, особое значение имеет интерес. Он служит необходимой предпосылкой обучения.
В первую очередь именно на развитие устойчивого познавательного интереса должна быть направлена образовательная программа.
Мной разработана общеразвивающая образовательная программа «Холидей» на срок 8 лет. Цель программы - развитие личности ребёнка средствами хореографии.
Задачи: сформировать устойчивый интерес детей к хореографии, развить творческие способности учеников через танцевальное искусство.
Программа выстроена по временным и возрастным характеристикам и делится на 2 уровня. 1-й уровень является базовым, 2-й продвинутым. 2-й уровень является продолжением развития и совершенствованием 1-го.
Сохранность детей в ансамбле, говорит о сформированности у них интереса к хореографии. В программе предусмотрены развивающие музыкальные игры, упражнения на импровизацию, групповые и индивидуальные формы работы. Всё это способствует формированию мотивации к занятиям.
Лицом коллектива является, конечно же, его репертуар. При составлении репертуара я стараюсь учитывать пожелания детей и их родителей. Поэтому, наряду с современным и эстрадным направлением включаю в репертуар и такие направления как народное, классическое, а также молодёжные уличные стилизованные клубные направления. Всего более 10 стилей и направлений.
Для сохранения интереса учащихся я продумываю структуру занятия, используя различные формы обучения. Например, игра-путешествие (в сказки, мультфильмы, различные страны). Такие методы и приёмы подачи учебного материала помогают детям с интересом выполнять танцевальные упражнения.
Дети младшего возраста воспринимают информацию через игру, для них наиболее доступная форма обучения. Поэтому я применяю такие игровые приёмы на уроках ритмики, как например, подговорки.
Подговорки – это малый фольклорный жанр, в котором в стихотворной форме раскрывается техника исполнения танцевального элемента. Использование подговорок способствует ненавязчиво, не утомительно освоить то или иное танцевальное упражнение. Подговорки музыкальны, ритмичны, образны. Например, «Маятник» («Вперёд-назад, вперёд-назад, маятник качается, влево-вправо, влево-вправо, детям очень нравится»). «Галоп боковой» («Гоп-гоп-гоп-гоп – получается галоп. Пятка пятку догоняй – пятка пятку выбивай»).
Развитию мотивации помогают и музыкальные развивающие игры, которые дети выполняют с большим удовольствием.
Также я использую на занятиях творческие задания на импровизацию для более старших воспитанников. Им предлагается, как индивидуально, так и коллективно придумать и исполнить танцевальный этюд на заданную тему и музыку. Особенно в таких заданиях мотивирует соревновательная деятельность, когда группа делится на 2 или несколько подгрупп, работа на время и т.д. Эти задания ученики очень любят. В них они развивают творческие и коммуникативные навыки, артистичность, самостоятельность, самовыражение.
Ну и конечно же, самым главным мотиватором для танцоров является концертная и конкурсная деятельность. Я заметила, что дети очень любят выступать перед зрителями на любой концертной площадке, будь то сцена во дворце или уличная. Признание зрительской аудиторией повышает их самооценку и вызывает желание продолжать занятия.
Особую радость доставляют моим воспитанникам победы в различных танцевальных конкурсах. Они стимулируют не останавливаться на достигнутых результатах, двигаться вперёд, совершенствовать технику исполнения и актёрское мастерство.
Успешность мотивации ребёнка и его статус в детском коллективе очень сильно взаимосвязаны. В доброжелательной атмосфере, которую я стараюсь создавать в ансамбле, развиваются позитивные навыки общения детей.
Не допускается неконструктивная критика со стороны педагога, а также любая критика со стороны других учащихся. Ученикам очень важна похвала педагогом, хоть за малый положительный результат. Конечно, без замечаний при обучении не обойтись, но я всегда стараюсь компенсировать замечания небольшим поощрением в виде похвалы в присутствии других детей.
Формированию детского коллектива помогают и культурно-досуговые мероприятия. Мы вместе отмечаем праздники, дни рождения, победы в конкурсах. Кроме чаепитий и дискотек на таких мероприятиях проводятся игры, конкурсы, творческие задания, которые помогают сплотиться, проявить индивидуальные способности каждого ребёнка, раскрыть их таланты в других творческих сферах. Самое главное, чтобы учащиеся ощущали эмоциональное благополучие, доверие педагогам и товарищам. Применение таковой методики работы позволяет почувствовать детям свою успешность, значимость, и в дальнейшем способствует лучшей адаптации в обществе.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что формирование мотивации к занятиям хореографией складывается из нескольких составляющих элементов:
грамотно составленная обучающая программа;
интересные формы учебного процесса, где учение проходит без принуждения, учитывающее право на собственную точку зрения и право на ошибку;
правильно составленный репертуар, учитывающий тренды, актуальность и вкусы учащихся;
концертная и конкурсная деятельность, помогающая формированию личности, самодостаточности и умению объективно оценивать результаты своего труда, даже в случае творческих неудач;
совместно проведённый культурный досуг, позволяющий обрести новых друзей и осознать, что их ценят и любят.
Останавливаясь лишь на нескольких видах мотивации, стоит отметить, что их использование приводит к стабильным положительным результатам для успешной деятельности танцевального коллектива и улучшения качества образования.
Библиография: Малышева Е.А. Формирование мотивации к обучению хореографией. Асбест: ЦДТ им. Н.М. Аввакумова, 2013. 16 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.