Пашкова Н.А
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Тема урока |
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ (2 часа) |
||
Тип урока |
Комбинированный ( первый час) |
||
Цель урока |
Раскрыть сущность понятий «совокупный доход», «прожиточный минимум», «уровень бедности». Описать явления и процессы, которые складываются в сфере распределения (охарактеризовать причины неравенства доходов, объяснить необходимость перераспределения доходов в обществе, показать конкретные меры государственной политики по защите малоимущих) |
||
Задачи урока |
I Образовательные: 1) Дать представление о понятии «прожиточный минимум»; 2) Выделить причины неравенства доходов; 3) Определить механизм перераспределения доходов в государстве; 4) Узнать, как государство поддерживает незащищённые слои населения.
II. Развивающие: 1.Развивать навыки работы с текстом учебника 2.Учиться делать выводы и анализировать материал 3.Уметь объяснять термины «прожиточный минимум», «потребительская корзина» 1) Развивать навыки работы с текстом учебника; 2) учиться делать выводы и анализировать материал; 3) уметь определять и объяснять определения: «прожиточный минимум», «потребительская корзина».
III. Воспитательные: 1) Дать обучающимся представление о необходимости поддержки социально необеспеченных слоев общества для стабильности государства необеспеченных слоёв общества для стабильности государства |
||
Образовательные ресурсы |
Учебник Обществознания, 8 класс, Боголюбов Л.Н., 2020., раздаточный материал: инструктивная карточка, цветная бумага, презентация |
||
План урока |
|
||
Личностно значимая проблема |
Можно ли утверждать, что определенная разница в доходах людей справедлива? |
||
методы и формы |
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная |
||
Основные понятия |
Совокупный доход, прожиточный минимум, уровень бедности |
||
Планируемые результаты |
|||
Предметные |
Метапредметные УУД |
Личностные УУД |
|
Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу; продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему. |
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развивать умение работать в группах Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного |
Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки. |
|
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока |
Время |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации взаимодействия |
Универсальные учебные действия (УУД) |
Формы контроля |
I. Мотивация к учеб- ной деятельности |
2 |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися |
Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать |
Фронтальная работа |
Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения |
|
II. Актуализация знаний |
7 |
Беседа по изученному материалу. |
В начале урока проводится беседа. Затем они пытаются определить основное содержание данной темы. Внимание на экран. Я сейчас покажу вам, ребята, изображения картин, которые находятся в «Третьяковской галерее», а вы расскажите мне, о чем, по вашему мнению, пойдет речь сегодня на уроке. (Сл.3) |
Учащиеся вспоминают изученный ранее материал определяют его значимость, высказывают свою точку зрения. Записывают тему. Учащиеся высказывают мнения о тематике урока, элемент тренинга «Обсуждение», цель – получение обратной связи от учащихся, открытый диалог о чувствах, мыслях и действиях участников Предлагают версии. Составляют план деятельности |
Работа в парах
Индивидуальная работа |
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы |
1. Работа в тетради Устные ответы |
III. Изучение нового материала
|
17 |
Работа со схемой в учебнике стр.202 (сл.4)
Объяснение учителя
Деловая игра «Расходы и доходы» (инструктивная карточка
Выступления учащихся |
Тренинг «Вспомнить больше» Вариант интеллектуальной разминки, позволяющий привлечь внимание к теме занятия, выявить отношение к изучаемой теме, актуализировать имеющиеся знания (фиксация ответов детей на доске). Как вы думаете, какое количество денежных средств необходимо человеку, чтобы прожить месяц? А знаете ли вы, что существует конкретная сумма, установленная законом, на которую человек может прожить месяц? Эта сумма называется прожиточным минимумом. Сл.7 Каждая семья должна уметь правильно распределять свой бюджет, для этого необходимо знать основы домашней бухгалтерии. Кто-то из взрослых является домашним бухгалтером. Он знает доходную часть бюджета семьи и планирует сколько средств и на что будет израсходовано с учётом цен на товары и услуги. В этих целях удобно вести хозяйственную книгу, куда ежедневно вносятся о покупках, их цена и платежи. Расходы семьи делятся на две основные группы: постоянные и переменные. Сл.9 Постоянные расходы – расходы, которые не меняются в течение какого-то периода времени (покупка основных продуктов питания, плата за квартиру, проездной билет и т.д). Переменные расходы включают в себя периодические (циклические и сезонные) и единовременные (непредвиденные) расходы. Циклические расходы – покупка предметов разного срока пользования (мебель 10-12 лет; верхняя одежда 2-3 сезона; бытовая техника, материалы на ремонт и.т.д). Сезонные расходы связаны с определёнными сезонными явлениями (заготовка в прок ягод и овощей, закупка семян и удобрений для садового участка и.т.д). Непредвиденные расходы часто связаны с критическими ситуациями (покупка лекарств, ремонт бытовой техники и т.д). Учащиеся делятся на группы по 4-5 человек. Каждая группа – это семья. Далее ученики в группах распределить роли членов семьи - отец, мать, бабушка, дедушка, дочь, сын. Могут быть самые разнообразные варианты, это ребята должны определить для своей команды самостоятельно. Например, в команде может не быть "бабушки", но есть двое детей. После создания семьи, ученики выполняют задание Представление итогов работы групп |
Учащиеся определяют, что совокупный доход – это сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени (сл.5.) Учащиеся слушают учителя и отвечают на вопросы.
Учащиеся слушают учителя и наполняют потребительскую корзину. Сл.8 Элемент тренинга «Потребительская корзина» (актуализация жизненного опыта учащихся, стимулирование мыслительной активности, критического подхода к анализу ситуации). На столах у учащихся присутствуют карточки разных цветов: зеленые – с перечнем непродовольственных товаров; красные - с перечнем услуг; желтые – с перечнем продовольственных товаров. Учитель просит ребят проанализировать по какому принципу розданы корточки, и о каком понятии будет идти речь, если поместить их в корзину (учитель предлагает ребятам сложить все карточки в плетеную корзину). Учащиеся приходят к выводу, что данный набор продуктов, товаров и услуг входит в состав потребительской корзины. Сумма прожиточного минимума определяется стоимостью потребительской корзины. Потребительская корзина представляет собой перечень необходимых продовольственных и непродовольственных товаров и услуг.
Учащиеся после выполнения заданий выступают по очереди и представляют результаты работы групп |
Работа в парах
Фронтальная работа.
Работа в парах
Работа в парах
Фронтальная работа |
Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы Познавательные: извлекают необходимую информацию; дополняют и расширяют имеющиеся знания; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных. Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное |
Устные ответы Записи в тетради.
Устные ответы
Записи в тетради
Записи в тетради
Устные ответы и записи в тетради |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного |
7 |
Работа в парах Самостоятельная работа с текстом учебника стр.206-207 |
Проводится беседа в ходе которой возможно, предложить учащимся самостоятельно сделать вывод по материалам урока или провести беседу по вопросам: - Что нового об экономике вы узнали сегодня? - Какие выводы о роли экономики в жизни человека можно сделать? |
Учащиеся проводят осмысление ранее изученного, составляют кроссворд и выполняют задания в рабочей тетради. После этого анализируют проблему поставленную в начале урока и находят ее решение. |
Работа в парах Фронтальная работа |
Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради |
Проверка выполнения заданий |
V. Итоги урока. Рефлексия |
5 |
Обобщение полученных на уроке сведений Работа с учебником, элемент тренинга «Дискуссионные качели». |
Цель: мотивирование учащихся на активную мыслительную работу). Одни эксперты считают, что слишком большое неравенство доходов населения препятствует экономическому росту, тогда как другие придерживаются точки зрения, что неравенство — один из важнейших стимулов, побуждающих человека к развитию. И, следовательно, оно ускоряет экономический рост. Я попрошу вас, опираясь на имеющиеся знания, ответить на вопрос темы нашего урока: «Неравенство доходов – вред или благо?». Как вы думаете, неравенство доходов в обществе имеет только отрицательные стороны или положительные тоже присутствуют в данном явлении. Предлагаю в группе обсудить этот вопрос и составить кластер показав «+» и «-». Итак, мы с вами разобрали понятия: совокупный доход, прожиточный минимум, потребительская корзина, а понятия «Неравенство доходов», «Перераспределение доходов» и «Экономические меры социальной поддержки населения» вы должны разобрать сами. |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке Самостоятельно оценивают тот материал, который изучили на уроке (интересно, трудно, бесполезно) Работа в группах: на цветных листах (формат А-4), ребята записывают свои варианты ответов). Обсуждение предложенных ответов и фиксирование их на доске магнитами в виде кластера. Спасибо за работу, далее мы вернемся к нашему «Кластеру». |
Фронтальная работа
работа в парах |
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала |
Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание |
2 |
Конкретизирует домашнее задание Домашнее задание: § 24, термины, разработать буклет: «Способы экономии средств в моей семье», «Как уменьшить оплату коммунальных услуг» |
Записывают домашнее задание |
Индивидуальная работа |
Приложение
Картины
Ярчайшим образцом творчества стала картина «Сватовство майора» Федотова Павла Андреевича, созданная в 1848 году. В основе сценария картины заурядный брак по расчету между дочерью зажиточного купца и разорившегося майора-дворянина. В то время подобные сделки были обычным делом: одни стремились заполучить деньги, а другие – звания в обществе, да и просто семье необходимо было выжить, банкротство было неминуемым крахом.
Яркой социальной направленностью отличается картина «Посещение бедных» (1874). Маковского Владимира Егоровича. Запечатлена типичная сцена для того времени, когда благотворительность среди богатых стала модной. Богатая барыня, нарядная и надменная, снизошла до посещения семьи, находящейся в крайней бедности. С презрением взирает сопровождающий ее лакей на убогую обстановку комнаты. По-разному реагируют члены семьи на неожиданное посещение «благотворительницы»: изможденная, бедно одетая пожилая женщина униженно и выжидательно смотрит на вошедшую, ее муж за занавеской торопливо и с раздражением натягивает на себя старый сюртук, а их дочь с выражением безнадежной горечи на лице оцепенело стоит у дверного косяка.
Деловая игра «Расходы и доходы».
Инструктивная карточка
Учащиеся делятся на группы по 4-5 человек. Каждая группа – это семья.
1 задание. Обсудите в группе вопросы, подготовьте ответ.
Вопросы:
1. Почему люди за некоторые вещи и услуги не платят деньги? Действительно ли эти блага достаются им бесплатно? Какие вещи, предметы, услуги, по вашему мнению, можно и должно просить, получать, использовать, не уплачивая за них?
2.Следует ли платить деньги за воздух, за воду, за свет, за солнечное тепло?
Задание может быть выполнено в устной или письменной форме. После ответа каждой группы, необходимо провести обсуждение, сделать вывод.
2 задание. Создайте семью, заполните таблицу
Далее ученики в группах распределить роли членов семьи - отец, мать, бабушка, дедушка, дочь, сын. Могут быть самые разнообразные варианты, это ребята должны определить для своей команды самостоятельно. Например, в команде может не быть "бабушки", но есть двое детей.
После создания семьи, ученики выполняют задание:
Перечислите как можно больше видов денежных доходов человека.
Перечислите расходы семьи, которые на ваш взгляд, обязательно будут.
Результаты работы учащиеся заносят в таблицу:
Член семьи |
Доходы |
Расходы |
Мать |
|
|
Отец |
|
|
Бабушка |
|
|
Дедушка |
|
|
Сын |
|
|
Дочь |
|
|
Время на заполнение таблицы - 10 - 15 минут.
3 задание. Рассчитайте бюджет семьи за неделю, результаты работы представьте в таблицах. Сделайте вывод о типе семейного бюджета.
Член семьи |
Доходы (руб.) |
Мать |
|
Отец |
|
Бабушка |
|
Дедушка |
|
Сын |
|
Дочь |
|
Итого |
Виды расходов |
Сумма (руб.) |
|
|
|
После выполнения задания, учащимся предлагается разрезать таблицу пополам (доходы - расходы) и поменяться расходами с другими семьями.
4 задание. В семье расходы очень часто бывают непредвиденными, необходимо быть готовыми к самым разнообразным тратам. Совместите часть своей таблицы с чужой частью. Предложите пути выхода из сложившейся ситуации.
Время выполнения – 5- 10 мин.
Представление результатов работы в группе, обсуждение. Подведение итогов игры.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.