Методическая разработка учебного занятия по дисциплине "Основы философии". Тема: проблемы современной прикладной этики
Оценка 4.9

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине "Основы философии". Тема: проблемы современной прикладной этики

Оценка 4.9
docx
25.06.2022
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине "Основы философии". Тема: проблемы современной прикладной этики
КРАСИКОВА разработка открытого занятия.docx

 

Слайд 1. ТЕМА: ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПРИКЛАДНОЙ ЭТИКИ

 

При входе в кабинет студенты вынимают стеклянные камешки любого цвета и белые камешки

I. Организационный момент

 

Слайд 2. II. Проверка домашнего задания.

Решение теста

1. Соотнесите понятия и определения

А. Мораль

1. Часть философского знания, учение о добре и зле

Б. Нравственность

2. Совокупность социальных ценностей и норм, основанных на понимании добра и зла.

Г. Этика

3. Совокупность личных ценностных установок, собственное понимание добра и зла, хорошего и плохого

 

2. Какое понятие иллюстрирует данная ситуация:

Сергей помог пожилой соседке донести тяжелые сумки до квартиры, поскольку всегда с уважением относится к взрослым людям и не может остаться в стороне, когда наблюдает, как соседке тяжело.

а) мораль,                 б) нравственность,                в) этика

 

3. Какое понятие иллюстрирует данная ситуация:

На учебном занятии по философии студенты рассмотрели понятия добра, зла, совести, стыда и т.п.

а) мораль,                 б) нравственность,                в) этика

 

4. Какое понятие иллюстрирует данная ситуация:

В общественном транспорте Василий всегда уступает место пожилым людям, поскольку его этому с детства учили родители и школа.

а) мораль,                 б) нравственность,                в) этика

 

Слайд 3. Самопроверка по ключу

1.       А – 2,         Б – 3,            В – 1.         (2 балла)

2.  Б           (1 балл)

3.  В           (1 балл)

4.  А           (1 балл)

 

III. Постановка цели и задач учебного занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

 

Сообщение темы занятия: «Проблемы современной прикладной этики»

 

Слайд 4. Постановка цели учебного занятия – просмотр видеоролика, формулировка цели совместно со студентами:

Слайд 5. Научится делать осознанный моральный выбор в условиях сложности и противоречивости социальных отношений, моральных норм и нравственных ценностей

 

IV. Актуализация знаний

Определение понятия «моральный выбор»

Слайд 6. Моральный выбор – это осознанный выбор человеком того или иного варианта поведения в соответствии с его личными или общественными моральными установками.

 

V. Первичное усвоение новых знаний.

 

Слайд 7. Этические дилеммы – это ситуации, в которых есть выбор между двумя вариантами, оба из которых морально неприемлемы для человека.

 

Виды этических дилемм:

 

Слайд 8. По возможности представленной ситуации

Гипотетические – дилеммы, в которых человек сталкивается с ситуацией, с которой вряд ли столкнется в реальной жизни

Реальные – реальные ситуации, в которых человек должен принять сложное решение, либо пример, который тесно связан с собственной жизнью человека

 

Слайд 9. По возможности влиять на ситуацию

Открытые – человек имеет всю необходимую информацию о ситуации, однако, не знает, как в реальности разрешилась история

Закрытые – человеку известно не только то, из чего складывается ситуация, но то, какое решение принял главный герой истории

 

Слайд 10. По объему представленной информации

Полные – все детали обсуждаемой ситуации известны человеку, решающему дилемму

Неполные – человек, решающий дилемму, не знает всех последствий, вытекающих из возможных выборов главного героя

 

Слайд 11. Алгоритм решения этических дилемм

·        Определите сущность дилеммы (в чем состоит выбор)

·        Определите последствия каждого варианта решения дилеммы

·        Соотнесите варианты решения с моральными нормами и личными нравственными установками и примите решение

·        Оцените последствия реализации принятого решения для себя и окружающих

·        Составьте план действий в соответствие с принятым решением

 

VI. Первичная проверка понимания

Обсуждение содержания морального выбора при решении этических дилемм:

 

Слайд 12. Трамвайная дилемма

Трамвай на ходу выходит из-под контроля и на полной скорости незадолго до смены игл. На этой дороге привязаны пять человек, которые умрут, если трамвай доедет до них. Вы находитесь перед сменой игл, и у вас есть возможность заставить транспортное средство переключиться на другой путь, но с которым человек привязан. Обход трамвая приведет к смерти человека. Не делай этого, дай пятерым умереть. Что бы вы сделали?

 

Слайд 13. Дилемма Хайнца

Жена Хайнца заболела раком, и ожидается, что она скоро умрет, если ничего не будет сделано, чтобы спасти ее. Тем не менее, есть экспериментальное лекарство, которое, по мнению врачей, может спасти вашу жизнь: форма радио, которую только что открыл фармацевт. Хотя это вещество стоит дорого, рассматриваемый фармацевт взимает во много раз больше денег, чем стоит его производство (стоит 1000 долларов и 5000). Хайнц собирает все деньги, которые он может купить, рассчитывая на помощь и заем денег у всех своих знакомых, но ему удается собрать только 2500 долларов из 5000, которые стоит продукт. Хайнц идет к фармацевту, который говорит ему, что его жена умирает, и просит его продать лекарство по более низкой цене или позволить ему заплатить наполовину позже. Фармацевт, тем не менее, отказывается, утверждая, что он должен зарабатывать с ним деньги, так как именно он открыл это. Тем не менее, Хайнц приходит в отчаяние и планирует украсть лекарство. Что делать?

 

VII. Физминутка

Слайд 14. Разминка для глаз

 

VIII. Первичное закрепление

 

Решение этических дилемм

Слайд 15. Экзамен. Будучи студентом, вы сдаете сложный экзамен. Вы потратили много времени и сил на подготовку, изучили все теоретические вопросы, разобрали практические задания. Ваш однокурсник пришел на экзамен неподготовленным, но вы имеете возможность ему помочь получить положительную оценку. Как вы поступите?

Слайд 16. Фирма. Являясь сотрудником частной фирмы, вы случайно узнаете, что главный бухгалтер фирмы, по указанию директора и владельца, утаивает доходы фирмы, чтобы сократить налоговые выплаты, при этом часть укрытых денег распределяется между сотрудниками. Как вы поступите??

Слайд 17. Больной. Будучи сотрудником организации, вы отправились навестить тяжелобольного сотрудника. Его заболевание неизлечимо и приносит ему огромные страдания. Близких родственников у него нет, что еще ухудшает его положение. В процессе вашего общения больной сообщает вам, что дальше жить не хочет и просит подать ему снотворное, которое сам он достать никак не может. Как вы поступите?

Слайд 18. Открытие. В процессе профессиональной деятельности вы смогли разработать технологию, которая поможет решить огромное количество профессиональных задач, достигнуть результатов, которые принесут огромную прибыль. В то же время, эта технология может быть использована для создания оружия огромной поражающей силы. Кроме вас эту технологию не сможет реализовать никто. Как вы поступите?

 

Студенты предлагают аргументы в пользу того или иного варианта решения дилеммы.

Студенты, стеклянные камешки которых совпадают с цветной маркировкой дилеммы голосуют. Обнародуются результаты голосования

 

Слайд 19. IX.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

 

Волкогонова, О. Д. Основы философии: учебник / О.Д. Волкогонова, Н.М. Сидорова. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2020. – С. 437-457

Сформулировать собственную этическую дилемму, предложив ее решение в соответствие с изученным алгоритмом

 

X. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Слайд 20. Голосование белыми стеклянными камешками

 


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

 

Этапы учебного

занятия

Элемент занятия, содержание

учебного материала

Метод

обучения

(контроля)

Средства

обучения

Время,

мин.

Задачи

обучения и воспитания

Деятельность

преподавателя

Деятельность

студентов

I. Организационный момент

- приветствие присутствующих,

- проверка наличия студентов,

- готовность группы к занятию,

 

Монологический

Мультимедийное оборудование, презентация

3

Психологический настрой группы

на активную работу

Приветствует студентов,

сообщает план занятия

Приветствуют преподавателя

 

 

 

II. Проверка домашнего задания

Решение теста

Самопроверка

Тестирование

Мультимедийное оборудование, презентация, раздаточный материал

7

Закрепление через повторение изученного материала

Анализирует и оценивает степень усвоения учебного материала студентами

Решают тест, осуществляют самопроверку

III. Постановка цели и задач учебного занятия.

Просмотр видеоролика «Моральный выбор», совместная формулировка цели занятия:

Фронтальный

Мультимедийное

оборудование, презентация

5

Мотивация учебной деятельности обучающихся

Организует постановку цели урока учащимися

Смотрят видеоролик, совместно с преподавателем формализуют цель занятия

IV. Актуализация знаний

Определение понятия «моральный выбор»

Проблемное изложение

Мультимедийное

оборудование, презентация

5

Получить представление о качестве усвоения учащимися материала, определить опорные знания

Организует работу студентов

 

 

Формулируют и записывают определение

V. Первичное усвоение новых знаний

Знакомство с понятием и видами этических дилемм. Изучение алгоритма решения этических дилемм.

 

Объяснительно-иллюстративный метод, проблемное изложение, метод беседы, демонстрация

 

Мультимедийное оборудование, презентация

15

 

Объясняет с демонстрацией презентации

делают записи в рабочей карте, отвечают на поставленные вопросы, делают выводы

VI. Первичная проверка понимания

Рассмотрение вариантов решения классических дилемм – трамвайной дилеммы и дилеммы Хайнца

Проблемное изложение, частично-поисковый метод

Мультимедийное оборудование, презентация

5

 

Обобщение имеющихся и усвоение новых знаний, формирование словесно-логического мышления, речи

Организует работу студентов

 

 

Отвечают на поставленные вопросы, анализируют ответы товарищей

VII. Физминутка

 

 

Разминка для глаз

 

здоровьесберегающие

Мультимедийное оборудование, видеоролик

3

Активно изменить деятельность студентов, ослабить наступающее утомление, переключить на продолжение занятия

Организует разминку

Выполняют разминку

VIII. Первичное закрепление

 

Решение этических дилемм, обсуждение аргументов, голосование

 

Проблемное изложение, элементы опережающего обучения, метод беседы

Раздаточный материал (оценочный лист, наклейки), мультимедийное оборудование, плакаты, плечевые весы, камушки для голосования

40

Развитие мыслительных способностей учащихся, творческих сил, интереса к учению, формирование познавательной активности, словесно-логического мышления, самостоятельности и умения отстаивать свою точку зрения, содействовать воспитанию гражданственности, формированию морально-нравственных качеств

Организует работу студентов, обобщает предложенные аргументы, организует голосование

Оценивает степень усвоения новых знаний

 

Студенты решают предложенные дилеммы, аргументируют основные варианты решения, делают выводы, проводят самооценку. Голосуют, подводят итоги голосования

 

IX.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Волкогонова, О. Д. Основы философии: учебник / О.Д. Волкогонова, Н.М. Сидорова. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2020. – С. 437-457

Сформулировать собственную этическую дилемму, предложив ее решение в соответствие с изученным алгоритмом

 

Объяснение

Мультимедийный проектор, экран

4

Умение самостоятельно работать с учебником, с лекционным материалом, высказывать своё мнение на поставленный вопрос.

 

 

Поясняет выполнение домашней работы

Записывают домашнее задание

X. Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

Голосование белыми стеклянными камешками

 

рефлексия

плечевые весы, камушки для голосования

3

Осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей деятельности.

Организует голосование

Голосуют

 

 


 

Слайд 1. ТЕМА: ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ

Слайд 1. ТЕМА: ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ

Слайд 4. Постановка цели учебного занятия – просмотр видеоролика, формулировка цели совместно со студентами:

Слайд 4. Постановка цели учебного занятия – просмотр видеоролика, формулировка цели совместно со студентами:

Составьте план действий в соответствие с принятым решением

Составьте план действий в соответствие с принятым решением

Слайд 17. Больной. Будучи сотрудником организации, вы отправились навестить тяжелобольного сотрудника

Слайд 17. Больной. Будучи сотрудником организации, вы отправились навестить тяжелобольного сотрудника

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

VII . Физминутка Разминка для глаз здоровьесберегающие

VII . Физминутка Разминка для глаз здоровьесберегающие
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.06.2022