Новичкова Елена Васильевна, учитель русского языка и литературы
СОГБОУ «Вяземская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Смоленская область, Вяземский район, деревня Чёрное
«Формирование навыка правильного чтения у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Переход от устной речи к чтению требует от ребенка аналитического отношения к слову. Осознание звуковой структуры слова- необходимое условие для успешного освоения системы родного языка. Дети, имеющие нарушения интеллекта допускают большое количество ошибок, искажающих звуковой состав слова.
Они пропускают и смешивают буквы, слоги, слова; перескакивают со строки на строку; вставляют лишние буквы; не дочитывают окончания. Многочисленность ошибок задерживает развитие навыка правильного чтения, затрудняет понимание читаемого. Правильное чтение - это чтение без искажения звукового состава слов с соблюдением правильного ударения в словах.
Одним из эффективных приемов выработки у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья навыка правильного чтения являются ежедневные специальные упражнения, способствующие точному воспроизведению слоговых структур и слов, которые могут вызывать затруднения при чтении текста. Конкретные задачи таких упражнений следующие: установление связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов, дифференциация сходных единиц чтения, закрепление в памяти слогов и слов, читаемых глобально, слияние в единый процесс восприятия и осмысления слова. Несомненно, что предварительные упражнения в правильном чтении решают и задачу совершенствования произносительных навыков, поскольку прочтение слогов и слов предполагает четкость их артикулирования. Однако в противоположность артикуляционной гимнастике с ее нацеленностью на укрепление мышц артикуляционного аппарата, отработку четкости произношения звуков, данные упражнения прежде всего готовят детей к правильному прочтению слов текста.
Материалом для упражнений служат слоговые структуры слов и целые слова,
которые встречаются в тексте, предназначенном для чтения на данном уроке. Виды упражнений подбирают с учетом общего уровня развития у обучающихся навыка чтения, в частности, характера их ошибок, а также в зависимости от особенностей структуры слов текста, прорабатываемого на уроке.
Осознанность чтения является основным качеством, при овладении которым
достигается наиболее полное понимание информационной, смысловой и идейной сторон текста. В развитии этого навыка огромную роль играют те виды занятий, которые проводятся и в массовой школе, а именно: подготовка учащихся к восприятию текста, словарная работа, выразительное первоначальное чтение произведения педагогом или обучающимися, вторичное чтение текста детьми, анализ прочитанного при повторном чтении, составление плана, пересказ, работа над выразительными средствами художественного произведения, характеристика героя, обобщение прочитанного материала.
Однако, совпадая в основном, в специальной (коррекционной) школе эти виды работы приобретают ряд специфических черт. Так, подготовка обучающихся к восприятию текста не может ограничиваться предварительной беседой. Она проводится более углубленно с использованием целого ряда других приемов и методов. В младших классах подготовительная работа часто требует создания наглядной конкретной ситуации, лежащей в основе текста. Экскурсии в природу, на производство, демонстрация натуральных предметов, картинок, изготовление макетов, анализ возможной ситуации имеют первостепенное значение для правильного понимания читаемого. В ряде случаев подготовку можно проводить в виде беседы, в процессе которой будут актуализироваться и уточняться имеющиеся в опыте детей представления, понятия, устанавливаться связи между уже знакомым материалом и новым.
Особенно сложен в специальной школе анализ изобразительных средств
художественного произведения. Трудность заключается в том, что недостатки образного мышления, обедненность конкретного чувственного опыта детей не позволяют им ясно, представить описанное в произведении, а общее недоразвитие абстрактного мышления затрудняет перенос признаков с одного явления на другое. Простого объяснения значения и роли выразительных средств оказывается недостаточно для преодоления имеющихся затруднений. Сравнение (в процессе экскурсий, демонстрации наглядных пособий) слов, употребленных в прямом и переносном значениях, составление картинного плана, широкое использование приема зарисовок в значительной мере способствуют преодолению недостатков в понимании младшими школьниками образных выражений.
Для формирования навыков правильного чтения нужны специальные упражнения концентрирующие внимание обучающихся на этом качестве. Наиболее важным периодом для развития правильного чтения являются 1-4 классы. Это тот период, когда дети учатся придумывать слово по количеству хлопков, добавлять недостающий слог, придумывать слова на определенный звук, читать по слогам, а затем переходят к чтению целыми словами. На этом этапе важно научить обучающихся соотносить звук со зрительным образом буквы. Важным и эффективным приемом работы по формированию навыка чтения считаю проведение ежеурочных специальных упражнений, способствующих правильному воспроизведению слогов и слов, которые могут вызвать затруднения при чтении текста. Главной задачей этих упражнений является установление связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов. Предварительные упражнения решают и такую задачу, как улучшение произносительных навыков обучающихся. Материалов для этих упражнений служат слоги и слова, которые встречаются в тексте урока. Упражнения выбирают с учетом уровня навыка чтения детей, характера их ошибок. Выбираемые слоги и слова могут быть сгруппированы таким образом:
Дифференциализация сходных слогов и слов: ла-ра, ма-мя, за-са, ша-
жа, Дима-Тима, лыжи-мыши, роса-роза.
Чтение слогов и слов по подобию :ма-са-ла-ша-на-ва-жа,мо-со-ло-шо-но--во-
жо, Маша, Даша, Саша, Паша. При проведении таких упражнений нужно обращать внимание обучающихся на одинаковый принцип образования слов с одной и той же гласной, на одинаковое положение органов артикуляционного аппарата при произношении не только гласного звука, но и каждого слога с ним.
Чтение слогов и слов с подготовкой: о-то-сто-стол, у-ту-сту-стул, а-ра-вра-
врач, о-но-мно-много, з-зо-золо-золото.
После прочтения слогов дети читают слово по слогам или целиком в зависимости от их подготовки.
Чтение слов, написание которых отличаются одной-двумя буквами или
порядком их расположения: кот-кто, следы-слёзы, Зина-Нина, варит-жарит
Чтение родственных слов: лес-лесок-лесовик, шел-пошел.
Чтение слов, имеющих одинаковую приставку, но разные корни: прошел-
проделал-просмотрел-проиграл-прогулял.
Такие упражнения наиболее удобно проводить перед чтением текста самими
обучающимися. Тренировка в чтении должна занимать большую часть урока. Это основной путь, который ведет к формированию навыка правильного чтения. Но при выполнении однообразной работы дети быстро устают, поэтому к одному и тому же тексту приходится возвращаться многократно, каждый раз изменяя задание. Вначале обучающиеся читают по цепочке, затем идет выборочное чтение. Прием выборочного чтения дает возможность также изменять задания:
Прочитать отрывок, соответствующий иллюстрации учебника;
Найти в тексте ответ на вопрос учителя;
Конкретные задания (прочитать какое-либо описание, последние строчки сказки, слова определенного героя и т.п. )
Необходимо заинтересовать обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
в повторном чтении, учителю необходимо показать детям, что ему интересен каждый новый вид работы над текстом детей. Это очень важно при работе с обучающимися с отклонениями в развитии.
Наблюдение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
за чтением своих товарищей также важно для формирования навыка правильного чтения. Только при активности всего класса можно добиться такого положения, когда дети читают текст на протяжении всего урока либо вслух по вызову учителя, либо про себя, следя за чтением одного из учеников. Для организации таких наблюдений можно использовать разные приемы :
Медленное чтение учителя, все обучающиеся следят по книге, используя закладку, водя указкой по тексту или комбинированное чтение, когда в тексте выделяются предложения для чтения хором. Сопряженное чтение, когда текст начинает читать учитель вместе с учениками, затем учитель прекращает чтение, а дети продолжают хором одни.
Контроль за чтением обучающихся, с последующим сообщением о допущенных в ходе чтения ошибках. Но дети должны читать всего по 1-2 предложения, т. к. могут забыть о допущенных ошибках. И могут начать придумывать их, добиваясь одобрения учителя.
Очень важен индивидуальный подход к каждому ребенку, стимулируя его работу на уроке. За правильные ответы дети получают специальные «фишки», которые затем играют роль при подведении итогов урока.
При формировании умения читать можно использовать и диктофон. Ученик читает текст, затем прослушивает свое чтение и пытается оценить его.
Таким образом процесс овладения чтением обучающихся с ограниченными возможностями здоровья характеризуется качественным своеобразием и определенными трудностями (М. Ф. Гнездилов, В. Г.Петрова). Смысловая и техническая стороны навыка чтения взаимодействуют друг с другом в процессе его развития, являясь одновременно единым процессом. Однако, проявление взаимодействия этих сторон на каждом этапе формирования навыка оказывается различным. По мере развития технической стороны, осознание читаемого становится главным качеством, ради которого существует сам процесс чтения. Становление технической стороны также идет поэтапно: от послогового чтения к чтению целым словом, затем- словосочетанием и предложением. На каждом из этих этапов отрабатывается правильность и выразительность говорения и чтения. Постоянная тренировка превращает техническую сторону в автоматизированный навык. В процессе обучения, формирование каждого качества сопряжено с большими трудностями, обусловленными психическими особенностями детей. В программе по обучению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья существует последовательность работы над тем или иным качеством чтения, над совершенствованием каждого из них по годам.
Библиографический список
1. Лалаева, Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников/ Р.И. Лалаева. – М.: Просвещение, 2003.
2. Лалаева, Р.И. Нарушения речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников / Р.И. Лалаева. – Л., 2008.
3. Лалаева, Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников / Р.И. Лалаева. – М.: ИНИОН, 2002.
4. Лалаева Р.И. Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы. - М., 1978. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. - М., 1989.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.