Формирование навыков аудирования на начальном этапе обучения английскому языку при подготовке обучающихся к ОГЭ.

  • docx
  • 28.06.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала статья Зыкина Е.В..docx

Зыкина Е. В.,

учитель английского языка,

МАОУ СОШ №8,

г. Верхний Тагил

 

Формирование навыков аудирования 

на начальном этапе обучения английскому языку

при подготовке обучающихся к ОГЭ.

 

По своей природе аудирование – это восприятие акустического сигнала и аналитико-синтетический процесс по его обработке, результатом которой является осмысление, понимание воспринимаемого объекта, сопоставление его с хранящимся в долговременной памяти образцом. Обучение смысловому восприятию иноязычной речи на слух, то есть аудированию, – самый трудный для учащихся вид устной речевой деятельности, который может протекать без внешних проявлений, но требует больших интеллектуальных усилий со стороны воспринимающих иноязычную речь.

 В  ОГЭ же  аудирование рассматривается как цель обучения.

Проведено исследование психологических особенностей аудирования в разных возрастных группах школьников такими мэтрами отечественной педагогики, как С. А. Гурьева, И. А. Зимняя, Т. С. Путиловская, И. В. Скуридина, Т. А. Стежко).. Установлено, что интерес к процессу обучения у школьников ко 2-му классу значительно снижается: они уже понимают суть школьного процесса, для них этот этап открытий состоялся. И использование на уроках иностранного языка песенного аутентичного материала станет незаменимым подспорьем  для мотивации и стимулирования детей к учёбе.

Проблемам аудирования посвящены работы многих авторов, исследующих различные его аспекты: структурную организацию, психологическое содержание и механизмы аудирования, особенности слухового и смыслового восприятия (Б. Г. Ананьев, П. И. Зинченко, Л. А. Кожевников, A. A. Смирнов, А. Н. Соколов, Л. С. Цветкова и др.). Мы же акцентировали внимание на двух проблемах, наиболее актуальных в средней школе и разрешимых при помощи использования  адаптированного аутентичного песенного материала.

Общеизвестный факт в среде вокалистов: английский язык, как и итальянский, чрезвычайно удобен в пении ввиду особенностей фонетики и структурной организации. Почему же не пользоваться этим активно на уроках,  таким образом оптимизируя этот самый трудный процесс - аудирование?

  Известно, что аудирование занимает важное место в обучении иностранному языку. На начальном этапе закладываются основы для формирования умения говорения, страноведческой мотивации на основе аутентичной информации о стране изучаемого языка, развития интереса к языковому и культурному многообразию мира.

Вспомним, основополагающие операции для аудирования (по И.А.Зимней):

1) опознание звукового потока;

2) восприятие значения аудируемых единиц;

3) выявление значимой информации в аудируемом тексте.

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования целью обучения иностранному языку является развитие способности к межкультурной коммуникации, которая охватывает целый ряд отдельных аспектов, начиная от лингвистических (обучение безэквивалентной лексике), прагматических (как правильно вести себя в конкретной ситуации), эстетических (что считается красивым или отталкивающим в иной культуре) и, заканчивая этическими (что представляют собой моральные ценности) проблемами.

Прежде всего мы отмечаем проблему быстрого темпа речи (темп английской речи в среднем составляет 160-170 слов в минуту, а темп русской речи – 110-120 слов). Думается, это можно решить путём ритмической организации устной речи и  её песенное (музыкальное) воплощение, интонационная фразировка речи устной в вокальном  исполнении на уроке в аутентичных детских песнях увеличивают скорость пропевания иноязычных предложений, и, как следствие, мышления, понимания и темпа речи в целом.

Стоит вспомнить и о проблеме различия в тембре голоса (особые трудности вызывает восприятие высокого тембра).   В таком случае можно активно привлекать ТСО с аутентичными песенными примерами вырабатывает у учащихся привычку к восприятию речи в с широким тембровым диапазоном различных героев песен.

В своей деятельности мы выбираем приёмы, воздействующие на эмоциональную сферу психики ребёнка: именно вокальная деятельность способна развить навыки аудирования в лучшей степени, поддержать интерес к предмету.

Предлагаем Вашему вниманию несколько наиболее эффективных, проверенных практикой,  заданий в соответствии с логикой ОГЭ.

    Задание 1 ОГЭ направлено на определение места действия, ситуации, ключевых слов.

Методический приём – прослушивание песен по теме «Животные». Текст прослушивается с целью услышать и закрепить в памяти наиболее важные сведения, определить основную мысль и основную тему сообщения, отделить существенное от несущественного. Задания по пониманию музыкальной композиции строятся в зависимости от целей аудирования. Самым распространённым заданием является заполнение пропусков в тексте песни, и здесь прорабатывается как аудитивные навыки, так и лексические. Параллельно с этим у детей развивается внимание, память и скорость прослушивания. Затем, чтобы закрепить полученный языковой материал, учащихся, как правило, просят прочитать и перевести текст.

Задания 2 – 7 ОГЭ  направлены  на проверку сформированности умения извлечения необходимой информации.

Методический приём – задания к прослушанной песенке: вычленить в речевом потоке необходимую или интересующую информацию, игнорируя ненужное.

Задания 3 – 8 предполагает полное, точное и быстрое понимание звучащей речи.

В отечественной методике также используется термин «детальное аудирование». Этот вид аудирования предполагает быстрое восприятие и узнавание элементов аудиотекста и синтезирование содержания на их основе, запоминание и осмысление всех основных и второстепенных фактов.

Методический приём – использование в практике  песен по теме «Еда»: вычленить из текста песни противоположные утверждения.  

После выполнения подобных заданий, у учащихся возникает полная картина о лингвокульторологических особенностях изучаемого произведения, ведь они не только усвоили чисто лингвистический материал, но и понимают, чем живут люди, которые поют на иностранном языке, а этот аспект – не менее важен, чем набор языковых навыков.

В процессе деятельности у обучающихся формируются следующие универсальные действия:

·        умение прогнозировать развитие (высказывания, песни);

·        умение понимать лексические и грамматические средства связи в тексте  (высказывания, песни);

·        умение понимать причинно-следственные связи в тексте (высказывания, песни);

·        умение отделять главную информацию от второстепенной;

·        умение понимать информацию в перефразированном виде (при использовании синонимов, антонимов и т.д.);

Таким образом, УУД в аудировании в комплексе с различными целями развивают комплексные специфические умения. Следует отметить, что очень успешно себя проявляют дети с развитым в музыкальной школе, вокальном кружке или же данным от природы фонематическим слухом. Важно отметить, что недостаточная сформированность этих отдельных частных умений может влиять на успешность понимания звучащего текста в целом!

Особое место в формировании аудитивных навыков занимают методические приёмы, направленные на тренировку языковой догадки и вероятностного прогнозирования. Такие упражнения обеспечивают умения школьников предвосхитить содержание рассказа: следуя логике сюжета, предположить события, о которых в нем рассказывается. Большую роль играют также приёмы, обеспечивающие способность учеников заменять одни слова другими, передающими тот же смысл, пересказывать, а не передавать дословно услышанный текст:

·        озаглавь прослушанный текст (фрагмент песни);

·        прослушай песню и составь план содержания;

·        выбери правильные ответы из ряда данных, исходя из услышанной/пропетой песенки;

·        составь вопросы по содержанию песни;

·        дополни предложения из песни;

·        исправь неверные утверждения из текста песни;

·        выбери иллюстрации, соответствующие излагаемому в песне материалу;

·        выпиши из текста песни слова по изучаемой теме;

·        ответь на вопросы по содержанию песни;

·        перескажи кратко содержание песенки.

Этому способствует выполнение и таких заданий: придумай заголовок к песне, передай содержание 1 куплета одним предложением, перефразируй следующее предложение из песни и другие.

При таком подходе у учащихся прорабатывается максимальное количество навыков: лексические, фонетические, грамматические, навыки чтения и перевода, а также монологического высказывания. В зависимости от уровня, педагог может попросить учеников составить небольшое высказывание по песне, по её содержанию или какой-то другой проблеме. Если уровень подготовки учащихся этого сделать не позволяет, то можно просто попросить высказать своё мнение относительно данной композиции или её содержания.

Для проведения проверочной работы в качестве тренировочного предтестового упражнения можно предложить ученикам следующее:

·        дать прослушать аудиозапись, не показывая списка утверждений;

·        попросить после прослушивания каждой части попробовать кратко сформулировать основное содержание прослушанного;

·        предложить второе прослушивание, после которого предъявить список утверждений.

Мониторинг успешно отслеживает уровень не только языковых умений, но и комплексные умения, такие, как

·        умение прогнозировать развитие услышанной мысли;

·        умение понимать лексические и грамматические средства связи в содержании;

·        умение отделять главную информацию от второстепенной.

Так, по результатам уже второго тестирования, уровень хороших результатов увеличивается, а удовлетворительных –снижаетсяся.

Таким образом, вокальная деятельность с использованием аутентичного материала вносит в процесс изучения языка «яркое пятно» - элемент праздничности, что оказывает существенное влияние на эмоциональную сферу обучаемых. Музыка позволяет создать благоприятную атмосферу на уроке, повысить мотивацию учащихся, стимулировать их к иноязычному общению. Благодаря этому мы можем успешнее начинать формировать навыки аудирования уже со 2 класса, следуя от простого к сложному.

Как показывает практика, аудирование музыкальных композиций – одно из самых универсальных средств повышения уровня владения языка учащимися практически во всех аспектах. А иноязычная деятельность на фоне музыки способствует не только запоминанию материала, но и снимает усталость в процессе обучения (здоровьесберегающие технологии). 

Музыка – это не только способ расслабиться и получить удовольствие, но и инструмент, который можно использовать на уроках иностранного языка для обучения различным видам речевой деятельности, экономно расходуя урочное время.

 


 

Посмотрите также