Формирование навыков аудирования на начальном этапе обучения английскому языку при подготовке обучающихся к ОГЭ.
Оценка 4.6

Формирование навыков аудирования на начальном этапе обучения английскому языку при подготовке обучающихся к ОГЭ.

Оценка 4.6
docx
28.06.2023
Формирование навыков аудирования   на начальном этапе обучения английскому языку  при подготовке обучающихся к ОГЭ.
статья Зыкина Е.В..docx

Зыкина Е. В.,

учитель английского языка,

МАОУ СОШ №8,

г. Верхний Тагил

 

Формирование навыков аудирования 

на начальном этапе обучения английскому языку

при подготовке обучающихся к ОГЭ.

 

По своей природе аудирование – это восприятие акустического сигнала и аналитико-синтетический процесс по его обработке, результатом которой является осмысление, понимание воспринимаемого объекта, сопоставление его с хранящимся в долговременной памяти образцом. Обучение смысловому восприятию иноязычной речи на слух, то есть аудированию, – самый трудный для учащихся вид устной речевой деятельности, который может протекать без внешних проявлений, но требует больших интеллектуальных усилий со стороны воспринимающих иноязычную речь.

 В  ОГЭ же  аудирование рассматривается как цель обучения.

Проведено исследование психологических особенностей аудирования в разных возрастных группах школьников такими мэтрами отечественной педагогики, как С. А. Гурьева, И. А. Зимняя, Т. С. Путиловская, И. В. Скуридина, Т. А. Стежко).. Установлено, что интерес к процессу обучения у школьников ко 2-му классу значительно снижается: они уже понимают суть школьного процесса, для них этот этап открытий состоялся. И использование на уроках иностранного языка песенного аутентичного материала станет незаменимым подспорьем  для мотивации и стимулирования детей к учёбе.

Проблемам аудирования посвящены работы многих авторов, исследующих различные его аспекты: структурную организацию, психологическое содержание и механизмы аудирования, особенности слухового и смыслового восприятия (Б. Г. Ананьев, П. И. Зинченко, Л. А. Кожевников, A. A. Смирнов, А. Н. Соколов, Л. С. Цветкова и др.). Мы же акцентировали внимание на двух проблемах, наиболее актуальных в средней школе и разрешимых при помощи использования  адаптированного аутентичного песенного материала.

Общеизвестный факт в среде вокалистов: английский язык, как и итальянский, чрезвычайно удобен в пении ввиду особенностей фонетики и структурной организации. Почему же не пользоваться этим активно на уроках,  таким образом оптимизируя этот самый трудный процесс - аудирование?

  Известно, что аудирование занимает важное место в обучении иностранному языку. На начальном этапе закладываются основы для формирования умения говорения, страноведческой мотивации на основе аутентичной информации о стране изучаемого языка, развития интереса к языковому и культурному многообразию мира.

Вспомним, основополагающие операции для аудирования (по И.А.Зимней):

1) опознание звукового потока;

2) восприятие значения аудируемых единиц;

3) выявление значимой информации в аудируемом тексте.

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования целью обучения иностранному языку является развитие способности к межкультурной коммуникации, которая охватывает целый ряд отдельных аспектов, начиная от лингвистических (обучение безэквивалентной лексике), прагматических (как правильно вести себя в конкретной ситуации), эстетических (что считается красивым или отталкивающим в иной культуре) и, заканчивая этическими (что представляют собой моральные ценности) проблемами.

Прежде всего мы отмечаем проблему быстрого темпа речи (темп английской речи в среднем составляет 160-170 слов в минуту, а темп русской речи – 110-120 слов). Думается, это можно решить путём ритмической организации устной речи и  её песенное (музыкальное) воплощение, интонационная фразировка речи устной в вокальном  исполнении на уроке в аутентичных детских песнях увеличивают скорость пропевания иноязычных предложений, и, как следствие, мышления, понимания и темпа речи в целом.

Стоит вспомнить и о проблеме различия в тембре голоса (особые трудности вызывает восприятие высокого тембра).   В таком случае можно активно привлекать ТСО с аутентичными песенными примерами вырабатывает у учащихся привычку к восприятию речи в с широким тембровым диапазоном различных героев песен.

В своей деятельности мы выбираем приёмы, воздействующие на эмоциональную сферу психики ребёнка: именно вокальная деятельность способна развить навыки аудирования в лучшей степени, поддержать интерес к предмету.

Предлагаем Вашему вниманию несколько наиболее эффективных, проверенных практикой,  заданий в соответствии с логикой ОГЭ.

    Задание 1 ОГЭ направлено на определение места действия, ситуации, ключевых слов.

Методический приём – прослушивание песен по теме «Животные». Текст прослушивается с целью услышать и закрепить в памяти наиболее важные сведения, определить основную мысль и основную тему сообщения, отделить существенное от несущественного. Задания по пониманию музыкальной композиции строятся в зависимости от целей аудирования. Самым распространённым заданием является заполнение пропусков в тексте песни, и здесь прорабатывается как аудитивные навыки, так и лексические. Параллельно с этим у детей развивается внимание, память и скорость прослушивания. Затем, чтобы закрепить полученный языковой материал, учащихся, как правило, просят прочитать и перевести текст.

Задания 2 – 7 ОГЭ  направлены  на проверку сформированности умения извлечения необходимой информации.

Методический приём – задания к прослушанной песенке: вычленить в речевом потоке необходимую или интересующую информацию, игнорируя ненужное.

Задания 3 – 8 предполагает полное, точное и быстрое понимание звучащей речи.

В отечественной методике также используется термин «детальное аудирование». Этот вид аудирования предполагает быстрое восприятие и узнавание элементов аудиотекста и синтезирование содержания на их основе, запоминание и осмысление всех основных и второстепенных фактов.

Методический приём – использование в практике  песен по теме «Еда»: вычленить из текста песни противоположные утверждения.  

После выполнения подобных заданий, у учащихся возникает полная картина о лингвокульторологических особенностях изучаемого произведения, ведь они не только усвоили чисто лингвистический материал, но и понимают, чем живут люди, которые поют на иностранном языке, а этот аспект – не менее важен, чем набор языковых навыков.

В процессе деятельности у обучающихся формируются следующие универсальные действия:

·        умение прогнозировать развитие (высказывания, песни);

·        умение понимать лексические и грамматические средства связи в тексте  (высказывания, песни);

·        умение понимать причинно-следственные связи в тексте (высказывания, песни);

·        умение отделять главную информацию от второстепенной;

·        умение понимать информацию в перефразированном виде (при использовании синонимов, антонимов и т.д.);

Таким образом, УУД в аудировании в комплексе с различными целями развивают комплексные специфические умения. Следует отметить, что очень успешно себя проявляют дети с развитым в музыкальной школе, вокальном кружке или же данным от природы фонематическим слухом. Важно отметить, что недостаточная сформированность этих отдельных частных умений может влиять на успешность понимания звучащего текста в целом!

Особое место в формировании аудитивных навыков занимают методические приёмы, направленные на тренировку языковой догадки и вероятностного прогнозирования. Такие упражнения обеспечивают умения школьников предвосхитить содержание рассказа: следуя логике сюжета, предположить события, о которых в нем рассказывается. Большую роль играют также приёмы, обеспечивающие способность учеников заменять одни слова другими, передающими тот же смысл, пересказывать, а не передавать дословно услышанный текст:

·        озаглавь прослушанный текст (фрагмент песни);

·        прослушай песню и составь план содержания;

·        выбери правильные ответы из ряда данных, исходя из услышанной/пропетой песенки;

·        составь вопросы по содержанию песни;

·        дополни предложения из песни;

·        исправь неверные утверждения из текста песни;

·        выбери иллюстрации, соответствующие излагаемому в песне материалу;

·        выпиши из текста песни слова по изучаемой теме;

·        ответь на вопросы по содержанию песни;

·        перескажи кратко содержание песенки.

Этому способствует выполнение и таких заданий: придумай заголовок к песне, передай содержание 1 куплета одним предложением, перефразируй следующее предложение из песни и другие.

При таком подходе у учащихся прорабатывается максимальное количество навыков: лексические, фонетические, грамматические, навыки чтения и перевода, а также монологического высказывания. В зависимости от уровня, педагог может попросить учеников составить небольшое высказывание по песне, по её содержанию или какой-то другой проблеме. Если уровень подготовки учащихся этого сделать не позволяет, то можно просто попросить высказать своё мнение относительно данной композиции или её содержания.

Для проведения проверочной работы в качестве тренировочного предтестового упражнения можно предложить ученикам следующее:

·        дать прослушать аудиозапись, не показывая списка утверждений;

·        попросить после прослушивания каждой части попробовать кратко сформулировать основное содержание прослушанного;

·        предложить второе прослушивание, после которого предъявить список утверждений.

Мониторинг успешно отслеживает уровень не только языковых умений, но и комплексные умения, такие, как

·        умение прогнозировать развитие услышанной мысли;

·        умение понимать лексические и грамматические средства связи в содержании;

·        умение отделять главную информацию от второстепенной.

Так, по результатам уже второго тестирования, уровень хороших результатов увеличивается, а удовлетворительных –снижаетсяся.

Таким образом, вокальная деятельность с использованием аутентичного материала вносит в процесс изучения языка «яркое пятно» - элемент праздничности, что оказывает существенное влияние на эмоциональную сферу обучаемых. Музыка позволяет создать благоприятную атмосферу на уроке, повысить мотивацию учащихся, стимулировать их к иноязычному общению. Благодаря этому мы можем успешнее начинать формировать навыки аудирования уже со 2 класса, следуя от простого к сложному.

Как показывает практика, аудирование музыкальных композиций – одно из самых универсальных средств повышения уровня владения языка учащимися практически во всех аспектах. А иноязычная деятельность на фоне музыки способствует не только запоминанию материала, но и снимает усталость в процессе обучения (здоровьесберегающие технологии). 

Музыка – это не только способ расслабиться и получить удовольствие, но и инструмент, который можно использовать на уроках иностранного языка для обучения различным видам речевой деятельности, экономно расходуя урочное время.

 


 

Зыкина Е. В., учитель английского языка,

Зыкина Е. В., учитель английского языка,

Прежде всего мы отмечаем проблему быстрого темпа речи ( темп английской речи в среднем составляет 160-170 слов в минуту, а темп русской речи – 110-120…

Прежде всего мы отмечаем проблему быстрого темпа речи ( темп английской речи в среднем составляет 160-170 слов в минуту, а темп русской речи – 110-120…

В процессе деятельности у обучающихся формируются следующие универсальные действия: · умение прогнозировать развитие (высказывания, песни); · умение понимать лексические и грамматические средства связи в тексте…

В процессе деятельности у обучающихся формируются следующие универсальные действия: · умение прогнозировать развитие (высказывания, песни); · умение понимать лексические и грамматические средства связи в тексте…

Мониторинг успешно отслеживает уровень не только языковых умений, но и комплексные умения, такие, как · умение прогнозировать развитие услышанной мысли; · умение понимать лексические и…

Мониторинг успешно отслеживает уровень не только языковых умений, но и комплексные умения, такие, как · умение прогнозировать развитие услышанной мысли; · умение понимать лексические и…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.06.2023