Формирование навыков функционального чтения (из опыта работы).
Каменев Василий Иванович.
Учитель английского языка МБОУ «Нижнесортымская СОШ»
Функциональная грамотность – это готовность и способность использовать постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого спектра проблем и жизненных задач в различных сферах общения, деятельности и социальных взаимоотношений. Это способность к обобщению, синтезу, интеграции и переносу знаний, умений и навыков. Составляющие функциональной грамотности:
Содержание функциональной грамотности, формируемой в рамках урока по английскому языку, включает: овладение грамотной устной и письменной речь, способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации, умение свободно общаться, говорить, читать и писать на иностранном языке, написать письмо, заполнить резюме или анкету, открыть счет в банке, извлекать информацию из различных источников: СМИ, Интернет, книги, схемы метро, рейтинговые таблицы, объявления на дверях учреждений, названия магазинов, буклеты туристических агентств и т.д.
Навыки грамотного чтения совершенно необходимы для успешной адаптации в современном обществе. Однако по данным исследований ПИЗА, навыками грамотного чтения обладают не более трети Российских школьников. Основной целью исследования PISA является оценка образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста.
Исследователи считают, что наших школьников мало учат работать с текстами разных жанров. Им предлагают в основном учебники и хрестоматии, а в ответ требуют контрольных работ, сочинений или в лучшем случае эссе. А между тем существуют сотни самых разных видов текста, с которыми человеку придется столкнуться: пресс-релиз, авторская колонка в газете, инструкция по использованию прибора, научная статья в популярном или академическом журнале, коммерческое предложение, отчет о маркетинговом исследовании и т.д. Таким образом, одной из основных задач при обучении любому предмету становится обучение учащихся навыкам работы с любыми текстами.
Читательская грамотность – способность понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Материал для составления заданий по развитию функциональной грамотности следует выбирать из жизненных ситуаций. Например, поиск информации о работе в государственных учреждениях, молодежных центрах, центрах занятости, заполнение электронных анкет, опросов, резюме, поиск билетов на все виды транспорта, изучение расписания движения транспорта, работа с информацией о возможностях отдыха и развлечений, использование сайтов со сводками погоды, поиск кулинарных рецептов, поиск информации о фильмах, книгах, музыке, выбор товаров в Интернете. Задания к текстам должны иметь практическую направленность и при этом развивать умения и навыки
1. Текст должен быть интересен и должен содержать неизвестную, но актуальную информацию и развивать кругозор.
2. Уровень трудности текста должен соответствовать возрасту обучающегося, при необходимости нужно адаптировать текст, объем текста не должен превышать норму.
3. Незнакомые слова должны быть представлены в сносках.
4. Шрифт должен помогать легко читать; текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами.
5. Иллюстрации должны не отвлекать, а помогать разобраться в содержании текста.
6. Текст должен быть структурирован.
7. Содержание текста должно опираться на жизненный опыт ребенка.
Видами функционального чтения на уроках английского языка являются:
1. Просмотровое (skimming reading)- это беглое, выборочное чтение, целью которого является получить общее представление о тексте.
2. Поисковое (scanning reading)- это вид чтения, задачей которого является поиск определённой информации в тексте.
3. Изучающее чтение (intensive reading)- это вид чтения, направленный на полное понимание текста.
Основными этапами работы с текстом при формировании читательской компетенции учащихся являются:
1. Предтекстовый (Pre-reading). Этот этап подразумевает актуализацию имеющихся знаний учащихся по данной теме, а также развитие прогностических умений. На данном этапе учитель может попросить учащихся определить тематику текста; перечень поднимаемых в нем проблем; ключевые слова и выражения, ассоциации; сформулировать предположения о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций, либо фрагментов видео или даже музыкальных отрывков; определить основную идею текста по данным словам, какие ассоциации вызывают эти слова. Могут быть даны слова с переводом, либо слова с определениями; просмотреть текст/ первый абзац и определить, о чем этот текст; прочесть вопросы/ утверждения по тексту и определить его тематику и проблематику; попытаться ответить на предложенные вопросы до чтения текста; определить кто будет главным героем (его профессия, национальность)?
2. Текстовый (While- reading). Этот этап подразумевает контроль степени сформированности различных языковых навыков и речевых умений а также продолжение формирования соответствующих навыков и умений. На данном этапе учитель может предложить учащимся найти ответы на предложенные вопросы; подтвердить правильность или ложность утверждений, либо выявить, что это в тексте не упомянуто; составить предложения по порядку; найти соответствия; выполнить задание на множественный выбор; подобрать подходящий заголовок к каждому из абзацев; догадаться о значении слова или слов по контексту, какой из предложенных переводов слова наиболее точно отражает его значение в данном контексте; восполнить недостающую информацию.
3. Послетекстовой (Post-reading). Этот этап подразумевает использование ситуации из текста в качестве языковой, речевой, содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи. На этом этапе учитель может предложить учащимся выявить новое из прочитанного текста, высказать свое мнение по поводу прочитанного; опровергнуть утверждения или согласиться с ними; доказать или охарактеризовать что-то; составить план текста, выделив его основные мысли; пересказать/кратко изложить содержание текста; рассказать текст от лица главного героя.
При составлении заданий на функциональное чтение можно опираться на теорию Блума, согласно которой список когнитивных процессов иерархически организован, начиная с самого простого, припоминания знания, до наиболее комплексного, состоящего в выработке суждений о ценности и значимости той или иной идеи.
Таксоно́мия (от др.-греч. τάξις – строй, порядок и νόμος – закон) – учение о принципах и практике классификации и систематизации сложноорганизованных иерархически соотносящихся сущностей.
Основное назначение Таксономии – составление плана изучения темы. В процессе прохождения темы обучающиеся выполняют задания шести уровней сложности от простого к сложному. Каждый уровень имеет название, характеризующее его суть: Знание, Понимание, Применение, Анализ, Синтез, Оценка.
№ Название этапа, цель |
Содержание этапа |
Уровни учебных целей |
Конкретные действия обучающегося, свидетельствующие о достижении данного уровня |
1 этап – Знание: включение в систему знаний. Цель: повторение изученного материала, распознавание и воспроизведение информации |
Прочитайте текст, определите и составьте список аргументов в пользу или против путешествия за границу:Your task is to write words below in the table into two groups: pros and cons. Приведите факты, подтверждающие аргументы. |
1. Знание запоминание и воспроизведение изученного материала — от конкретных фактов до целостной теории |
— воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы. (определи, запомни, запиши, составь список) |
2.Понимание Цель: 1) Выявить и зафиксировать причину затруднений в речи. 2) Формировать у учащихся способность выстраивать логическую цепь обсуждения, формулировать гипотезу и ее обосновывать |
1.Объясните, почему вы хотели бы (или не хотели бы) путешествовать и почему. Опишите свои предположения по поводу путешествия You`ve tried to advice your partner the best way to spend a holiday. Let’s discuss what bad or good holiday is. 1.Определи страдательный залог в предложениях 2. Сформулируй предложение, используя грамматическую конструкцию в страдательном залоге так, чтобы смысл предложения остался идентичным |
2. Понимание преобразование материала из одной формы выражения — в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий |
— объясняет факты, правила, принципы; — преобразует словесный материал в математические выражения; — предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных. (объясни, обсуди, сформулируй, опиши, повтори) |
3.Применение. Проектирование и фиксация нового знания. Цель: Применение знаний по теме и умений в новой ситуации, использовать знания пройденной лексики, использовать речевые клише. |
1.Обсуждение по теме «Travelling – pros & cons» 2.Обмен мнениями по теме занятия с использованием изученной лексики, речевых клише и правила образования страдательного залога
Complete the dialogues according to the example. Dramatize the dialogues. Interview your groupmates about their last holidays. |
3. Применение умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях |
— применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях; — использует понятия и принципы в новых ситуациях. (возьми интервью, драматизируй, покажи, опубликуй) |
4. Анализ. Цель: актуализировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение |
Самостоятельная работа учащихся на занятии: 1) compare and make a conclusion. 2) make questions. 3) make a summery. Let’s compare two points of view: good or bad travel make a conclusion. List the main ideas of the text and explain what they mean. Agree or disagree on other student`s opinions. Give your reasons. |
4. Анализ умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура (возьми интервью, драматизируй, покажи, опубликуй, интерпретируй, сравни, исследуй, задай вопросы, выстрой, сделай обзор) |
— вычленяет части целого; — выявляет взаимосвязи между ними; — определяет принципы организации целого; — видит ошибки и упущения в логике рассуждения; — проводит различие между фактами и следствиями; — оценивает значимость данных. |
5.Синтез. Цель: уметь скомбинировать части текста, чтобы получить целое, обладающее новизной |
1. Составить синквейн на тему «Путешествие» перечень 2. Придумать рекомендации для путешественников; 2.
Предложить план написания эссе с использованием
соответствующих формальному стилю структур и словосочетаний; Suggest ways of solve problem’s solutions. Suggest an alternative. |
5. Синтез умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной |
— пишет сочинение, выступление, доклад, реферат; — предлагает план проведения эксперимента или других действий; — составляет схемы задачи. (создай, составь, представь, спрогнозируй, придумай)
|
6.Оценка Цель: 1) Зафиксировать лексический материал, изученный на занятии. 2)Организовать рефлексию и самооценку студентами собственной учебной деятельности. Рефлексия учебной деятельности на занятии. |
1.Оцените уровень знаний по теме до и после урока. 2.Сделайте вывод: · What is good/bad about going abroad for holidays?
3.Предложи свои советы подросткам: suggest “Tips for travelers” for teens magazine |
6. Оценка умение оценивать значение того или иного материала
|
— оценивает логику построения письменного текста; — оценивает соответствие выводов имеющимся данным; — оценивает значимость того или иного продукта деятельности. (сделай вывод, заключение, оцени, предположи, исправь, спрогнозируй, отредактируй) |
Сценарий урока английского языка
Педагог: Каменев Василий Иванович. Учитель английского языка МБОУ «Нижнесортымская СОШ»
Предмет: Английский язык
Класс: 10
Тема урока: «Travelling»
Дата:
Цели урока:
Тип урока: Урок закрепления знаний
УМК: Английский язык: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений «Английский в фокусе» под редакцией В. Эванс, Д. Дулли, О.В. Афанасьева, М.:Express Publishing: Просвещение, 2014.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая
Формы контроля: индивидуальный
№ Название этапа, цель |
Содержание этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Форма работы |
Результат |
1 этап – организационно-мотивационный. Цель: Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне |
Good morning, Students! I`m glad to see you! Are you ready to begin the lesson? So, let`s begin. |
Приветствует учащихся, проверяет их готовность к занятию |
Приветствуют преподавателя, проверяют свою готовность к занятию |
Формирование регулятивных УУД: саморегуляция |
|
2 этап - Актуализация знаний и фиксация затруднений. Цель: 1)Актуализировать знания пройденного материала по теме « Travelling» 2) Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. |
Today we`ll continue studying the theme « Travelling». Today we`ll speak about good and bad points of travelling. Last lesson we spoke about the types of traveling, also we spoke about pros and cons of traveling. Let`s think over some ways to spend holi-days. You`ve got cards «Student A» and «Student B». Read the information on them. Ask or give some advice from your partner using phrases from the last lesson. Change the cards and swap the roles! T: On your desks you see cards with Russian and English words on travelling. Let's translate the words into English and Russian
|
1) Предлагаются 2 типа карточек. Учащиеся делятся на пары. 2) При подготовке и ответе на задание используются лексические единицы, заданные выучить дома. 3) Работа контролируется преподавателем 4) Организуется фиксация индивидуальных затруднений и побуждает учащихся определить свою позицию. Затем происходит смена карточек, и соответственно, ролей. |
1) Выполняют задания по карточкам. 2) Обосновывают выбор лексических единиц, применяя карточки 3) Производят самоконтроль. 4) Отвечают на вопросы преподавателя. 5) Выявляют закономерность использования определенных лексических единиц при ответе на задания в каждой роли. |
Парная, фронтальная, индивидуальная |
Цель: Готовность к мышлению и осознание потребности к построению нового способа действий, необходимого для открытия нового знания
|
3 этап – Знание: включение в систему знаний. Цель: повторение изученного материала и распознавание информации |
So,
today we are going to discuss why people travel and what ways of travelling
they can use. Travelling is becoming more and more popular nowadays. Can you
tell why people travel? We've spoken a lot about travelling and I'd like you
to read and translate the text at page. |
1.Учитель даёт задание прочитать текст и назвать аргументы в пользу или против путешествия за границу:Your task is to write words below in the table into two groups: pros and cons (создаёт проблемную ситуацию на уроке, актуализирует уже имеющиеся у учеников знания по данной теме). 2. Организует работу с классом во фронтальном режиме. 3. Подводит итоги задания, определяет поле незнания по теме «Travelling» |
Вспоминают, что им известно по изучаемой теме, делают предположение, систематизируют информацию до изучения нового материала, задают вопросы, на которые хотят получить ответы, составляют кроссворд Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Осуществлять актуализацию полученных ранее знаний по теме. |
Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме |
Формируются регулятивные УУД (самоконтроль): учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. коммуникативные УУД (умение полно и точно выражать свои мысли ; умение слушать и понимать речь других) познавательные УУД (умение ставить и формулировать проблему с помощью преподавателя) |
4.Понимание Цель: 1) Выявить и зафиксировать причину затруднений в речи. 2) Формировать у учащихся способность выстраивать логическую цепь обсуждения, формулировать гипотезу и ее обосновывать |
1.Объясните, почему вы хотели бы (или не хотели бы) путешествовать и почему.You`ve tried to advice your partner the best way to spend a holiday.
Let’s discuss what bad or good holiday is. 1.Определи страдательный залог в предложениях 2. Сформулируй предложение, используя грамматическую конструкцию в страдательном залоге так, чтобы смысл предложения остался идентичным |
Организует подходящий к теме занятия диалог |
1)Участвуют в диалоге с преподавателем. 2) Учащиеся работают с диалогом. 3) Формулируют тему и задачи занятия. |
Фронтальная, индивидуальная |
Формирование регулятивных УУД: (волевая саморегуляция в ситуации затруднения); определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью преподавателя. коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения). |
5.Применение. Проектирование и фиксация нового знания. Цель: Применение знаний по теме и умений в новой ситуации, использовать знания пройденной лексики, использовать речевые клише. |
Complete the dialogues according to the example. Dramatize the dialogues. Interview your groupmates about their last holidays. Ask more questions:
What is your opinion? You`ve tried to advice your partner the best way to spend a holiday. · What have you recommended? · What are the best ways to spend holidays? · What are the worst ones P1: People want to see new places and meet new people P 4: All those things like a boarding card, check-in, gates, an information desk, customs, passport control |
1)Организует обсуждение по теме «Travelling – pros & cons» 2)Организует обмен мнениями по теме занятия. 3) Организует и контролирует парную работу (интервьюирование) по теме занятия. |
1)Участвуют в работе по дополнению диалогов изученными ими лексическими клише и выражениями. 2) Разбиваются по парам и организуют интервью по заданной тематике |
Фронтальная, индивидуальная, парная |
Формирование регулятивных УУД (проговаривание, последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы. познавательные УУД (умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их). личностные УУД (умение осознавать ответственность за общее дело; умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям). коммуникативные УУД ( умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения). |
5. Анализ. Цель: Актуализировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение |
Let’s compare two points of view: good or bad travel make a conclusion. List the main ideas of the text and explain what they mean. Speak about:
Agree or disagree on other student`s opinions. Give your reasons. |
Организует самостоятельную работу учащихся на занятии: 1) compare and make a conclusion. 2) make questions. 3) make a summery. 4) list the main ideas of the text and explain what they mean. |
1)Выполняют самостоятельную работу на занятии. 2)Производят контроль работы над заданием во время прослуши-вания выступающих с монологом 3) Производят самоконтроль во время работы над заданием. |
Индивидуальная, парная |
Формирование регулятивных УУД: (оценка, контроль, коррекция) познавательные УУД (формирование мыслительных операций: сравнение, анализ, обобщение изученного материала) |
6.Синтез. Цель: уметь скомбинировать части текста, чтобы получить целое, обладающее новизной |
Determine advantages and disadvantages of traveling Suggest ways of solve problem’s solutions. Suggest an alternative.
|
– организовывает работу по составлению синквейна на тему «Путешествие» и рекомендаций путешественников; — предлагает план написания
эссе с использованием соответствующих формальному стилю структур и
словосочетаний; |
– составляют синквейн на тему «Путешествие»; – формулируют положения о преимуществах и недостатках путешествия за границей и составляют алгоритм поведения туристов во время путешествия в совместном коллективном продукте (постере) |
Групповая индивидуальная |
Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; Познавательные: Навыки обобщения и систематизации информации |
7.Оценка Цель: 1)Зафиксировать лексический материал, изученный на занятии. 2)Организовать рефлексию и самооценку студентами собственной учебной деятельности. Рефлексия учебной деятельности на занятии.
|
Give some arguments:
At home write an essay on the topic: «The Best/Worst Holiday I Ever Had» and write an article for teens magazine “Tips for travelers” |
1)Задаёт вопросы для оценки выполняемости задач занятия. 2)Побуждает учащихся к выражению мнения: каковы результаты занятия? |
1) оценивает логику построения
письменного текста; 2)Выполняют задание на оценку своих умений |
Фронтальная, индивидуальная |
Формирование личностных УУД: (умение оценивать себя на основе критерия успешности). познавательные УУД (умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности). коммуникативные УУД: умение доказывать выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью и делать выводы; умение слушать, поддерживать и понимать речь других. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.