Выражение «Ум ребенка — на кончиках пальцев» принадлежит известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому. Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается ребёнок. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке.
Каждый человек обладает индивидуальным почерком, который вырабатывается на протяжении долгих лет. В начальных классах школьники учатся писать, осваивая каллиграфию для детей, а затем долго шлифуют этот навык, занимаясь написанием диктантов, сочинений и изложений. Однако красивый, разборчивый почерк у взрослого человека – это довольно редкое явление.
Навык письма – один из сложнейших, которым овладевает человек, Заботясь об аккуратности и чёткости письма школьников, учитель воспитывает в них опрятность, трудолюбие, добросовестное и уважительное отношение к людям, которые будут читать его работу, способствует их эстетическому и
нравственному воспитанию.
Почерк – это система привычных движений или выработанная манера письма, в основе которой лежит письменно – двигательный навык, требующий устойчивого выполнения необходимых действий. Почерк зависит от индивидуальных особенностей человека, его психического и эмоционального состояния, а также от характера двигательных реакций. Почерк формируется в течение длительного времени – от 8 до 12 лет и более. И окончательно вырабатывается к 20 – 25 годам.
Замечено, что дети, рано научившиеся писать, попав в школу, пишут отвратительно. Учителя начальных классов из года в год твердят родителям, чтобы они не занимались со своими детьми письмом в дошкольном возрасте. И в этом они, к сожалению, правы. Дети, обучившись в раннем возрасте письму, быстро портят почерк за счет того, что рука еще не устоялась. Даже если с самого начала буквы получаются красивые, закрепить хороший почерк как навык невозможно из-за нереальности ежедневных интенсивных занятий с малышом.
Научить писáть — это посложнее, чем научить читать. Опять же повторюсь, что обучение первоначальному письму – один из сложных процессов в начальной школе. Сначала детей учат тому, как нужно правильно сидеть, держать ручку и располагать тетрадь на столе, затем писать буквы, а позже – целые слова. Следует обратить внимание на то, что праворукий ребёнок должен держать ручку тремя пальцами на расстоянии 1, 5 – 2 см до кончика ручки, свободно, не сжимая очень крепко. Леворукий ребёнок держит ручку на расстоянии 3 – 4 см от кончика ручки, указательный палец при этом расслаблен.
Особо стоит остановиться на культуре письма самого учителя. Тот, кто небрежно выполняет запись образцов в тетради, пишет замечания, не соблюдая строк, никогда не добьётся от своих учеников высокого каллиграфического качества работ.
В последнее время всё чаще и чаще приходится слышать, что у школьников плохой почерк. Обвиняют в этом новые приёмы письмо, отсутствие времени на установку красивого почерка. Трудности с почерком, как правило с наклоном
Чтобы в процессе обучения совершенствовать координацию движения рук первоклассников, снять их мышечную утомляемость, целесообразно включать в работу ряд упражнений для рук, пальцев, формирования красивого почерка.
Вначале эти упражнения выполняются учениками с большим трудом, многие из них не получаются совсем. Но систематические тренировки дают, в конце концов, хорошие результаты. Эти упражнения, должны выполняться не только на уроках письма, но и на других уроках.
Подборка упражнений
Упражнение 1
Ладошки лежат на парте. Учащиеся поднимают пальцы по одному сначала одной руки, затем другой. Повторяют это затем в обратном порядке.
Упражнение 2
Пальцы обеих рук образуют шар. Затем поочерёдно разъединяют сначала большие пальцы, затем указательные и т. д. Затем, наоборот, соединяются пальцы, начиная с мизинца.
Упражнение 3
На столе лежат 10 – 15 карандашей. Одной рукой надо собрать их в кулак, по одному, затем положить карандаши на стол также по одному.
Упражнение 4
Дети, представив себе, что у них в ладошках шарик, делают движения, имитирующие поворачивание шарика в разные стороны.
Упражнение 5
Ладошки лежат на столе. Дети поочерёдно поднимают пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.
Упражнение 6
Пальцы лежат на краю стола, дети перебирают пальцами, как будто играют не пианино. В этот момент можно включить ритмичную музыку.
Все эти упражнения помогают исправить почерк, особенно детям, у которых в дошкольном возрасте была плохо развита мелкая моторика рук.
На то, чтобы научить ребенка красиво писать, может уйти не один месяц и даже год, но оно того стоит. Ведь красивый, аккуратный почерк – лицо каждого школьника!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.