Формирование навыков письма у первоклассников

  • doc
  • 21.02.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала туркина А.А.doc

Формирование навыков письма у первоклассников

 

Выражение «Ум ребенка — на кончиках пальцев» принадлежит известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому. Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается ребёнок. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке.  

 Каждый человек обладает индивидуальным почерком, который вырабатывается на протяжении долгих лет. В начальных классах школьники учатся писать, осваивая каллиграфию для детей, а затем долго шлифуют этот навык, занимаясь написанием диктантов, сочинений и изложений. Однако красивый, разборчивый почерк у взрослого человека – это довольно редкое явление.

Навык письма – один из сложнейших, которым овладевает человек, Заботясь об аккуратности и чёткости письма школьников, учитель воспитывает в них опрятность, трудолюбие, добросовестное и уважительное отношение к людям, которые будут читать его работу, способствует их эстетическому и

нравственному воспитанию.

Почерк – это система привычных движений или выработанная манера письма, в основе которой лежит письменно – двигательный навык, требующий устойчивого выполнения необходимых действий. Почерк зависит от индивидуальных особенностей человека, его психического и эмоционального состояния, а также от характера двигательных реакций. Почерк формируется в течение длительного времени – от 8 до 12 лет и более. И окончательно вырабатывается к 20 – 25 годам.

Замечено, что дети, рано научившиеся писать, попав в школу, пишут отвратительно. Учителя начальных классов из года в год твердят родителям, чтобы они не занимались со своими детьми письмом в дошкольном возрасте. И в этом они, к сожалению, правы. Дети, обучившись в раннем возрасте письму, быстро портят почерк за счет того, что рука еще не устоялась. Даже если с самого начала буквы получаются красивые, закрепить хороший почерк как навык невозможно из-за нереальности ежедневных интенсивных занятий с малышом.

Научить писáть — это посложнее, чем научить читать. Опять же повторюсь, что обучение первоначальному письму – один из сложных процессов в начальной школе. Сначала детей учат тому, как нужно правильно сидеть, держать ручку и располагать тетрадь на столе, затем писать буквы, а позже – целые слова. Следует обратить внимание на то, что праворукий ребёнок должен держать ручку тремя пальцами на расстоянии 1, 5 – 2 см до кончика ручки, свободно, не сжимая очень крепко. Леворукий   ребёнок держит ручку на расстоянии 3 – 4 см от кончика ручки, указательный палец при этом расслаблен.

Особо стоит остановиться на культуре письма самого учителя. Тот, кто небрежно выполняет запись образцов в тетради, пишет замечания, не соблюдая строк, никогда не добьётся от своих учеников высокого каллиграфического качества работ.

     В последнее время всё чаще и чаще приходится слышать, что у школьников плохой почерк. Обвиняют в этом новые приёмы письмо, отсутствие времени на установку красивого почерка. Трудности с почерком, как правило с наклоном

  • пальцами на ручку и ручкой на тетрадь сильно не давить
  • спина ровная, будто кол проглотил
  • между столом и животом расстояние в одну ладонь

Чтобы в процессе обучения совершенствовать координацию движения рук первоклассников, снять их мышечную утомляемость, целесообразно включать в работу ряд упражнений для рук, пальцев, формирования красивого почерка.

Вначале эти упражнения выполняются учениками с большим трудом, многие из них не получаются совсем. Но систематические тренировки дают, в конце концов, хорошие результаты. Эти   упражнения, должны выполняться не только на уроках письма, но и на других уроках.

 

Подборка упражнений

Упражнение 1

Ладошки лежат на парте. Учащиеся поднимают пальцы по одному сначала одной руки, затем другой. Повторяют это затем в обратном порядке.

Упражнение 2

Пальцы обеих рук образуют шар. Затем поочерёдно разъединяют сначала большие пальцы, затем указательные и т. д. Затем, наоборот, соединяются пальцы, начиная с мизинца.

Упражнение 3

На столе лежат 10 – 15 карандашей. Одной рукой надо собрать их в кулак, по одному, затем положить карандаши на стол также по одному.

Упражнение 4

Дети, представив себе, что у них в ладошках шарик, делают движения, имитирующие поворачивание шарика в разные стороны.

 

Упражнение 5

Ладошки лежат на столе.  Дети поочерёдно поднимают пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.

Упражнение 6

Пальцы лежат на краю стола, дети перебирают пальцами, как будто играют не пианино.  В этот момент можно включить ритмичную музыку.

Все эти упражнения помогают исправить почерк, особенно детям, у которых в дошкольном возрасте была плохо развита мелкая моторика рук.

На то, чтобы научить ребенка красиво писать, может уйти не один месяц и даже год, но оно того стоит. Ведь красивый, аккуратный почерк – лицо каждого школьника!