«Формирование навыков толерантного отношения через изучение национальных традиций»

  • Семинары
  • docx
  • 14.11.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Настоящая работа посвящена анализу воспитательной работы на тему: «Формирование навыков толерантного отношения через изучение национальных традиций» по авторской программе.
Иконка файла материала «Формирование навыков толерантного отношения через изучение национальных традиций».docx

ГАОУ «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

«Формирование толерантности современных школьников на уроках и во внеурочной деятельности»

 

 

 

 

«Формирование навыков толерантного   отношения через изучение национальных традиций»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     Доклад учителя технологии

МАОУ «Лицей гуманитарных наук»

 Риминюк Н.А.

 

 

 

 

 

 

 

Саратов

 

 

Оглавление

 

1.     Введение…………………………………………………………..3

2.     Основная часть ………………………………………...…………5

3.     Заключение……………………………………………………….11

4.     Ресурсы……………………………………………………………12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Введение

 

Настоящая работа посвящена анализу воспитательной работы на тему: «Формирование навыков толерантного отношения через изучение национальных традиций»  по авторской программе.

В 2003 году мы поставили перед собой цель познакомить учащихся гимназии-интерната с основами русской народной культуры. Накопленный нами материал, позволяет приобщить ребенка к миру народной культуры, познакомить с народными праздниками, играми, песнями.

Праздник – это душа народа, хранитель времени и народных традиций. К сожалению, в настоящее время, скрытые возможности народных праздников далеко не исчерпаны, поскольку обладают большим педагогическим потенциалом, а ведь фольклор является «живой нитью, связывающий нас с прошлым.

Народный праздник ориентирован на создание благоприятной воспитательной среды для детей разного возраста и национальностей: подготовка к взрослой жизни в игровой форме, развитие образного мышления, подражательности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 Основная часть

     В начальной школе возникла идея разработать программу «Формирование навыков толерантного   отношения через изучение национальных традиций»,

которая помогла ввести детей в красочный, поэтический мир образов народного творчества. В своей авторской программе  мы акцентировали внимание на проектной деятельности. Программа апробировалась в гимназии - интернат №6 с 2003 года по 2011 год. Она позволяет наглядно убедиться в том, что, используя педагогику сотрудничества, работа на данной программе способствует развитию деятельности личности, творческого потенциала, навыков самоуправления, толерантного общения, формирование патриотического сознания.

     Содержание программы строится на использовании в проектах: пословиц, поговорок, загадок, потешек. Реализовывается через различные формы работы: классные часы,  народные праздники, конкурсы, КВН, спортивные мероприятия, а также экскурсии,  беседы, уроки музыки,  кружковая работа,  уроки труда, ярмарки, театрализованные представления,  прогулки, туристические поездки и работа с родителями.

            

                                     

    Работая в этом направлении, мы добиваемся активности учащихся, используя занимательные игровые материалы, красочное оформление занятий, костюмирование и театрализацию занятий.

Программа построена на межпредметных связях: музыки, литературы, живописи, хореографии, декоративно-прикладного искусства, уроков труда, а также уроков английского языка.  Большое внимание уделяется изучению истории  народного костюма. С этой целью учащиеся изучают специальную литературу, репродукции картин, изображающих природу, народный быт, иллюстрации к  народным сказкам  и т.п.

Четвертый  год нашей программы включает изучение русских ремёсел, где учащиеся знакомятся с историей народных промыслов, с символическим смыслом узоров, орнаментов растительного и животного мира природы.

В данный раздел программы входит знакомство с такими ремёслами как, Дымковская игрушка, Павлово-пасадские узоры, Вологодское кружево, Хохломская роспись, Богородская игрушка из дерева, Гжель и Семеновская матрешка.

    

     

Теоретическое изучение ремёсел предполагает и практическое их воплощение. Такие практические занятия, как лепка, вырезание, рисование, выжигание, вышивание формируют координацию движений рук. Развивают мелкую моторику рук, сосредоточенность, образное мышление, воображение. Более того, совместное коллективное творчество позволяет создать благоприятный микроклимат в детском коллективе, ситуацию успеха, дружеского общения.

Тема пятого года:  «Преданья старины глубокой», где мы знакомим детей с историей родного края, с народами, которые населяли Саратовскую область, с разными видами жизнедеятельности: земледелие, охота, рыболовство, добыча соли. Посетили экскурсию в национальную деревню.    Ставились задачи: воспитание социально - адаптированного человека, развитие личных качеств учащихся,  умение жить в коллективе, уважение к себе и к другим, чувства толерантности, навыков культурного поведения, знакомство с профессиями связанными с хлебом, а так же  чувства хозяина на своей земле и бережного отношения к хлебу.

Тема проекта года: «Каравай наш батюшка».

   

       

В результате  кропотливой работы  и итогом проекта стало оформление школьной кухни,

А итоговое мероприятие, включает в себя театрализованное представление «Каравай наш батюшка», выставку декоративно-прикладного творчества «Хлеб наш батюшка» и выставку рисунка «Хлеб всему голова».

 IMG_0194 

 

          Тема  6 класса «Чайные традиции».  В этом году мы изучали чайные церемонии  в разных странах мира.  Описание данного проекта будет представлено нашими воспитанниками.

      Тема 7 года: «Современные подходы образования и воспитания учащихся, на основе освоения традиционной народной культуры» Название проекта «Пасха на Руси», где целью ставилось создание  условий для приобщения к ценностям пра­вославия участников образовательного процесса.  Учиться  различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро. Пресекать безнравственные проявления в стремлениях и действиях школьников.  Формировать чувство любви к Родине на основе изу­чения национальных культурных традиций. Ориентировать семью на духовно-нравственное вос­питание детей путем ознакомления родителей с осно­вами православной педагогики и психологии, форми­рование представлений о формах традиционного се­мейного уклада. 

    В  проекте рассматриваются различные виды традиционной народной культуры,  что позволяет  возродить  старинные обычаи в русских народных праздниках. Развивать интерес и сохранять традиции народа, старинные массовые игры, на примере которых можно показать, как положительно может такая игра влиять на физическое, умственное развитие ребенка, на эмоциональную разгрузку напряженности взрослого. Познание русских

старинных игр, где нет места агрессии.

     

  

   

 Презентация проекта «Пасха на Руси» была представлена в форме ролевой игры «Волшебные дни Радуницы». Посмотреть материалы можно по следующим ссылкам:

https://sites.google.com/site/volsebnyedniradunicy/rolevaa-igra-volsebnye-dni-radunicy Создание сайта и веб–квеста «Волшебные дни Радуницы». https://sites.google.com/site/vebkvestvolsebnyedniradunicy/home

 

  Ярмарка «Пасхальные колокольчики» и мастер-класс «Пасхальные крашенки» проведены в совместном творчестве с  педагогом дополнительного образования. Абрамовой Т.А.

    

         

   

https://sites.google.com/site/volsebnyedniradunicy/armarka-pashalnye-kolokolciki

Результат дает возможность:

- развития духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;

- создания благоприятных условий для саморазвития ребенка;

- развития словотворчества детей.

Тема восьмого  года  «Современные подходы образования и воспитания учащихся, на основе традиционного орнаментального творчества России»,  где произошло  знакомство и творческое освоение традиционного народного орнамента разных народов. Были поставлены задачи на этот год.

-    Расширение кругозора и воспитание детей в духе толерантности и дружбы между народами, уважения к их национальной культуре.

-     Знакомство с историей народных орнаментов отражающих её поэтичность, образное мышление, мудрую простоту взглядов и чувств.

Проект этого года назывался «Дом, в котором мы живем». В этот проект входило пять мини проектов.

- проект «Городецкие цветы»  Ребята изучили история и Этапы возникновения Городецкой росписи. Роспись «ключницы» Цветочная роспись с мотивом «Птица». Цветочная роспись с мотивом «Конь».

DSC03270          Изображение 104  

Роспись по дереву с начальной школой

       DSC03272      DSC03275      Изображение 105

На уроках технологии учащимися 8-х классов были созданы уникальные атрибуты из дерева, для воспитательской и игровой комнаты.

Брелоки для ключей, Ключница,  карандашница, деревянные кольца, деревянные лошади и забавный  «Козлик» для игровой комнаты.

изображение 005 изображение 006

Изображение 007 Изображение 127

- проект «Моя народная кукла»

На уроках технологии девочки 8 класса изучали историю народного костюма и сшили для оформления игровой в общежития кукол - скоморохов.

          IMG_7973    Изображение 112         Изображение 009

- проект «Лоскутное панно»

Итогом проекта стало лоскутное панно «Лето», «Зима», «Весна», так девочки  дали название веселому лоскутному коврику, сделанному в стиле «пэчворк».

                Изображение 107         Изображение 124       Изображение 114

 

- проект «Батик и роспись по стеклу» сделан ученицей 8 «А» класса Румянцевой Александрой

                           Изображение 004      Изображение 128

- проект    «Аппликация по  ткни» способствовал эстетическому воспитанию младших и старших школьников. Воспитание уважения, восхищение художественным мастерством умельцев, обобщение знаний об аппликации. Создание коллекции  аппликаций для украшения игровой и воспитательской комнаты.

 

Изображение 103DSC03267DSC03265

 

 

Итогом проекта стала ролевая игра  «Дом, в котором мы живем и играем и поем»

      Изображение 197  Изображение 218  Изображение 209

  Изображение 212   Изображение 205    Изображение 203  Изображение 189

 

 

И оформление игровой и воспитательской комнаты.

Изображение 148  

          Изображение 137

 

    

 

В этом году планируется проект «Славянская слобода» по продолжению изучения традиций народов России, Украины, Белоруссии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     Заключение

    Выше было показано,  как среди не приходящих ценностей образования  и педагогической мысли в особом ряду стоят воспитание гражданина Российского государства на идеях гуманизма, демократии, нравственности, свободы и равноправия; гражданина обладающего толерантным мировоззрением, способного к межкультурному диалогу и взаимопониманию с представителями других народов. Это особенно важно в условиях многонационального общества, социальная стабильность которого зависит от приоритета педагогики многокультурности и толерантности. Именно во всемерном учете культурных и воспитательных процессах различных национальностей и этнических групп  видится  формирование нравственных качеств личности школьника как основная цель поликультурного воспитания. 

     Таким образом, благодаря данной программе у воспитанников сформировались  соответствующие знания о русском творчестве, возрос интерес к национальным традициям,

Проекты в программе способствуют  положительному влиянию на духовно – нравственное совершенствование подрастающего поколения, развитию культурно – творческого потенциала, воспитанию чувства гордости за свою страну и толерантного отношения к народам ближнего и дальнего зарубежья. 

Обобщение материала идет в ходе работы со всем классом.  Оценивание знаний и умений учащихся - это награждение грамотами за участие в выставках, а также отзыв о работе ученика в портфолио.

Воспитанники моего, 9а класса, обобщили опыт работы над  проектом «Чайные церемонии»  и сделали свой анализ.

 

 

 

 

                  Список используемой литературы и ресурсов интернет

1.       Артановский С.Н. Этническое своеобразие культур // Философские и социально-политические проблемы культуры. – Труды ЛГНК. – Т. 28. – Л.,1979.

2.       Бакланова Т.И. Художественная культура народов России 5-8 классы / Программы общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2002. – С. 3-35.

3.       Бескоровайная Я.С.  Второклассники любят праздники. – Ростов на Дону,  2002.

4.       Богатеев З.  Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. – М.,1986.

5.         Боргаева Т. Ф. В стране восходящего солнца. // Читаем, учимся, играем.   – 2003 г. № 4. –С. 15-12.

6.       Виноградова Н.Ф. Всё о младшем школьнике. – М.: Вентана-Граф,2004.

7.       Волков Г.Н. Этнопедагогика как педагогика национальной школы и семьи // Магистр, 2001. - № 1. – С.40-49.

8.       Григорьева Т.П. Японская художественная традиция. – М.,1979.

9.       Жуковский И.В. Этнокультурное образование в многонациональном регионе // Педагогика, 2001. - № 3. – С. 37-40.

10.   Куприянова Л.В. Факультативная программа «Русский фольклор» // Искусство в школе. – 1998. - № 11.

11.   Новицкая М.Ю. Программа курса «Мир народной культуры» // Программы общеобразовательных учреждений. Мировая художественная культура – М.: Просвещение, 1995. - С. 24-96.

12.   Петров В.М. Зимние праздники, игры и забавы для детей. – М.,1999.

13.   Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.

14.   Соколов А.В. Сценарии православных праздников. – В 4-х книгах. – М.,2004.

15.   Калашников В.  Чудеса света  Журнал «Вокруг света» №4 -2003 г.

16.   Овчинников В. Ветка Сакуры. – М. молодая гвардия 1975 г.

17.   В.В. Похлебкин «Чай» М. Центрполиграф 2001 г.

18.   Страны Мира: энциклопедический справочник -Смоленск:Русич2001 г.

19.   Н.А, Теленкова «Чай – великий целитель» РИПОЛ классик М. 2008 г.

20.   В. Юдин «Дни величальные » Страницы народного христианского      

календаря. Саратов 1992г.  320 с.

21.   http://www.paskha.net/easter-eggs2.htm

22.   http://www.formula-prazdnika.ru/cgi-sys/suspendedpage.cgi

23.   http://images.yandex.ru/search?icolor=red&text

24.   http://video.yandex.ru/#search?text

25.   http://newwoman.ru/ematvieienko_005.html

26.   http://www.kuking.net/t7.htm

27.   http://www.calend.ru/holidays/0/0/183/

28.   http://www.biografia.ru/primeti.html

29.   http://www.bujan.ru/molva/yazichestvo05.html

30.   http://www.pravmir.ru/article_1017.html

31.   http://www.solnet.ee/holidays/s13.html#01

32.   http://smotri.com/video/view/?id=v936799e7fa

33.   http://yandex.ru/yandsearch?stype=first&clid=46511&text

34.   http://yandex.ru/yandsearch?stype=first&clid=46511&text

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru