Формирование навыков здорового образа жизни на уроках физической культуры в условиях ФГОС
О.В.Кирякина
Учитель физической культуры
МБОУ «СОШ№6»
Пермский край, г. Лысьва
Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым.
Жан Жак Руссо
Сделать школьника крепким и здоровым помогает формирование у ребенка ЗОЖ.
Нести ответственность за своё здоровье нужно учить с детских лет.
Над формированием представлений о здоровье, здоровом образе жизни я работаю, как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Свою работу выстраиваю по следующим направлением:
1. Работа над физическим здоровьем: Это
- занятия спортом (на уроке элементы спортивных игр :баскетбол ,волейбол ,футбол, ручной мяч) разновидности ходьбы :(спортивная и «скандинавская» с палками), привлечение детей в спортивные секции; --организация внеклассных мероприятий, участие в городских соревнованиях. Результатом работы по данному направлению является успешное выступление школьной команды на городских соревнованиях: «Осенний кросс»-1.место, «Весёлые старты»-1.место», настольный теннис-2.место;
-на уроках осуществляю индивидуальный подход к учащимся (не навредить, от простого к сложному), учитываю возрастные, физические, психические, особенности детей;
-также на уроках разучиваем с детьми, различные комплексы физических упражнений: для утренней зарядки, по профилактике и коррекции нарушений осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, ловкости, быстроты, равновесие, гибкости, выносливости, координации), дыхательные упражнения, а так же гимнастика для глаз;
-разучиваем с детьми подвижные игры (на спортивной площадке и в зале) для дальнейшего самостоятельного проведения их досуга;
-уроки начинаю с мотивации детей на ЗОЖ и заканчиваю свои занятия рефлексией.
2. Общее оздоровление и самочувствие. Для этого:
- наши уроки проводятся на свежем воздухе, занимаемся профилактикой простудных заболеваний (точечный массаж), обращаю внимание на двигательный режим деятельности, здоровое питание, режим и гигиену;
- формирую навыки наблюдения за своим физическим состоянием (величиной физических нагрузок, приёмам самоконтроля (умение находить и измерять пульс во время получения нагрузки, оценивать своё состояние здоровья по общему самочувствию и внешним признакам и, а так же по показателям развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости);
- дети обучаясь, в нашей начальной школе, на протяжении четырёх лет активно посещают спортивные секции по разным направлениям. Школьные секции «Настольные игры», «Поиграй - ка», «ОФП с элементами лыжной подготовки», «Баскетбол с элементами лёгкой атлетики»;
- в традицию школы включена «Спартакиада» разных видов спорта, а так же физкультурно-массовые и спортивные мероприятия: дни здоровья и спорта, тур - слёт, «Поезд здоровья», неделя ЗОЖ и др.
Нравственное и психологическое здоровье. Это:
-воспитательный аспект урока (беседы, примеры из жизни спортсменов, разбор нравственных ситуаций, обсуждение вопросов по теме вредные привычки, воспитание сознательной дисциплины к своему здоровью; -правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями, организация мест занятий, подбор одежды и обуви и инвентаря;
3. Теоретические знания с использованием учебника «Мой друг- физкультура» автор В.И. Лях. и ИКТ (просмотр презентаций, видеоматериалов ,выпуск стен-газет, рисунков, подготовка детьми сообщений по вопросам ЗОЖ)
4. Работа с родителями.
Для получения более эффективного результата по ЗОЖ: сотрудничаю с родителями это (различные встречи, консультации, выход на родительские собрания по темам «Польза занятий на лыжах», «Совместный активный отдых с семьёй» и др;
-совместные мероприятия с родителями: «Папа, мама, я - спортивная семья», «Папа и я - солдаты», «Зоологические забеги».
Все перечисленные направления: работа над физическим здоровьем ребёнка, общее оздоровление и самочувствие, нравственное и психологическое здоровье детей, теоретические знания о ЗОЖ, работа с родителями - всё это в комплексе включает определённую мотивацию и потребность учащихся в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение основными видами физкультурно-спортивной деятельностью разносторонней физической подготовкой.
«Здоровые дети – здоровая нация!»
Так я учу детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, быть личным примером – демонстрировать здоровый образ жизни, это всё, помогает сохранить, укрепить и улучшить здоровье наших детей как основного будущего ресурса нации.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.