Формирование образа русской природы по произведениям поэтов, художников и работам мастеров народно – прикладного творчества
Оценка 4.7

Формирование образа русской природы по произведениям поэтов, художников и работам мастеров народно – прикладного творчества

Оценка 4.7
Мероприятия
doc
социальная работа
05.10.2022
Формирование образа русской природы по произведениям поэтов, художников и работам    мастеров народно – прикладного творчества
Конспект занятия
Открытое занятие.doc

 

 

 

 

Тема занятия: «Формирование образа русской природы по произведениям поэтов, художников и работам    мастеров народно – прикладного творчества"

 

Раздел: Эстетическое воспитание.

Воспитатель: Татти Наталья Михайловна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014 год

 

 

Тема: «Формирование образа русской природы по произведениям поэтов, художников и работам    мастеров народно – прикладного творчества"

 

Цели:

1.Обучающие:

формировать у детей культуру общения с природой и эстетическое отношение к ней, уточнять и углублять знания детей о взаимосвязи человека и природы.

Показать  отношение человека к природе, воспитывать любовь к Родине через художественно-эстетическое восприятие.

Учить передавать своё отношение к прекрасному.

Воспитание эстетического познания о народном и декоративно-прикладном искусстве;

2.Развивающие:

развитие композиционного мышления, художественного вкуса,

развитие творческого воображения;

развитие интереса к произведениям А.С. Пушкина и С. Есенина;

3.Воспитательные:

воспитание собранности, аккуратности при подготовке к занятию воспитание умения планировать свою работу;

воспитание умственных и волевых усилий, концентрации внимания логичности и развитого воображения;  воспитание уважительного   отношения к национальным традициям.

 

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование:

репродукции картин И. Левитана "Золотая осень" ( 1894-1898),

В. Поленова "Золотая осень" (1893).  

Портреты: русских художников и композиторов  и поэтов  Левитана И.И.,

В.Д. Поленова, Чайковского П.И., А.С.Пушкина, С.А.Есенина.

Музыкальное произведение: П.И. Чайковский из цикла "Времена года"

 

Методы работы: объяснительно-иллюстративный изложение материала ;практический (отработка навыков); исследовательский (самостоятельный просмотр полученных результатов, анализ полученной информации).

 

Ход занятия:

 

1.Организационный этап

Обеспечение нормальной обстановки для работы на занятии и психологическая подготовка воспитанников группы  к общению и предстоящему занятию.

На столе выставлены наглядные материалы (репродукции картин Левитана, Поленова , репродукции Жостовской росписи, портреты А.С. Пушкина и С.Есенина).

 

2. Основная часть.

Издавна человек стремился запечатлеть красоту окружающего мира в рисунке, в живописи, мозаике, витражах. Чувство природы, ощущение единства с ней человека за­вещано нам гениальными русскими поэтами А. С. Пушки­ным и С. А. Есениным. Благодаря Пушкину мы останавли­ваемся в волнении и замираем перед прекрасной картиной осеннего дня или перед сиянием зимней дороги. Проникнув в мир поэтических образов Есенина, мы начинаем ощущать себя братьями одинокой березы, старого клена, рябинового куста, разного «зверья». Эти чувства должны помочь нам со­хранить человечность, а значит, и человечество. Русскими поэтами создано много шедевров пейзажной лирики, но для меня и, по-видимому, большинства живущих в России первые поэтические образы природы прежде всего связаны с именем А. С. Пушкина. Каждый ребенок в России знает эти стихи:

  Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Поэт, используя очень простые, доступные образы, созда­ет незабываемый эмоциональный настрой, который сохраня­ется на всю жизнь. А вот еще один замечательный поэтичес­кий образ зимней ночи:

Сквозь волнистые туманы

Пробивается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

А вот совсем другое описание зимы, доброе и жизне­утверждающее:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит...

Эти строки полны радости и оптимизма.

По-моему, самый прекрасный образ природы создан поэ­том в знаменитых строчках:

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса...

 Здесь в каждой строчке контраст и гармония, соединение, казалось бы, несоединимого. Эти строки хочется переложить на музыку и одновременно изображать красками на холсте.

С. А. Есенин унаследовал пушкинскую поэтическую культуру в реалистическом описании родной природы. Одна­ко его пейзажная лирика по сути своей отличается от пуш­кинской. В ней намного сильнее влияние русского фолькло­ра и языческой мифологии. Есенин ощущает себя частью природы, ее учеником и со­беседником.

 Позабыв людское горе,

Сплю на вырубках сучья.

Я молюсь на алы зори,

Причащаюсь у ручья.

Поэтому у него нет чисто пейзажных стихов. Природа и человек существуют рядом:

 Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

Любовь к природе, к родным рязанским полям, к «стране березового ситца» делает лирику Есенина огромной поэмой о России.

О Русь — малиновое поле

И синь, упавшая в реку, —

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Мне кажется, так о России до него не писал никто. В этих стихах Русь живая, способная тосковать, испытывать боль: Есенин — сын России, сострадающий своей «стране бе­резового ситца».

  Но более всего

Любовь к родному краю

Меня томила,

Мучила и жгла.

Поэт понимает, что уход от природы, от родины, от своих корней трагичен. Однако трагизм судьбы Есенина в том и со­стоит, что, сознавая пагубность этого отрыва, он не смог про­тивостоять ему.

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

  ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком,

И страна березового ситца

Не заманит шляться босиком.

Ещё одним способом формирования образа русской природы является пейзажная живопись. Пейзажная картина дает возможность художнику выразить свое отношение к миру в широком плане, к миру природы, которая нас окружает. Природа сближает людей, часто рождает у них сходные настроения, раздумья, переживания. Поэтому произведения пейзажистов нам обычно близки и понятны.

Рассказ воспитанника о художнике. Левитана можно назвать открывателем красот русской земли. Родился Исаак Ильич Левитан в местечке Кибарты в Литве в семье железнодорожного служащего. Учился в московском Училище живописи у выдающихся художников А.К. Саврасова и В.Д. Поленова. Левитан создал замечательные, глубоко проникновенные образы русской природы. Он почти никогда не расставался с карандашом, мог рисовать ночами до самого утра. Что бы художник ни изображал - деревенский мостик, Саввинскую слободку, одиноко стоящие у берега баржи, или шумящие в веселом хороводе березки, мы чувствуем его настроение, которым проникнуто каждое полотно. Среди лучших его пейзажей - пейзажи об осени.  Попробуйте поделиться впечатлениями о картине В. Поленова. (словесное рисование) Кто же он этот замечательный мастер кисти?

Рассказ ученика о художнике. Василий Дмитриевич Поленов - выдающийся русский живописец. Родился в семье археолога и библиографа в Петербурге. В раннем возрасте у него проявились способности к рисованию. В 1863 году Поленов поступает в Академию художеств. В это время он берет частные уроки у художника И. Крамского. Уже в юности он проявляет живой интерес к старине, рисует соборы Московского Кремля. Но наиболее ярко его дарование раскрывается в пейзажных работах. Они отличаются поэтичностью восприятия русской природы, тонкой передачей света и воздуха, продуманностью композиции. Больших успехов достиг он в создании пейзажей - картин "Осень в Абрамцеве" и "Золотая осень"

Есть две осени. Одна золотая осень - радостная пышно убранная, богатая урожаем, любят ее за щедрость, за богатство своих полей, садов, за ясные дни лазурно - голубого неба, за красу лесов, писанных золотой и багряной краской. Вторая осень поздняя - она вызывает у человека чувства торжественного и величавого. Оно кроется в уверенной надежде человека в том, что нескончаем свет солнца, что природа вечно жива, а ее увяданье - придает природе особенную красоту.

Рассмотрим два пейзажа "Золотая осень" В. Д. Поленова и И. И. Левитана. Обе картины имеют одно и то же название

На пейзаже В. Д. Поленова мы видим излучину реки, высокий берег, поросший лесом, и дали, дали до самого горизонта. Передний план -поляна с протоптанной через нее тропинкой, молодой березняк, кое-где краснеют листья осины, еще не утратили своих сочных красок зеленые кроны дубов. Нежарко греет осеннее солнце. Его мягкие лучи озаряют все вокруг спокойным, ровным светом. Пейзаж Поленова при всем размахе достаточно повествователен. Посмотрите на картину Исаака Ильича Левитана "Золотая осень". Это произведение может быть названо одним из самых поэтических русских пейзажей XIX века. Создавая эту картину, художник подстерег особенно трогательную минуту нашей природы - светлый канон осени. Картина заключает в себе образ торжественный, радостный в своем спокойствии осени, прославляющий родную природу. Эту картину по праву можно было бы назвать "Энциклопедия русской осени", которую он неоднократно изображал и в своих более ранних этюдах. Простым и первичным кажется нам левитановский осенний пейзаж. Художник изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов.

Слева мы видим березовую рощу, справа - лишь отдельные деревья. Наш взгляд движется как бы вслед за течением реки, вдали открываются осенние леса, а в просвете между ними на высоком пригорке изумрудно-зеленой полосой озими -деревья. Небо синее, ясное, покрытое легкими белыми облаками. Прохладный день рождает ощущение бодрости и покоя. Все предметы, вся природа пронизана ожиданием. Это состояние ожидания по-своему выражают деревья в безветренную погоду. Мы невольно слышим шелест листьев.

Какие краски использовал пейзажист, чтобы воссоздать осень? (желтые, красные, багряные, голубой, розовый)

Красота осеннего дня передана с помощью цвета, цветовой гаммы. Контраст холодных тонов голубовато-синей воды с золотистой окраской берез и травы усиливает праздничное настроение, вызываемое картиной. Яркими красками играет красновато - розовый куст на темном фоне реки. Усиливают впечатление воздушности пейзажа и розоватые легкие облака, которые плывут по нежно-голубому небу.

С помощью цветовых сочетаний, гармонии холодных и теплых цветов художник передает самые разнообразные чувства и настроения - радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание.

Осенние краски ласкают глаз, заставляют забывать, что эта красота мимолетна. Вслед за теплой и сухой осенью начнутся ненастные дождливые дни. Природа быстро сбросит свой праздничный наряд. К этому пейзажу Левитана ничего нельзя прибавить, и ничего нельзя отнять. Никогда еще прежде И.Левитан не находил в природе такой красоты. Целомудренная, нетронутая красота осени, трогательная чистота пробуждают творческое настроение. Можно часами любоваться этой картиной: от нее веет простором, покоем, любовью.

Оба художника создали картины, в которых изображено огромное пространство, оба точно и поэтично передали приметы золотой осени. И все же название "Золотая осень" ассоциируется в нашем сознании, прежде всего с произведением Левитана.

Живопись - это такой вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль.

- Родная природа вдохновляла и русских композиторов. Среди них Петр Ильич Чайковский. Он написал музыкальное произведение "Времена года", в котором выразил свою любовь к русской природе. Слушание музыки. П.И.Чайковский "Времена года"

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с ещё одним  уникальным явлением в русском искусстве – расписными подносами Жостова.

 

Сообщение воспитанника. «Роспись металлических подносов появилась в России в конце XVIII в. Наглядный материал (настоящие подносы).  Недалеко от Москвы, среди широких раздолий Русской равнины, в очень живописном месте находится село Жостово. И хотя в округе много других сёл и побольше этого, и, возможно, красивее, но село Жостово знают все. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. Яркие, крупные и сочные          цветы в окружении свежей листвы, широко и свободно брошенные на  специально подготовленный фон подноса,— таков “классический” вид  жостовской росписи.»

 

Показ образцов.

Формы подносов и различные композиции с изображением цветов,фруктов.

Известно около тридцати различных форм подносов. Есть поднос, формой отдалённо напоминающий гитару, он так и называется - гитарный.

В Жостовском искусстве преобладает изображение букетов цветов. Очень популярным является так же изображение фруктов.

Жостовская роспись выполняется масляными красками при помощи кистей.

3. Итоговая часть.

Поэты, художники и композиторы, используя различные средства выразительности - слово, краски, звуки, воспевали красоту, выражали свою любовь к природе. Поэтому все мы должны не только восхищаться красотой природы, но и неустанно беречь  Матушку – природу!!!

4. Обобщение занятия.

Всегда ли стихи об осени вызывали радостное настроение? Почему?

Назовите художника и картину, в которой представлено время года - осень.

Кто написал музыкальное произведение "Времена года"?

Что объединяет произведения поэтов, художников, композиторов?

И завершаю я наше занятие  словами Н. Никитина:

"Пойми живой язык природы - и скажешь ты: прекрасен мир".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Тема занятия : «Формирование образа русской природы по произведениям поэтов, художников и работам мастеров народно – прикладного творчества"

Тема занятия : «Формирование образа русской природы по произведениям поэтов, художников и работам мастеров народно – прикладного творчества"

Обучающие: формировать у детей культуру общения с природой и эстетическое отношение к ней, уточнять и углублять знания детей о взаимосвязи человека и природы

Обучающие: формировать у детей культуру общения с природой и эстетическое отношение к ней, уточнять и углублять знания детей о взаимосвязи человека и природы

Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет,

Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет,

Есенин ощущает себя частью природы, ее учеником и со­беседником

Есенин ощущает себя частью природы, ее учеником и со­беседником

Увяданья золотом охваченный,

Увяданья золотом охваченный,

Нежарко греет осеннее солнце. Его мягкие лучи озаряют все вокруг спокойным, ровным светом

Нежарко греет осеннее солнце. Его мягкие лучи озаряют все вокруг спокойным, ровным светом

Сообщение воспитанника. «Роспись металлических подносов появилась в

Сообщение воспитанника. «Роспись металлических подносов появилась в

Формирование образа русской природы по произведениям поэтов, художников и работам мастеров народно – прикладного творчества

Формирование образа русской природы по произведениям поэтов, художников и работам    мастеров народно – прикладного творчества
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.10.2022