Формирование организационной структуры управления
План
1. Сущность и особенности функции организации
2. Факторы, определяющие выбор оргструктуры.
3. Бюрократические организационные структуры:
4. Адаптивные организационные структуры:
Содержание лекции
1. Реализация планов и программ достигается путем построения организационной структуры, которая позволяет эффективно организовывать совместную деятельность персонала путем соответствующего распределения обязанностей, прав и ответственности. Менеджменту предприятия при построении организации следует выбирать такую организационную структуру, которая соответствует стратегическим планам организации и обеспечивает эффективное взаимодействие с окружающей средой и достижение намеченных целей.
Организационная структура представляет собой формальную схему организации, в соответствии с которой подразделяются, группируются и координируются рабочие задания. Построение эффективной организационной схемы управления способствует достижению следующих целей:
1) распределению работы между конкретными отделами и должностями;
2) определению задач, которые наилучшим образом соответствуют каждой должностной единице, и степени ответственности в рамках каждого рабочего задания;
3) координированию выполнения разнообразных и разнотипных видов задач организации;
4) объединению отдельных видов задач в группы;
5) определению формального порядка подчиненности, связывающего верхние уровни организации с нижними и определяющего кто кому подотчетен;
6) созданию взаимосвязи между отдельными работниками, группами и отделами;
7) разблокировке и распределении ресурсов организации;
1. На выбор оргструктуры влияет множество ситуационных факторов как внутри организации, так и за ее пределами: масштаб бизнеса, его специфика, степень подвижности внешней среды, характеристики отрасли, в которой функционирует компания и др. Как выбрать наиболее оптимальную схему, минимизировав при этом влияние недостатков, неизбежно присущих каждой оргструктуре? Прежде всего, необходимо определиться, в группе каких структур искать «идеал» - бюрократических или адаптивных.
Таблица 2.3. Достоинства и недостатки бюрократических и адаптивных оргструктур
|
Бюрократическая структура |
Адаптивная структура |
Плюсы |
· Наличие четких связей между подчиненным и руководителем · Возможность полного контроля подчиненных · Оперативное реагирование на кризисные ситуации |
· Эффективная мотивация · Высокий уровень ответственности сотрудников · Инициативность персонала · Быстрый обмен информацией между сотрудниками разных уровней |
Минусы |
· Медленное движение информации · Низкий уровень ответственности сотрудников · Безынициативность персонала · Борьба за власть |
· Вероятность неуправляемости · Трудности поиска квалифицированных сотрудников |
В целом бюрократические структуры лучше подходят компаниям, функционирующим в условиях стабильной внешней среды, а органические - фирмам, вынужденным работать в очень быстро изменяющихся условиях. На рисунке 2.5 представлены признаки, по которым можно определить, какая оргструктура ближе компании: бюрократическая или адаптивная.
Рисунок 2.5. Признаки, определяющие выбор оргструктуры
2. К числу бюрократических структур, называемых также иерархическими, относятся линейные, функциональные, дивизиональные и др. Среди адаптивных (органических) структур выделяют матричную, проектную, сетевую и др. Характерные особенности этих оргструктур приведены в таблице 2.4.
Таблица. 2.4. Сравнительная характеристика бюрократических организационных структур
Название |
Краткое описание |
Преимущества |
Ограничения |
Линейная |
Создается при передаче задач и полномочий от руководителя к подчиненному и так далее по командой цепочке. При этом образуются иерархические уровни управления |
Простота и легкость контроля. |
Менеджер любого ранга должен быть компетентным и эффективным при выполнении любой управленческой функции. Эффективное управление сильно диверсифицированным и территориально рассредоточенным бизнесом невозможно |
Штабная |
В организации создается штаб (административный аппарат). Эксперты, входящие в его состав (например, юристы, специалисты по обучению и развитию персонала и т.д.), осуществляют консультации топ-менеджеров и линейных руководителей |
Снижение уровня требований к линейным руководителям и упрощение их работы |
Отсутствие или ограниченность властных полномочий штаба |
Функциональная |
За отдельными подразделениями (производства, сбыта, маркетинга, финансов и др.) четко закрепляется выполнение определенных функций управления, задач и обязанностей |
Оптимизация деятельности в каждой функциональной области. Наиболее эффективна, когда ассортимент производимой продукции относительно постоянен, а решаемые задачи носят однотипный характер |
Ни одно из подразделений в целом не заинтересовано в достижении общеорганизационных целей, что провоцирует конфликты между департаментами. Трудности в подготовке кадрового резерва высшего звена из-за узкой специализации менеджеров среднего звена. Замедленное реагирование на изменения внешней среды |
Дивизиональная |
Деление организации на подразделения по видам товаров или услуг, группам потребителей или регионам |
Эффективная структура для крупных, географически рассредоточенных компаний с широким ассортиментом товаров или услуг. Позволяет концентрировать внимание на конкретных товарах (услугах), группах потребителей или регионах. Оперативно реагирует на изменение технологий, покупательского спроса и условий конкуренции |
Увеличение издержек, связанных с дублированием работ (в том числе выполняемых функциональными подразделениями) в разных дивизионах |
Рассмотрим наиболее часто используемые оргструктуры и способы преодоления их недостатков. Сравнительная характеристика оргструктур, относимых к числу бюрократических, их преимущества и недостатки отражены в таблице 2.4.
Одной из самых распространенных иерархических структур, типичной для небольших и средних размеров, считается линейно-функциональная. Ее универсальный характер, тем не менее, не лишен недостатков. Так, в рамках этой структуры особенно ярко проявляется стремление подразделений к достижению своих целей, а не целей всей компании. Устранение этой проблемы достигается применением систем мотивации и вознаграждения подразделений за вклад в достижение общекорпоративных целей.
Узкая специализация сотрудников, характерная для всех бюрократических структур, является еще одним существенным недостатком линейно-функциональной структуры, когда за каждым сотрудником закреплено выполнение четко очерченного круга задач в рамках строгого соответствия своим должностным обязанностям. Кроме того, специалист оказывается «зацикленным» на своем участке работы, не способен увидеть организацию как единое целое, взаимосвязь между подразделениями и целями. Из-за узкой специализации могут также возникать проблемы с формированием руководящего кадрового резерва. Влияние этого негативного фактора можно ослабить с помощью программ ротации для подготовки специалистов широкого профиля. Еще один минус такой структуры - практически полное отсутствие горизонтальных связей между подразделениями и, как следствие, медленный процесс обмена информацией. Чтобы этот недостаток не оказался критическим, при проектировании оргструктуры необходимо стремиться свести к минимуму количество уровней иерархии. Линейно-функциональная структура весьма эффективна для мелкого и среднего бизнеса, для крупных же компаний с широким ассортиментом продукции, а также для организаций, работающих в международном масштабе на рынках различных стран, она не подходит. Причина тому - негибкость. Для таких компаний больше подойдет дивизиональная оргструктура.
Уже в 20-е годы прошлого века этот вид бюрократической оргструктуры использовался в компании General Motors - ее стратегическими бизнес-единицами (СБЕ) служили Chevrolet, O'dsmobile, Pontiac и Cadillac. А к середине 80-х годов 80% крупных компаний использовали эту модель. В рамках этой структуры руководитель каждой СБЕ является ответственным за производство и сбыт данного вида продукции. СБЕ, называемые также дивизионами, могут разделяться по сегментам потребителей, группам продуктов или регионам. Какой бы вариант дивизиональной оргструктуры ни использовался, в большинстве случаев в самих дивизионах управление построено по линейно-функциональной схеме. Высшее руководство получает возможность заниматься вопросами стратегического планирования, сохраняя за собой право контролировать реализацию стратегии, новые разработки, инвестиции и т.д.
Благодаря сочетанию принципов централизации и децентрализации в управлении, характерных для дивизиональных оргструктур, компания имеет более тесную связь с потребителями и может оперативно реагировать на изменения их потребностей и состояния покупательского спроса, условий конкуренции, технологии и других факторов внешней среды.
Пример дивизионально-продуктовой структуры представлен на рисунке 2.6. Руководители отделов планирования, финансовой службы, НИОКР и отдела кадров подчиняются только генеральному директору. Перед ним же отчитываются руководители СБЕ.
Один из наиболее существенных недостатков такой оргструктуры - конфликты между высшим руководством и управляющими СБЕ из-за распределения полномочий. Для устранения этой проблемы необходимо четко прописать права и обязанности руководства компании и СБЕ. Возможное распределение полномочий приведено в таблице 3. Еще один явный минус дивизиональной структуры - дублирование функций и разрастание управленческого аппарата. Преодолеть его можно, попытавшись заменить линейно-функциональную структуру внутри дивизионов более плоской - адаптивной.
Рис. 2. 6. Дивизионально - продуктовая оргструктура
Таблица 2.5. Вариант распределения обязанностей в дивизиональной структуре
Сфера управления высшего руководства |
Сфера управления руководителей СБЕ |
· Стратегическое планирование и управление компанией, координация взаимодействия между дивизионами · Управление денежными потоками, определение оптимального объема инвестиции для каждого дивизиона, распределение ресурсов между ними · Контроль качества продукции · Обеспечение подразделений нужными им услугами |
· Тактическое планирование работы отделов дивизиона · Определение приоритетов подразделения: покупка оборудования, заключение контрактов с партнерами и т.д. · Производственная деятельность · Самостоятельное проведение маркетинговых и рекламных мероприятий |
3. Активное использование органических (или адаптивных) структур относится к 70-м годам ХХ века, когда обострившаяся конкуренция показала, что иерархические модели часто не способны обеспечить организации высокую эффективность за счет, например, большого количества управленческих уровней.
В органических структурах уровней управления немного, причем границы между ними размыты, нет четкого разделения труда; они обладают гибкостью и способностью изменяться под влиянием внешних и внутренних условий. В таблице 2.6. представлена сравнительная характеристика матричной и проектной структур, относящихся к числу адаптивных.
Таблица 2.6. Сравнительная характеристика матричной и проектной структур
Название |
Краткое описание |
Преимущества |
Ограничения |
Матричная |
Организация делится на структурные (обычно - функциональные) подразделения, при этом назначаются руководители проектов, подотчетные высшему руководству. Во время реализации проектов менеджерам временно подчиняются сотрудники функциональных подразделений. |
Большая гибкость и скорость реагирования на изменения внешней среды. Возможность оперативного перераспределения ресурсов |
Нарушение принципа единоначалия из-за двойного подчинения сотрудников. Возникновение конфликтов на почве распределения ресурсов |
Проектная |
Временная структура, создаваемая для решения конкретной задачи, ограниченной сроками. Управляется руководителем проекта, ответственным за распределение ресурсов, которому подчиняется команда специалистов |
Все усилия сотрудников направляются на решение одной конкретной задачи |
Невозможно обеспечить полную или гарантированную занятость участников проекта после его завершения. Проблемы с загруженностью команды и распределением ресурсов |
Матричная структура (рис. 2.7) базируется на принципе подчинения сотрудников как руководителю функциональной службы, так и руководителю проекта (или целевой программы). Чаще всего матричная структура является результатом наложения проектной структуры на существующую в компании линейно-функциональную, а иногда в результате постепенного изменения дивизиональной структуры или наложения на нее функциональной.
Преимущества матричной структуры таковы:
а) возможность одновременно разрабатывать и внедрять множество проектов;
б) усиление взаимосвязей между подразделениями за счет участия сотрудников из разных отделов в общих проектах;
в) более быстрое реагирование на изменения внешних условий за счет большей гибкости и скоординированности работ, чем в линейно-функциональных и дивизиональных структурах.
Тем не менее, сложность, присущая этому типу органических структур, порождает массу недостатков. Поэтому обычно их внедряют только в отдельных частях компании. Явные недостатки матричной оргструктуры - возможная потеря управляемости, борьба за власть и двойное подчинение из-за нечеткого определения полномочий менеджеров проектов и руководителей функциональных подразделений.
Рис. 2.7. Матричная организационная структура
В рамках проектной оргструктуры вся деятельность компании рассматривается как совокупность проектов, каждый из которых имеет собственную структуру, ликвидируемую после его завершения. Участвовавшие в них сотрудники переходят в новые проекты или увольняются, если они работали по временному контракту.
Проектная структура в чистом виде предполагает создание временных команд, которые представляют собой мини-копии компании. В такие команды входят все необходимые для решения проектных задач специалисты: бухгалтеры, инженеры, технологи и т.д. Руководитель отвечает за все действия команды до полного завершения проекта. Сотрудники функциональных подразделений, включенные в проектную команду, временно покидают свои подразделения и переходят в полное подчинение руководителя проекта.
Чем крупнее проект, тем удобнее для его реализации проектная структура. В случае же мелких проектов рациональным способом может быть реализация их в рамках линейно-функциональной структуры, где один из высших руководителей играет роль куратора проекта.
Проектная структура по сравнению с бюрократическими обеспечивает компании большую гибкость. Однако в ходе ее внедрения и функционирования могут возникнуть следующие сложности:
а) неравномерная загруженность членов проектной команды: ведь даже при оптимальном планировании не избежать ситуаций, когда сотрудник в один период загружен максимально, а в другой - сидит без работы;
б) распределение ресурсов между разными проектами.
Многие компании для решения этой проблемы разрабатывают корпоративные нормы, регламентирующие распределение ресурсов, и внедряют информационные системы управления проектами.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.