Формирование организационной структуры управления
Оценка 5

Формирование организационной структуры управления

Оценка 5
docx
05.01.2022
Формирование организационной структуры управления
Л3-0026109.docx

Формирование организационной структуры управления

План

1.     Сущность и особенности функции организации

2.     Факторы, определяющие выбор оргструктуры.

3.     Бюрократические организационные структуры:

4.     Адаптивные организационные структуры:

 

Содержание лекции

1. Реализация планов и программ достигается путем построения организационной структуры, которая позволяет эффективно организовывать совместную деятельность персонала путем соответствующего распределения обязанностей, прав и ответственности. Менеджменту предприятия при построении организации следует выбирать такую организационную структуру, которая соответствует стратегическим планам организации и обеспечивает эффективное взаимодействие с окружающей средой и достижение намеченных целей.

Организационная  структура представляет собой формальную схему организации, в соответствии с которой подразделяются, группируются и координируются рабочие задания.   Построение эффективной организационной  схемы управления способствует достижению следующих целей:

1)                     распределению работы между конкретными отделами и должностями;

2)                     определению  задач, которые наилучшим образом соответствуют каждой должностной единице, и степени ответственности в рамках каждого рабочего задания;

3)                     координированию выполнения разнообразных и разнотипных видов задач организации;

4)                     объединению отдельных видов задач в группы;

5)                     определению формального порядка подчиненности, связывающего верхние уровни организации с нижними и определяющего кто кому подотчетен;

6)                     созданию взаимосвязи между отдельными работниками, группами и отделами;

7)                     разблокировке и распределении ресурсов организации;

 

1.                     На  выбор оргструктуры влияет множество ситуационных факторов как внутри организации, так и за ее пределами: масштаб бизнеса, его специфика, степень подвижности внешней среды, характеристики отрасли, в которой функционирует компания и др. Как выбрать наиболее оптимальную схему, минимизировав при этом влияние недостатков, неизбежно присущих каждой оргструктуре? Прежде всего, необходимо определиться, в группе каких структур искать «идеал» - бюрократических или адаптивных.

Таблица 2.3. Достоинства и недостатки бюрократических и адаптивных оргструктур

 

 

Бюрократическая структура

Адаптивная структура

Плюсы

·                    Наличие четких связей между подчиненным и руководителем

·                    Возможность полного контроля подчиненных

·                    Оперативное реагирование на кризисные ситуации

·                    Эффективная мотивация

·                    Высокий уровень ответственности сотрудников

·                    Инициативность персонала

·                    Быстрый обмен информацией между сотрудниками разных уровней

Минусы

·                    Медленное движение информации

·                    Низкий уровень ответственности сотрудников

·                    Безынициативность персонала

·                    Борьба за власть

·                    Вероятность неуправляемости

·                    Трудности поиска квалифицированных сотрудников

 

В целом бюрократические структуры лучше под­ходят компаниям, функционирующим в условиях стабильной внешней среды, а органические - фир­мам, вынужденным работать в очень быстро изме­няющихся условиях. На рисунке 2.5 представлены признаки, по которым можно определить, какая оргструктура ближе компании: бюрократическая или адаптивная.

 

 

 

Рисунок 2.5.  Признаки, определяющие выбор оргструктуры

 

2.                     К числу бюрократических структур, называемых также иерархическими, относятся линейные, функциональные, дивизиональные и др. Среди адап­тивных (органических) структур выделяют матричную, проектную, сетевую и др. Характерные особеннос­ти этих оргструктур приведены в таблице 2.4.

 

Таблица. 2.4. Сравнительная характеристика бюрократических  организационных структур

 

Название

Краткое описание

Преимущества

Ограничения

Линейная

Создается при передаче задач и полномочий от руководителя к подчиненному и так далее по командой цепочке. При этом образуются иерархические уровни управления

Простота и легкость контроля.

Менеджер любого ранга должен быть компетентным и эффективным при выполнении любой управленческой функции.

Эффективное управление сильно диверсифицированным и территориально рассредоточенным бизнесом невозможно

Штабная

В организации создается штаб (административный аппарат). Эксперты, входящие в его состав  (например, юристы, специалисты по обучению и развитию персонала и т.д.), осуществляют  консультации топ-менеджеров и линейных руководителей

Снижение уровня требований

к линейным руководителям и упрощение их работы

Отсутствие или ограниченность властных полномочий штаба

Функциональная

За отдельными подразделениями (производства, сбыта, маркетинга, финансов и др.) четко закрепляется выполнение определенных функций управления, задач и обязанностей

Оптимизация деятельности в каждой функциональной области. Наиболее эффективна, когда ассортимент производимой продукции относительно постоянен, а решаемые задачи носят однотипный характер

Ни одно из подразделений в целом не заинтересовано в достижении общеорганизационных целей, что провоцирует конфликты между департаментами.

Трудности в подготовке кадрового резерва высшего звена из-за узкой специализации менеджеров среднего звена.

Замедленное реагирование на изменения внешней среды

Дивизиональная

Деление организации на подразделения по видам товаров или услуг, группам потребителей или регионам

Эффективная структура для крупных, географически рассредоточенных компаний с широким ассортиментом товаров или услуг.

Позволяет концентрировать внимание на конкретных товарах (услугах), группах потребителей или регионах. Оперативно реагирует на изменение технологий, покупательского спроса и условий конкуренции

Увеличение издержек, связанных с дублированием работ (в том числе выполняемых функциональными подразделениями) в разных дивизионах

 

Рассмотрим наиболее часто используемые орг­структуры и способы преодоления их недостатков. Сравнительная характеристика оргструктур, относимых к числу бюрократических, их преимущества и недостатки  отражены в  таб­лице 2.4.

 

Одной из самых распространенных иерархических структур, типичной для небольших и средних размеров, считается линейно-функциональная. Ее универ­сальный характер, тем не менее, не лишен  недостатков. Так, в рамках этой структуры особенно ярко про­является стремление подразделений к достижению своих целей, а не целей всей компании. Устранение этой проблемы  достигается применением систем  мотивации и вознаграждения подразделений за вклад в достижение общекорпоративных целей.

Узкая специализация сотрудни­ков, характерная для всех бюрократических структур, является еще одним существенным  недостатком линейно-функциональной структуры, когда за каждым сотрудником закреплено выполнение четко очерченного круга задач в рамках строгого соответствия своим должностным обязанностям. Кроме того, специа­лист оказывается «зацикленным» на своем участке работы, не способен увидеть организацию как единое целое, взаимосвязь между подразделениями и целями. Из-за узкой специализации могут также возникать проблемы с формированием руководящего кадро­вого резерва. Влияние этого негативного фактора можно ослабить с помощью программ ротации для подготовки специалистов широкого профиля. Еще один минус такой структуры - практически полное отсутствие горизонтальных связей между подразделениями и, как следствие, медленный про­цесс обмена информацией. Чтобы этот недостаток не оказался критическим, при проектировании оргструктуры необходимо стремиться свести к минимуму количество уровней иерархии. Линейно-функциональная структура весьма эффек­тивна для мелкого и среднего бизнеса, для крупных же компаний с широким ассортиментом продукции, а также для организаций, работающих в международном масштабе на рынках различных стран, она не подходит. Причина тому - негибкость. Для таких компаний больше подойдет дивизиональ­ная оргструктура.

 

Уже в 20-е годы прошлого века этот вид бюрокра­тической оргструктуры использовался в компании General Motors - ее стратегическими бизнес-единицами (СБЕ) служили Chevrolet, O'dsmobile, Pontiac и Cadillac. А к середине 80-х годов 80% крупных компаний использовали эту модель. В рамках этой структуры руководитель каждой  СБЕ является ответственным за производство и сбыт данного вида продукции. СБЕ, называемые также дивизионами, могут раз­деляться по сегментам потребите­лей, группам продуктов или регионам. Какой бы вариант дивизиональной оргструктуры ни использовался, в большинстве случаев в самих дивизи­онах управление построено по линей­но-функциональной схеме. Высшее руководство получает воз­можность заниматься вопросами стратегического планирования, сохраняя за собой право контроли­ровать реализацию стратегии, новые разработки, инвестиции и т.д.

Благодаря сочетанию принципов централизации  и децентрализации в управлении, характерных для дивизиональных оргструктур, компания имеет более тесную связь с потребителями и может опе­ративно реагировать на изменения их потребностей и состояния покупательского спроса, условий конкуренции, технологии  и других факторов внешней среды.

Пример дивизионально-продуктовой структуры пред­ставлен на рисунке 2.6. Руководители отделов  планирования, финансовой службы, НИОКР и отдела кадров подчиняются только генеральному дирек­тору. Перед ним же отчитываются руководители СБЕ.

Один из наиболее существенных недостатков такой оргструктуры - конфликты между высшим руководс­твом и управляющими СБЕ из-за распреде­ления полномочий. Для устранения этой проблемы необходимо четко прописать права и обязанности руководства компании и СБЕ. Возможное распределение полномочий приведено в таблице 3. Еще один явный минус дивизиональной структу­ры - дублирование функций и разрастание управленческого аппарата. Преодолеть его можно, попытавшись заменить линейно-функциональную структуру внутри дивизионов более плоской - адаптивной.

Описание: Дивизиональная структура_cr.jpg

Рис. 2. 6. Дивизионально - продуктовая  оргструктура

 

 

Таблица 2.5. Вариант распределения обязанностей в дивизиональной структуре

 

Сфера  управления высшего руководства

Сфера управления руководителей СБЕ

·            Стратегическое планирование и управление компанией, координация взаимодействия между дивизионами

·            Управление денежными потоками, определение оптимального объема инвестиции для каждого дивизиона, распределение ресурсов между ними

·            Контроль качества продукции

·            Обеспечение подразделений нужными им услугами

·            Тактическое планирование работы отделов дивизиона

·            Определение приоритетов подразделения: покупка оборудования, заключение контрактов с партнерами и т.д.

·            Производственная деятельность

·            Самостоятельное проведение маркетинговых и рекламных мероприятий

 

 

3.                     Активное использование органических (или адаптивных) структур относится к 70-м годам ХХ века, когда обострившаяся конкуренция показала, что иерархические модели часто не способны обеспе­чить организации высокую эффективность за счет, например, большого количества управленческих уровней.

В органических структурах уровней управления немного, причем границы между ними размыты, нет четкого разделения труда; они обладают гибкостью и способностью изменяться под влиянием внешних и внутренних условий. В таблице 2.6. представлена сравнительная характеристика матричной и проектной структур, относящихся к числу адаптивных.

 

Таблица 2.6. Сравнительная характеристика матричной и проектной структур

 

Название

Краткое описание

Преимущества

Ограничения

Матричная

Организация делится на структурные (обычно - функциональные) подразделения, при этом назначаются руководители проектов,   подотчетные высшему руководству. Во время реализации проектов менеджерам временно подчиняются сотрудники функциональных подразделений.

Большая гибкость и скорость реагирования на изменения внешней среды.

Возможность оперативного перераспределения ресурсов

Нарушение принципа единоначалия из-за двойного подчинения сотрудников. Возникновение конфликтов на почве распределения ресурсов

Проектная

Временная структура, создаваемая для решения конкретной задачи, ограниченной сроками. Управляется руководителем проекта, ответственным за распределение ресурсов, которому подчиняется команда специалистов

Все усилия сотрудников направляются на решение одной конкретной задачи

Невозможно обеспечить полную или гарантированную занятость участников проекта после его  завершения.

Проблемы с загруженностью команды и распределением ресурсов

 

 

Матричная структура (рис. 2.7) базируется на прин­ципе подчинения сотрудников как руководителю функциональной службы, так и руководителю проек­та (или целевой программы). Чаще всего матричная структура является результатом наложения проектной структуры на существующую в компании линейно-функциональную, а иногда в результате постепенного изменения дивизиональ­ной структуры или наложения на нее функцио­нальной.

Преимущества матричной структуры таковы:

а)       возможность одновременно разрабатывать и внедрять  множество про­ектов;

б)      усиление взаимо­связей между подразделениями за счет участия сотрудников из разных отделов в общих проектах;

в)       более быстрое реа­гирование на измене­ния внешних условий за счет большей гиб­кости и скоординированности работ, чем в линейно-функцио­нальных и дивизио­нальных структурах.

Тем не менее, сложность, присущая этому типу орга­нических структур, порождает массу недостатков. Поэтому обычно их внедряют только в отдельных частях компании. Явные недостатки матричной оргструктуры - воз­можная потеря управляемости, борьба за власть и двойное подчинение из-за нечеткого определения полномочий менеджеров проектов и руководителей функциональных подразделений.

Рис. 2.7. Матричная организационная структура

 

В рамках проектной оргструктуры вся деятельность компании рассматривается как совокупность про­ектов, каждый из которых имеет собственную струк­туру, ликвидируемую после его завершения. Участ­вовавшие в них сотрудники переходят в новые про­екты или увольняются, если они работали по вре­менному контракту.

Проектная структура в чистом виде предполагает создание временных команд, которые представляют собой мини-копии компании. В такие команды входят все необходимые для решения проектных задач специалисты: бухгалтеры, инженеры, технологи и т.д. Руководитель отвечает за все действия команды до полного завершения проекта. Сотрудники функци­ональных подразделений, включенные в проектную команду, временно покидают свои подразделения и переходят в полное подчинение руководителя проекта.

Чем крупнее проект, тем удобнее для его реализа­ции проектная структура. В случае же мелких проек­тов рациональным способом может быть реализация их в рамках линейно-функциональной структуры, где один из высших руководителей играет роль куратора проекта.

Проектная структура по сравнению с бюрократи­ческими обеспечивает компании большую гибкость. Однако в ходе ее внедрения и функционирования могут возникнуть следующие сложности:

а)   неравномерная загруженность членов проектной команды: ведь даже при оптимальном планирова­нии не избежать ситуаций, когда сотрудник в один период загружен максимально, а в другой - сидит без работы;

б)  распределение ресурсов между разными проек­тами.

Многие компании для решения этой проблемы разрабатывают корпоративные нормы, регламен­тирующие распределение ресурсов, и внедряют информационные системы управления проектами.

 

 



 

Формирование организационной структуры управления

Формирование организационной структуры управления

На выбор оргструктуры влияет множество ситуационных факторов как внутри организации, так и за ее пределами: масштаб бизнеса, его специфика, степень подвижности внешней среды, характеристики отрасли,…

На выбор оргструктуры влияет множество ситуационных факторов как внутри организации, так и за ее пределами: масштаб бизнеса, его специфика, степень подвижности внешней среды, характеристики отрасли,…

На рисунке 2.5 представлены признаки, по которым можно определить, какая оргструктура ближе компании: бюрократическая или адаптивная

На рисунке 2.5 представлены признаки, по которым можно определить, какая оргструктура ближе компании: бюрократическая или адаптивная

При этом образуются иерархические уровни управленияПростота и легкость контроля

При этом образуются иерархические уровни управленияПростота и легкость контроля

Функциональная За отдельными подразделениями (производства, сбыта, маркетинга, финансов и др

Функциональная За отдельными подразделениями (производства, сбыта, маркетинга, финансов и др

Так, в рамках этой структуры особенно ярко про­является стремление подразделений к достижению своих целей, а не целей всей компании

Так, в рамках этой структуры особенно ярко про­является стремление подразделений к достижению своих целей, а не целей всей компании

Уже в 20-е годы прошлого века этот вид бюрокра­тической оргструктуры использовался в компании

Уже в 20-е годы прошлого века этот вид бюрокра­тической оргструктуры использовался в компании

Преодолеть его можно, попытавшись заменить линейно-функциональную структуру внутри дивизионов более плоской - адаптивной

Преодолеть его можно, попытавшись заменить линейно-функциональную структуру внутри дивизионов более плоской - адаптивной

Контроль качества продукции ·

Контроль качества продукции ·

Матричная Организация делится на структурные (обычно - функциональные) подразделения, при этом назначаются руководители проектов, подотчетные высшему руководству

Матричная Организация делится на структурные (обычно - функциональные) подразделения, при этом назначаются руководители проектов, подотчетные высшему руководству

Тем не менее, сложность, присущая этому типу орга­нических структур, порождает массу недостатков

Тем не менее, сложность, присущая этому типу орга­нических структур, порождает массу недостатков

Проектная структура в чистом виде предполагает создание временных команд, которые представляют собой мини-копии компании

Проектная структура в чистом виде предполагает создание временных команд, которые представляют собой мини-копии компании
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2022