Информационные и коммуникационные технологии в деятельности Донецкого электрометаллургического техникума
Лариса Анатольевна Шумская
преподаватель экономических дисциплин, г. Донецк
Аннотация. В статье рассматривается создание информационной образовательной среды ГПОУ ДЭМТ, как важнейшее условие формирования компетенций выпускника в области экономики и бухгалтерского учета.
Ключевые слова: информационные и коммуникационные технологии, компетенции, информационно-образовательная среда, бухгалтерский учет.
Для дальнейшего развития экономики ДНР необходимы высококвалифицированные работники приоритетных отраслей промышленности (черная металлургия, машиностроение, угольная промышленность и т.д.). Эта актуальная задача реализуется через систему профессионального образования, в том числе среднего.
Основная задача – построение приоритетов и структуры профессионального образования в соответствии с современными потребностями рынка труда, повышение доступности качественных образовательных услуг [2].
В ГПОУ Донецком электрометаллургическом техникуме реализация указанной задачи достигается путем выполнением следующей цели – это широкое внедрение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебный процесс и управленческую деятельность. Кроме того, применение ИКТ направлено на решение и таких задач, как: информационная поддержка бухгалтерской и профориентационной работы, содействия трудоустройства выпускников, обеспечения сетевого взаимодействия с другими учреждениями среднего профессионального образования ДНР. ГПОУ ДЭМТ является многопрофильным образовательным учреждением, занимающимся подготовкой специалистов как по направлению экономика и бухгалтерский учет, так других направлений отраслей - металлургия, экология, информационных технологий, бытовая техника и др.
Введение в действие ГОС СПО, независимо от специальности, требует решения новых задач в области информатизации учебного процесса:
– формирование информационной компетентности по всем направлениям
подготовки студентов;
– предоставление всеобщего доступа к электронным образовательным ресурсам;
– создание электронных сред обучения для обеспечения самостоятельной работы студентов.
В соответствии со стандартами по направлению, например, ГОС СПО по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет», к выпускнику техникума предъявляются достаточно высокие требования в области ИКТ.
Выпускник должен приобрести следующие компетенции:
– ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
– ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий;
– ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы;
– ПК 4.2. Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные
законодательством сроки.
Результаты освоения дисциплин описываются в виде следующей совокупности требований:
– выпускник должен использовать современные информационно-коммуникационные технологии (включая пакеты прикладных программ, локальные и глобальные компьютерные сети) для сбора, обработки и анализа информации; оценивать программное обеспечение и перспективы его использования с учетом решаемых профессиональных задач;
– владеть навыками работы с программными средствами общего и профессионального назначения (в частности работать в программе 1С Бухгалтерия).
Таким образом, для решения всей совокупности образовательных и административно-управленческих задач, предполагает формирование информационной образовательной среды техникума, обеспечивающей не только реализацию образовательных программ, но и эффективный менеджмент под руководством директора техникума.
В целях формирования информационной образовательной среды техникума и широкого применения ИКТ в образовательном процессе и управлении была принята и реализуется программа информатизации, сформированная на принципах программно-целевого планирования (созданы и действую 4-е компьютерных классов).
Наряду с главной, целями информатизации техникума являются:
– повышение профессионального уровня подготовки выпускников и конкурентоспособности на рынке труда;
– внедрение качественно новых форм, средств и технологий обучения на базе различных электронных информационных ресурсов (привлечение студентов к созданию презентаций, видеороликов и т.д.);
– перевод на инновационный уровень труд преподавательского состава (создание персональных сайтов на проектах Инфоуроке, Мультиурок, Видиоуроки и т.д.)
– повышение роли и укрепление авторитета техникума как центра подготовки высококвалифицированных кадров для республики.
Таким образом, созданная в ходе реализации программы информатизации в ГПОУ ДЭМТ информационная образовательная среда позволяют техникуму соответствовать современным требованиям к образовательным организациям СПО, предоставлять студентам и педагогам комфортную информационно-образовательную среду, повышать качество подготовки и конкурентоспособность выпускников на рынке труда.
Список литературы
1. Богатырева Ю. И. Компетентность педагогов в области информационной безопасности: проблема и пути решения / Ю. И. Богатырева, А. Н. Привалов // Известия Российской академии образования. − 2013. − № 2. С. 96−105.
2. Привалов А. Н. Педагогическое сопровождение информационного самообразования будущего учителя в процессе профессиональной подготовки в вузе / А. Н. Привалов, В. А. Романов // Информатика и образование. − 2012. − № 1. − С. 77−80.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.