Формирование оценочной самостоятельности в I–II классах
Оценка 4.6

Формирование оценочной самостоятельности в I–II классах

Оценка 4.6
doc
11.09.2021
Формирование оценочной самостоятельности в I–II классах
26 06 2021.doc

 

Формирование оценочной самостоятельности в I–II классах

 

 

 

Изменения, происшедшие в содержании современного образования за последнее де- сятилетие и связанные с переносом акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самосто- ятельности учебных действий, влекут за со- бой и изменения в системе оценивания.

Безотметочное обучение — это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы устранить негативные момен- ты в обучении, способствовал бы гуманиза- ции и индивидуализации учебного процес- са, повышению учебной мотивации и учеб- ной самостоятельности в обучении.

Именно в ходе безотметочного обуче- ния, на наш взгляд, и происходит формиро- вание оценочной самостоятельности у уча- щихся.

Охарактеризуем терминологический аппарат нашей статьи. Оценивание — это установление качества работы, уровень вы- полнения работы; самостоятельный — со- вершаемый собственными силами, без пос- торонних влияний, без чужой помощи; оценочная самостоятельность — самостоя- тельное установление качества своей рабо- ты, ее оценивание без посторонних влия- ний или чужой помощи, на основе собственных знаний и умений.

В основе формирования оценочной са- мостоятельности лежат ответы на следую- щие ключевые вопросы:

•          что оценивать? (т.е. что подлежит оце- ниванию, а что оценивать не следует);

•          как оценивать? (т.е. какими средства- ми должно фиксироваться то, что оценивается);

•          каким образом оценивать? (т.е. какова должна быть процедура оценивания).

 

Формирование оценочной самостоя- тельности в I классе мы начинали с работы с эталонами, под которыми мы понимаем точный образец установленной единицы измерения, и со шкалами.

Работу с эталонами мы проводим пре- имущественно на минутках чистописания (на уроках русского языка и математики), где образцы (эталоны) написания букв, со- единений букв, цифр были в тетрадях на печатной основе.

В качестве примера опишем работы на уроке русского языка по теме «Заглавная буква Д»1.

После объяснения, показа учителем и практической тренировки учащихся им да- ется задание: «Пропишите заглавную бук- ву Д, соблюдая параметры эталона (нак- лон, высота, ширина)». Как видно, ученики уже должны соблюдать несколько крите- риев, входящих в эталон, т.е. работа произ- водится на достаточно высоком уровне трудности.

Первоначальная работа с эталонами ос- новывалась на отработке одного критерия (наклон, высота, ширина). Эту работу поз- воляла проводить на уроках русского языка первая рабочая тетрадь Т.М. Андриановой, в основе которой заложена работа с элемен- тами букв.

После того как ученики самостоятельно прописали строку, учитель дает первое за- дание: «Подчеркнуть буквы (элементы), которые совпадают с эталоном по одному или нескольким критериям, и вынести ко- личество подчеркнутых букв (элементов) на поля». Во время проверки учитель вы- полняет аналогичную работу, т.е. подчерки- вает буквы (элементы), соответствующие эталону, исправляет ошибки учащихся и

 

 

 

1 Урок проводился по пособию Т.М. Андриановой «Русский язык. Тетрадь по письму. I класс», ч. 3, с. 10.

 

выносит на поля свое число верно написан- ных букв (элементов).

Работа с эталонами — это основа содер- жательной оценки учащихся. Приучив уча- щихся работать с эталонами такого вида, мы готовим их к выработке собственных эталонов, которые, в свою очередь, помогут осуществлять объективное оценивание сво- ей работы.

В основу работы со шкалами (линееч- ками) (авторы Т. Дембо и С. Рубинштейн) мы взяли работу с параметрами: красота (все красивое, прекрасное, доставляющее эстетическое и нравственное наслажде- ние) и правильность (все соответствую- щее действительности, верное, т.е. такое, как должно быть). Условно данные пара- метры мы обозначим соответственно бук- вами К и П.

 

             

К         П

 

От параметра красота нам пришлось отказаться, так как это субъективный па- раметр и у младших школьников нет дос- таточного жизненного опыта для опреде- ления эстетических и нравственных кри- териев.

Работа со шкалой правильность снача- ла велась в конце урока, т.е. каждый уче- ник оценивал свою работу на уроке по сле- дующему критерию: правильно или нет я выполнял задания. Так как в течение уро- ка школьники выполняют несколько зада- ний, то такое оценивание было малоэф- фективным.

Например, на уроке выполняли пять за- даний. С какими-то учащиеся справлялись быстро и правильно, а при выполнении других испытывали затруднения. Соответ- ственно объективно оценить себя ученики не могли.

На следующем этапе работы мы отказа- лись от оценивания всей работы, но стали выделять на уроке определенный вид рабо- ты (учитель планировал его заранее), кото- рый оценивали сначала учащиеся, а затем учитель.

 

При выполнении такого оценивания были свои положительные и отрицатель- ные стороны.

К положительной стороне мы отнесли тот факт, что учитель мог отследить уро- вень оценочных действий учащихся более конкретно.

Отрицательными моментами такого оценивания, на наш взгляд, является, что:

•                      оставались неотслеженными оценоч- ные действия учащихся при выполне- нии других заданий;

•          построения оценочных шкал доставляли определенные неудобства учителю (до- полнительная нагрузка) и родителям (тетради не всегда выдавались на руки);

•          только учитель знал, какой вид работы оценивают учащиеся. Родители этого не знали. А придя домой, не каждый ре- бенок расскажет, что конкретно он оце- нивал, т.е. родители не могут отследить самостоятельно пробелы в знаниях сво- их детей и оказать им дома помощь;

•          оценивание велось только после про- верки работы (предоставление этало- на) или перед проверкой.

При формировании оценочной самосто- ятельности во II классе мы остановились на двух знаках:

! — знак уверенности в правильности выполнения работы;

? — знак сомнения.

В основу оценочной самостоятельности мы заложили критерий правильность. Так- же при работе с этими знаками идет работа с эталонами. Эталон является основой со- держательной оценки учащихся. Чтобы поставить знак уверенности или сомнения, ученик должен прогнозировать точный ре- зультат деятельности (эталон).

Работа со знаками уверенности и сомне- ния ведется преимущественно в тетрадях на уроках русского языка и математики.

Использование этих знаков мы осущест- вляем практически при каждом виде рабо- ты, выполняемом учащимися самостоя- тельно.

Эффективность использования этих знаков мы видим в следующем:

1.         Экономность занимаемого места, так как знаки ! или ? учащиеся ставят на полях, напротив выполняемого задания.

 

Например, после выполнения задания по математике «Запишите двузначные чет- ные числа, у которых 2 десятка» учитель предложил младшим школьникам оценить правильность его выполнения. Мы увидели в тетрадях учеников следующие записи:

20        22        24        26        28        !

20        22        26        24        28        ?

20        24        22        25        26        ?

20        24        22        25        26        !

2.         Осуществление учащимися предоцен- ки (после самостоятельного выполнения работы) и оценки (после проверки, т.е. ра- боты с эталоном) правильности выполне- ния своей работы является формированием навыка самопроверки.

В результате такой работы на полях по- являются следующие записи: ?! — сначала ученик сомневался в правильности выпол- нения работы, после проверки увидел, что работа выполнена им верно;

?? — сомнения в правильности выпол- нения работы подтвердились;

!! — уверенность в правильности выпол- нения работы подтвердилась;

!? — уверенность в правильности выпол- нения не подтвердилась.

3.         Учителю легко отследить процесс формирования учебных навыков учащихся. При проверке тетрадей учитель оцени- вает работу учащихся, ставя для себя две цели: проверить учебные умения и навыки;

проверить навык самопроверки.

В результате на полях появляются сле- дующие записи:

 

 

Бывает, что ученик ставит второй знак в несоответствии с эталоном (правильным выполнением работы), тогда учитель крас- ной пастой рядом с двумя знаками, которые поставил ученик, ставит знак, соответству- ющий эталону (? ! ? ! ? !).

Такая ситуация является сигналом для учителя, что у ребенка совершенно не сфор- мирован навык самопроверки и он нужда- ется в индивидуальной работе.

При обведении учителем знака сомне- ния ( ? ) или постановке знака сомнения учеником педагог имеет право дать необхо- димую рекомендацию на полях тетради. Например:

1 ? — отработать сложение двузначных чисел с переходом через разряд.

Эти рекомендации даются ученику, а также позволяют родителям оказывать по- мощь их ребенку при выполнении домаш- них заданий.

4.         Использование знаков сомнения и уверенности позволяет формировать у учащихся не только оценивание собствен- ных возможностей, но и осуществлять вза- имооценивание. При этом мы используем работу в группах постоянного состава. Та- ким образом, второй знак на полях выстав- ляет уже другой ученик. Это способствует тому, что школьники учатся объективной проверке и объективному оцениванию не только своих работ, но и работ своих од- ноклассников.


Формирование оценочной самостоятельности в

Формирование оценочной самостоятельности в

Условно данные пара- метры мы обозначим соответственно бук- вами

Условно данные пара- метры мы обозначим соответственно бук- вами

Осуществление учащимися предоцен- ки (после самостоятельного выполнения работы) и оценки (после проверки, т

Осуществление учащимися предоцен- ки (после самостоятельного выполнения работы) и оценки (после проверки, т
Скачать файл