«Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста
через игру»
Каждый человек при рождении получает уникальный дар – голос (от лат. vox). И уникальность его заключается в том, что у него не одна функция, а несколько.
Во-первых, голос является частью той энергии, жизненной силы, которая дарована каждому: ребёнок при рождении сигнализирует о своей жизнеспособности.
Следующая функция: голос – это инструмент общения человека с окружающим миром. Можно сказать, что голос – это «озвученная душа». А звучать он может в зависимости от настроения абсолютно по-разному: задорно, робко, раздражённо, восторженно и т.д.
Тембр (качество звучания) придаёт голосу каждого человека индивидуальное звучание.
И, наконец, голос человека при его желании и благоприятных условиях может стать музыкальным инструментом, единственным и неповторимым. Воспользоваться своим музыкальным инструментом можно всегда и в любое время на протяжении всей жизни. При помощи этого инструмента можно выразить своё настроение, передать в пении своё эмоциональное и душевное состояние.
Надо отметить, что голос может не только красиво звучать, приносить удовольствие себе и другим, но он ещё способен оздоровить поющего.
Доказано, что пение гармонизирует деятельность всех жизненно важных органов и систем организма. Кроме того, пение освобождает от негативных эмоций, снимает напряжение, приводит к состоянию покоя и радости. Однако надо отметить, что пение, музыкальное интонирование – явление очень непростое, и зависит оно от нескольких факторов.
Во-первых, это наличие наследственных музыкальных способностей, доставшихся ребёнку от родителей.
Во-вторых, это окружающая музыкально-певческая среда, в которой живут традиции семейного пения, сопровождающие ребёнка с рождения. Музыкальное окружение, когда в семье кто-нибудь играет или поёт, является особенно благоприятным условием развития музыкального слуха и укрепления музыкальной памяти.
Наличие музыкально-певческой среды является фундаментом, на основе которого формируются музыкальные способности ребёнка. В это время формирование голоса и речи ребёнка полностью зависит от окружающих его взрослых.
Первые песенки у колыбели ребёнка служат для него первым музыкальным впечатлением. Чем больше музыкальных впечатлений от звучания попевок, песенок, колыбельных, тем ярче следы музыкальной памяти ребёнка.
Постепенное обогащение памяти ребёнка звуковыми впечатлениями речи и пения взрослых создаёт у него слуховой опыт. Впоследствии подпевание, а затем пение самих детей является как бы озвучиванием слухового опыта их музыкальной памяти.
В это время основой музыкального и речевого развития ребёнка является умение слушать, подражать простейшим звукам природы, голосам птиц, животных, бытовым звукам. Поэтому звучание потешек, попевок, пестушек и т.п. помогает ребёнку воспринимать голос взрослого, его интонацию, ритм и темп речи, развивает чувство ритма.
Пение на ребёнка действует благодатно, если оно соответствует его природе и возможностям. В дошкольном возрасте голос детей очень эластичен и податлив, поэтому, чем раньше ребёнку прививаются естественные навыки звукообразования, тем скорее устанавливается взаимосвязь между слухом и голосом, тем лучше «настраивается» его речевой и певческий голос. Достигается это путём подражания пению и речи взрослого.
Сама возможность поддержания музыкально-певческой среды с ясельного возраста до школы позволит подготовить и настроить музыкальный инструмент каждого ребёнка – его голос к дальнейшему его совершенствованию.
В-третьих, сам процесс обучения пению, который включает в себя формирование и развитие певческих навыков и певческого голоса. Для детей этот процесс в дошкольном возрасте очень важен, так как помогает:
ü накопить музыкальные впечатления и слуховой опыт, развить музыкальный слух;
ü научиться петь, то есть пользоваться своим музыкальным инструментом – голосом;
ü приобщаться к искусству пения и испытать на себе его оздоровительные возможности.
Кроме того, сам процесс формирования и развития певческого голоса оказывает на детей всестороннее воздействие:
ü способствует развитию музыкальных способностей: мелодического и метроритмического слуха, ладового чувства, музыкальной памяти и др.;
ü активизирует работу левого (логического) и правого (образного) полушарий мозга, что проявляется в повышении работоспособности, улучшении настроения, активизации внимания;
ü развивает и укрепляет дыхательную систему, что особенно важно в детском возрасте;
ü естественным образом тренирует мышцы гортани, голосовые связки;
ü улучшает тембр голоса, что содействует выразительности речи и пения;
ü расширяет диапазон голоса, а значит, речевые и певческие возможности;
ü приводит к тому, что и речевой голос ребёнка становится более устойчивым и выносливым, то есть не срывается, не дрожит и выдерживает длительную речевую нагрузку;
ü создаёт самые благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры.
Пение является основным средством музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь и охотно поют. Участвуя в пении, дети сами исполняют музыкальные произведения, а потому активно выражают свои переживания, чувства и глубже воспринимают музыку.
Слова в песне помогают детям понять содержание музыки и облегчают усвоение мелодии.
Пение объединяет детей общим настроением. При исполнении песен дети приучаются к совместным действиям. Они слышат, что тот, кто торопится или отстаёт, нарушает стройность пения. Пение оказывает большую помощь и в развитии речи у детей. При пении приходится выговаривать слова протяжно, нараспев, что помогает правильному, чёткому произношению отдельных звуков и слов.
Задача моя, как музыкального руководителя дошкольного учреждения научить детей любить песню (а через неё и музыку в целом), дать простейшие певческие навыки.
С чего же начинается песня?
Главной целью я поставила:
- воспитание интереса к музыке через пение
Путём различных вокальных попевок и упражнений не только развивать голос, но и способствовать его укреплению.
При этом возникла необходимость более тщательно продумывать репертуар и расширять его в первую очередь за счёт народных песен, попевок, хороводов, игр. Народная песня обогащает речь детей, способствует улучшению дикции и артикуляции, благоприятно влияет на выразительность речи.
Народные песни всегда вызывают положительные эмоции у ребёнка. Простота построения мелодии, яркая образность, юмор создают желание петь даже у самых «зажатых» детей. Народная песня ещё и потому является благодатным материалом, что многожанрова, отличается различным звуковедением – от протяжности до отрывистости, скачкообразной плясовой мелодии.
Подбор песенного материала зависит и от возрастных особенностей детей, развития их слухового и голосового аппарата.
Опыт работы показал, что методика вхождения ребёнка в мир любого искусства должна проходить через «волшебный мост» игры. Игра – это «волшебная палочка», при помощи которой можно научить детей петь.
Так как, преобладающим мышлением у ребёнка является правополушарное, эмоционально-образное, для него характерны яркость восприятия, наглядная, образная память, богатство воображения и некоторая недостаточность абстрактного мышления. Поэтому введение ребёнка в атмосферу искусства пения должно быть неожиданным, загадочным и обязательно личным, через обращение к звукам, интонации, слову.
Игровая методика воспитания, развития и обучения замечательна тем, что все эти процессы происходят незаметно для детей, непроизвольно. Они не задумываются над тем, легко это или трудно, хорошо это или плохо. Они просто интуитивно усваивают манеру говорить, петь, общаться, действовать.
Непроизвольное обучение в игре не нарушает их психофизического состояния, потому что в ней есть всё необходимое для развития: интерес, положительные эмоции, образ, фантазии, речевое общение, движение.
Игровая методика больше, чем другие средства воздействия, соответствует потребностям растущего организма ребёнка, так как ставит серьёзную преграду на пути быстрого утомления и усталости детей.
В процессе игровых занятий дети способны выполнить такой объём работы, какой им недоступен в обычной ситуации. Практика доказала, что игровая методика полезна для всех детей, но особенно для детей с проблемами здоровья и развития.
В дошкольном возрасте непроизвольное обучение напрямую связано с интересом, а также с интуитивным, не насильственным восприятием, это проявляется в следующем:
ü игровая методика обучения с момента весёлой неожиданности, когда обыденное становится необычным, а потому особенно интересным, привлекательным, даёт радость и эмоциональный подъём;
ü интерес и внимание к музыке у некоторых детей становятся более устойчивыми (это важнейшее условие для развития восприятия и, главное, для воспроизведения музыкальных звуков, то есть правильного интонирования);
ü разучивание песни идёт легко и радостно.
В игре эмоциональность и выразительность педагога при показе игровых упражнений крайне необходима, так как она облегчает подражание, эмоционально заряжает детей. На занятиях только от педагога зависит поддержание атмосферы непринуждённости, радости и взаимного общения.
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Однако процесс этот долгий и кропотливый, требующий от педагога терпения и бережного отношения.
Начинать развитие певческого голоса детей лучше с речевого этапа. Такой подход опирается и на теоретические положения Б.В. Асафьева (1965) о внутреннем органическом родстве музыки и речи. У музыки и речи одна первооснова – интонация. Речевая интонация выражает чувства, настроение говорящего человека точно так же, как и музыкальная интонация, то есть, используя одни и те же средства выразительности. Поэтому с помощью речи, поскольку ребёнок уже достаточно владеет ею, ему намного легче прочувствовать, понять и повторить средства музыкальной выразительности: динамику, темп, интонацию, ритм и т.д.
На речевом этапе удобно и легко работать над формированием таких певческих навыков, как дыхание и дикция, навык головного высокого звучания, лёгкость и полётность голоса и даже многоголосие. Прежде чем запеть ребёнок сначала учится высоко и выразительно говорить.
Весь материал речевого этапа содействует формированию речевого и певческого дыхания, также умений изменять силу и высоту голоса, правильному воспроизведению звуков и их сочетаний изолированно, в слогах, фразах, воспроизведению речевого и певческого материала в заданном темпе и ритме, также способствует умению выражать свои эмоции разной интонацией голоса.
Речевой этап, как подготовительный, сначала предшествует, чуть опережая, а затем идёт параллельно певческому этапу.
Основными видами деятельности на речевом этапе являются:
ü артикуляционная гимнастика;
ü игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание;
ü развивающие игры с голосом;
ü речевые зарядки;
ü речевые игры и упражнения;
ü ритмодекламация.
Их общая цель – легко и незаметно подготовить голоса детей к пению:
ü «разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата;
ü обострить интонационный слух;
ü подвести детей к воспроизведению музыкальных звуков;
ü сделать обучение пению более лёгким, понятным и привлекательным.
Итак, на речевом этапе развития голоса дети свободно и легко начинают пользоваться выразительными средствами, общими для музыки, пения и речи.
Теперь представлю общую картину обучения пению:
ü формирование и развитие подвижности голосового аппарата, снятие напряжения артикуляционных мышц (языка, губ, щёк, нёба);
ü формирование и развитие певческого дыхания;
ü формирование и развитие навыков ясной дикции;
ü формирование и развитие певческой интонации;
ü работа над разучиванием песни.
Практика показала, что упражнения речевого этапа помогают детям легко и незаметно подготовить свои голоса к пению, поскольку их голосовой аппарат уже «разогрет» и готов к пению.
Переход от речи к пению может быть лёгким и понятным в игровой форме. С использованием театрализации и движения. На этом этапе и в дальнейшем очень важно применять игровые способы формирования координации слуха и теперь уже певческого голоса. Например, после речевой игры «Имена» играем в «эхо», но певческим голосом.
Переход к пению можно сделать и через рисование голосом. Интонациями голоса «рисуем» различные образы: ветер, волны моря, облака, дождь, солнце и т.д.
Все эти способы помогают детям легко переходить границу от речевой, к певческой интонации. Чем лучше организован, «настроен» певческий аппарат ребёнка, тем точнее он интонирует, а значит, и лучше слышит высоту музыкальных звуков.
При формировании певческого голоса ребёнка на начальном этапе, когда голосовой аппарат только приспосабливается к новому для него способу звукообразования, очень важно следить за тем, чтобы дети не увлекались силой звучания, не переходили на крик. Это отрицательно влияет на точное интонирование, ведёт к потере полётности и звонкости голоса.
В это время необходимо соблюдать определённые условия:
ü начинать формирование певческого голоса с простых и протяжных попевок и песенок на примарных (удобных) звуках;
ü постепенно включать бодрые песенки, активизирующие артикуляцию, дыхание, дикцию.
У детей младшего дошкольного возраста, а также с детьми, у которых пока не налажена координация слуха и голоса, используем попевки, песенки на двух рядом стоящих звуках большой секунды и обязательно в удобной зоне детского голоса.
Процесс обучения пению требует элементарной последовательности и систематичности (от простого к сложному), то есть, постепенного, последовательного «впевания» сначала двух, потом трёх звуков и так далее с постепенным расширением диапазона голоса.
Основные усилия должны быть нацелены на формирование координации слуха и певческого голоса. Только при полном согласовании слуха и голоса возможна точность воспроизведения музыкальных звуков. Голос маленьких детей очень эластичен и податлив, он развивается при лёгком, негромком звуке, спокойном дыхании, чёткой дикции.
Чем раньше ребёнку прививаются навыки естественного, не форсированного звукообразования, тем скорее устанавливается взаимосвязь между слухом и голосом. Поэтому только в рамках освоенного диапазона можно брать песню.
Пение зависит не только от работы голосовых связок, но и от взаимодействия-координации всего певческого аппарата: артикуляции, дыхания и т.д. все певческие навыки тесно связаны между собой. Процесс формирования и развития их, идёт одновременно, и в этом заключается основная трудность обучения детей пению. Используя практический материал речевого опыта, есть возможность отдельно, более тщательно поработать над артикуляцией, дикцией, интонацией.
Развитие певческих навыков происходит не только в лёгких и удобных попевках, играх и упражнениях, но и в песнях с небольшим диапазоном.
Постоянная работа с детьми дошкольного возраста с использованием различных игровых приёмов дают большую эффективность в развитии вокальных способностей ребёнка, чем стандартная работа по разучиванию песен, которая заключается в запоминании мелодии и текста.
Литература:
2. Орлова Т.М. и Бенина С.И. сборники «Учите детей петь», Москва «Просвещение», 1988г.
3.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.