Формирование письменной связной речи младших школьников в процессе обучения сочинению-рассуждению
Развитие речи – сложный и длительный процесс. Он начинается в раннем детстве и не заканчивается на протяжении всей жизни человека. Особая роль в этом процессе отводится начальной школе, так как именно этот возраст является наиболее важным для становления всех психических процессов, в том числе, и для речевого развития. У младших школьников закладывается языковая база, способная влиять на дальнейшее обучение и развитие ребенка в целом. И здесь главную роль играют уроки русского языка, на которых целенаправленно решаются задачи речевого развития учащихся. Основная задача работы по развитию связной речи в начальной школе состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме.
При усвоении программы начальной школы у детей постоянно возникает потребность в рассуждении – «типе текста, суть которого состоит в построении цепи умозаключений на выбранную тему, где из предшествующих суждений вытекают последующие» (Львов, 1988, 170). Именно это определение рассуждения мы взяли за основу при работе над выпускной квалификационной работой.
На уроках русского языка учащиеся начальных классов усваивают основные характеристики текста-рассуждения, его структурные и языковые особенности: трехчастную композицию, наличие слов, связывающих части в единое целое, а также требование логически стройной системы доказательств, опирающихся на примеры из литературы и личного опыта учащихся.
Одним из направлений речевого развития младших школьников является обучение составлению связного высказывания типа рассуждения. Ведущим звеном этого процесса является комплекс нормативных и коммуникативных умений, тесно связанных между собой. Причем, если нормативные и коммуникативные умения формируются на каждом уроке русского языка и на протяжении всех лет обучения, то усвоению теоретических знаний о тексте, типах речи и тексте-рассуждении посвящены специальные уроки.
Высшим уровнем развития речи младших школьников является словесное творчество, которое лежит в основе создания сочинений-рассуждений на заданную тему. В связи с этим в современной педагогической практике четко вырисовывается тенденция к поиску путей развития способностей, связанных с творческой деятельностью. В процессе работы над проблемой исследования были сформулированы методические условия, способствующие успешному обучению младших школьников написанию сочинений-рассуждений:
1. Организация на уроках русского языка целенаправленного усвоения теоретических знаний о тексте, связном высказывании, функциональных типах речи, тексте-рассуждении.
2. Выполнение заданий и упражнений, направленных на обучение учащихся созданию собственных сочинений-рассуждений.
3. Использование словесных и практических методов обучения, а также приемов обучения связной речи (демонстрация образцового текста-рассуждения, объяснение, прямое указание и вопросы учителя, выполнение текстовых упражнений и др.), обеспечивающих субъектную позицию младших школьников при написании сочинений-рассуждений.
Именно эти методические условия реализовывались в процессе организации работы по обучению младших школьников сочинениям-рассуждениям на уроках русского языка в начальной школе, описанной во второй главе выпускной квалификационной работы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.