Тема: «Формирование положительной мотивации к учению в начальной школе»
«Формирование положительной мотивации к учению в начальной школе»
Подавляющее большинство детей приходит в первый класс с положительным отношением к учебе. Но проходит совсем немного времени и у части детей падает интерес к школе. Почему это происходит? Как сделать учебный процесс привлекательным на протяжении всего периода обучения? Эти вопросы встают перед каждым учителем. И каждый учитель стремится создать комфортные условия, для приобретения учениками знаний.
Педагоги постоянно ищут способы оживления урока:
1) Увлечённое преподавание
2) Новизна учебного материала
3) Связь знаний с судьбами людей
4) Проблемное обучение
5) Обучение с компьютерной поддержкой
6) Взаимообучение (в парах, микрогруппах)
7) Создание ситуации успеха
8) Соревнование (с товарищами по классу, самим собой)
Приёмы, которые хорошо зарекомендовали себя на практике:
q Создание проблемной ситуации;
Проблемное обучение - мощнейший способ повысить интерес к предмету.
q Групповая работа полезна для развития социальных мотивов.
В ней школьники учатся взаимодействовать, быть терпимыми к другим.
q Нестандартные уроки:
Ø Уроки- деловые игры
Ø Уроки- соревнования
Ø Уроки КВН
Ø Уроки взаимообучения
Ø Уроки- аукционы
Ø Уроки- зачёты
Ø Уроки- игры
Ø Уроки- конкурсы
q Использование ИКТ
• Активизирует познавательную деятельность учащихся
• Позволяет проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация, аудиозаписи, ресурсы интернета)
• Повысить объём выполняемой работы на уроке
• Повысить эффективность урока
q Презентация - мощное средство наглядности.
Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.
q доброжелательный настрой урока.
Нужно уделять внимание каждому ученику, хвалить детей за каждый новый, пусть даже незначительный, но полученный ими самими результат. Учитель должен вести себя корректно и всегда приходить на помощь ребенку.
Формирование положительной мотивации к учению развивается в процессе творческой активности и творческой деятельности, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях.
Одним из средств, для достижения этих целей, являются творческие работы на уроках литературного чтения.
Считаю, что именно творческие задания повышают у детей мотивацию к обучению, любовь к чтению, книге. Ребята очень любят такие задания. Творчество их безгранично.
При изучении стихотворений я использую такие задания:
1. Пересказать.
2. Написать мини-сочинение.
3. Придумать загадку.
4. Составить тест.
5. Написать отзыв.
6.Написать мини-рассказ по стихотворению.
Изучая стихотворение Ф.Тютчева «Чародейкою зимою», ребята писали рассказ на стихотворение, вот что получилось у Сережи:
Стояла радостная осень, а через два месяца выпал снег. Чудно все деревья покрылись снежной бахромой. Лес стоит в глухой нерадостной тишине. Солнце светит своими тусклыми лучами на землю. Все в снегу.
Некоторые ребята написали просто отзыв, так как такую работу выполняли впервые.
На уроках использую и различные, ребусы, кроссворды, пословицы, поговорки. Ребята сами с удовольствием подбирают загадки, рисуют рисунки, пишут отзывы на прочитанные произведения, эссе, придумывают сказки.
Учатся составлять синквейн, к рассказам составляют вопросы, готовят тесты.
По следам прочитанного провожу эстафету читательского творчества. Учащиеся имеют карточки для выражения своего отношения к произведению. Эти карточки вклеены в тетради. Желающие высказать свои мысли всегда найдутся.
Начинаем
со слов:
Я почувствовал (а) …
Я улыбнулся (ась) …
Мне стало грустно …
Я бы продолжил (а) написанное так …
Если бы я оказался (ась) в подобной ситуации, я бы действовал (а) так …
Будущее героев я представляю …
Произведение вызвало у меня чувства…
На уроках чтения на этапе осмысления провожу игру «Свободный микрофон»
Для ответов используем
«словами-помощниками»:
- «Впечатление
произвел…»;
- «Запало в душу…»;
- «Был поражен…».
Творческие задания помогают детям раскрыться, открыть в себе неизвестные возможности. Речь учащихся становится более образной, интересной. Дети более глубоко воспринимают художественный образ, интересуются книгами. Каждый ребенок с интересом включается в работу.
На уроках русского языка использую занимательный материал, он способствует активизации деятельности учащихся, мотивирует на урочную работу. Выполняя упражнения, ребята творчески мыслят, развивается внимание, умение быстро находить решение вопроса.
1.Работая по теме: «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова» использую
а)Числовые ребусы: 100Г, па3от, 100 лб, 3котаж, 3умф, 100рож.
б)Слова наоборот: пулут, дурт, залг, зов, генс, гарво, долох,
дярто, дебо, дог.
2.По теме «Слог» использую упражнение «Составь слово по
опорным словам».
1)Из первого слова бери первый слог, из второго – второй и так далее.
Радость,
задумал, коряга - РАДУГА
Сияние, понедельник, поливает
– СИНЕВА
3.По теме
«Предложение» дети с интересом выполняют упражнение «Составь
предложение».
2)Составь предложение, в котором все слова начинаются с одной и той же буквы.
Постарайся использовать как можно больше слов, можно употреблять предлоги.
Например: Петя пошел провожать папу к поезду.
4.Эффективно концентрирует внимание игра «Звери спрятались».
Дается на
доске текст. Дети должны найти в нем названия зверей.
Пришли
ребята в зоопарк. Возле входа – поленья.
И объявление: «Мухомор жареный». Рысью
пробежал охранник. Ребята за ним, но по пути заслон. Послышалось
рычание. «Принести грабли! – скомандовал охранник.
Принесли самые новые. «Велика банка,
- почему-то сказал охранник. И добавил:- Зоопарк закрыт».
Так и не увидели ни одного зверя. А жаль. Их здесь вон сколько. Целых девять, и
все на виду. Найдите их!
Еще использую игры: «Лото», «Верно ли высказывание», «Найди ошибки» и другие.
На уроках математики формированию положительной мотивации способствуют
1) логические задачи, когда
1. Ответив на вопрос задачи, дети могут сформулировать тему урока:
"На грядке сидит 6 воробьев. К ним прилетели еще 4 воробья. Сколько воробьев осталось на грядке?"
(Неправильно сформулирован вопрос к задаче. На вопрос ответить нельзя). (Тема: Решение задач.)
2.Провожу уроки-путешествия. Из последних уроков это: " Ярмарка"
В путешествиях обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. И главное огромнейший эффект - ни одного зевающего на уроке!
3. Математические уроки сказки
На уроках сказках всегда царит хорошее настроение. Сказка позволяет ворваться на урок юмору, фантазии, творчеству, учит детей быть добрыми и справедливыми.
4. В 1- 2 классе использую веселые задачи в стихах
5.Математические загадки
расширяют кругозор, развивают любознательность и пытливость, тренируют внимание, память, мышление, знакомят детей с окружающим миром.
Задачи, имеющие форму загадок, так же вызывают большой интерес, активность.
6. С целью снятия мышечного напряжения на уроках используют различные физминутки, гимнастику для глаз.
Использование оценочных листов на уроке так же мотивирует ребят к обучению. На уроках с оценочными листами дети более активны, лучше пишут в тетрадях, не отвлекаются. Каждому хочется выполнить задания на пять. В конце такого урока могу провести тест и выставить оценки за урок каждому.
Не следует оставлять без внимания групповую работу на уроке. При работе в группах повышается учебная и познавательная мотивация учеников, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач, в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу. Именно групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения.
На мотивацию влияет и проводимая в конце урока рефлексия. Ребята говорят, начиная со слов:
Я
научился…
Я понял, что…
Было трудно…
Было интересно…
Хочу похвалить…
В конце урока во время рефлексии использую стратегию: «Две звезды и одно пожелание», ребята дарят 2 звездочки тем, кто по их мнению лучше работал на уроке и одному пишут пожелание.
И в заключение хочется сказать, чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, хотел учиться, учителям необходимо использовать различные формы и методы работы, на уроках, создавать благоприятную среду, подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд. Способствовать развитию учебной мотивации. Спасибо за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.