ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Семенова Е. П.
Аннотация: В статье рассматривается проблема влияния сюжетно-ролевой игры на развитие положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. Развитие взаимоотношений у детей проявляется в процессе сюжетно-ролевых игр.
Ключевые слова: сюжетно-ролевая игра, взаимоотношения, старший дошкольный возраст.
Дошкольный возраст является важным периодом при становлении личности. В этот период дети открывают для себя мир человеческих отношений. У дошкольника происходит формирование отношения к людям, к труду, происходит вырабатывание навыков и привычек правильного поведения, складывание характера [1]. Ребенок живет, растет и развивается в переплетении различного рода связей. Именно опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка, а также во многом определяет особенности самосознания человека и его отношение к миру. Следовательно, детский коллектив должен быть базой накопления детьми разностороннего положительного опыта.
Огромное значение в развитии ребенка-дошкольника принадлежит игре. Игра – важнейший вид детской деятельности. В дошкольном возрасте дети в основном играют в сюжетно-ролевые игры. Сюжетно-ролевые игры оказывают огромное влияние на межличностные отношения между дошкольниками. В играх дети учатся понимать других участников игры, сострадать, сопереживать, усваивать нравственные категории, реализуя их в общении.
Сюжетно-ролевые игры способствуют социализации детей. Ребёнок как личность проходит своё развитие в реальных взаимоотношениях, складывающиеся у детей с ровесниками в ролевой игре под влиянием принятой на себя роли.
Сюжетно-ролевые игры являются свободным видом деятельности дошкольников. Дети, объединяясь между собой по своей инициативе, могут сами определить сюжет игры, сами взять на себя соответствующие роли, сами распределить игровой материал, сами наметить и развить содержание игры, выполняют игровые действия [2].
Важным является то, что сюжет и содержание игр дети берут из окружающей жизни, отражая ее моменты, привлекающие внимание дошкольников, вызвавшие интерес. Это все возможно только при условии, что дети, благодаря педагогам, в достаточной мере овладели игровой деятельностью.
Старший дошкольный возраст является важным периодом дошкольного детства. Именно в это период у детей формируется система взаимоотношений между детьми и взрослыми, формируется совместная деятельность детей, усложняются виды детской деятельности.
Изучение взаимоотношений воспитанников со сверстниками является актуальной проблемой. Данной проблеме посвящено значительное число экспериментальных и теоретических исследований (Т. А. Репина, Я. Л. Коломинский, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, М. И. Лисина, С. Г. Якобсон).
Цель нашего исследования состоит в том, чтобы определить психолого-педагогических условий формирования положительных межличностных отношений у детей 5-6 лет в процессе сюжетно-ролевой игры.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ "Детский сад №11 "Ручеек" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей" г. Чебоксары. Было обследовано 52 ребёнка 5-6 лет, по 26 детей в экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах.
Целью данного этапа эксперимента явилось определение особенностей и уровня сформированности межличностных отношений со сверстниками детей старшего дошкольного возраста.
Задачи констатирующего этапа эксперимента:
· изучение особенностей отношений в группе детского сада у детей 5-6 лет;
· изучение характера отношений ребенка к сверстникам.
Для решения вышеуказанных задач был подобран комплекс диагностических методик, соответствующий возрастным особенностям детей дошкольного возраста и цели исследования: социометрическая методика «Секрет», предложенная Т. А. Репиной [4] и методика «Два дома» [3].
Методика «Секрет» направлена на изучение избирательных отношений в группе детского сада. В основу положен социометрический эксперимент.
Исследование проводилось
в отдельной комнате. Перед началом
эксперимента ребенку сказали, что сегодня дети их группы будут играть в
интересную игру, которая называется «Секрет». По секрету, чтобы никто не
знал, все должны были дарить друг другу красивые картинки. Далее ребенку
было предложено 3 картинки со словами: «Выбери, пожалуйста, картинку, которая
тебе больше всех нравится. Кому из детей вашей группы ты хочешь ее подарить?
Почему?». Далее также выясняется, кому ребёнок хочет подарить вторую и третью
картинку. При затруднении оказывалась помощь малышу: «Можешь подарить тем
детям, которые тебе больше всех нравятся, с которыми ты любишь играть».
После того, как ребенок делал выбор, его спрашивали: «Есть в вашей группе такие дети, которым тебе совсем не хочется дарить? Почему?». Затем говорили: «Как ты думаешь, кто из детей тебе подарит? Почему?».
Целью
методики «Два дома» являлось выявление «социометрических
позиций», то есть обозначения того, какое иерархическое место в группе
занимают участники исследования.
Ребенку предлагали лист бумаги, на котором на глазах у ребенка рисовали 2 дома: один – красного цвета, другой – черного. В процессе рисования ребенку говорили, что в красном домике много различных игрушек и книжек, а в черном их практически нет. Далее ребенку давали инструкцию: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик твой, ты в нем живешь, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик». В процессе того, как ребенок называл имена детей, которых он брал к себе в красный дом и тех, кого селил в черный, взрослый вписывал их имена в окна домика. После окончания беседы у ребенка спрашивали, не хочет ли он кого-нибудь поменять местами, не забыл ли он кого-нибудь.
Таким образом, проведенный нами констатирующий этап эксперимента позволил выделить следующие особенности в межличностных отношения у детей старшего дошкольного возраста.
1. 46% детей экспериментальной
группы находятся в неблагоприятных
статусных категориях – «непринятых» и «изолированных», что свидетельствует о
неблагополучии их в системе межличностных отношений.
2. Старшим дошкольникам
экспериментальной группы характерен
высокий уровень УБВ, а контрольной группы – средний уровень УБВ.
3. В обследованных группах детей высокий «коэффициент взаимности» (в экспериментальной группе составляет 39%, а в контрольной – 44%).
4. «Индекс изолированности» в экспериментальной и контрольной группах равен 7%.
Полученные
данные свидетельствуют о необходимости проведения
целенаправленной работы по формированию положительных межличностных отношений у
детей старшего дошкольного возраста.
Учитывая все те результаты, которые мы получили при констатирующем эксперименте и результаты наблюдений в ходе формирующего этапа мы провели диагностическое обследование по тем же критериям, что и на констатирующем эксперименте.
На наш взгляд, сюжетно-ролевая игра имеет огромное значение для формирования положительных взаимоотношений детей и формирования положительных морально-нравственных качеств личности старшего дошкольного возраста. В процессе игр, создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые формировались в быту.
ЛИТЕРАТУРА
1. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т. А. Куликова. – М. : Академия, 2014. – 416с.
2. Краснощекова, Л. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Л. В. Краснощекова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2013.
3. Марцинковская, Т. Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии / Т. Д. Марцинковская. – Москва : ЛИНКАПРЕСС, 2017. – 176 с.
4. Отношения между сверстниками в группе детского сада / под ред. Т. А. Репиной. – Москва : Педагогика, 2008. – 390 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.