Формирование познавательной деятельности учащихся при помощи лэпбуков
Оценка 5

Формирование познавательной деятельности учащихся при помощи лэпбуков

Оценка 5
docx
14.11.2021
Формирование познавательной деятельности учащихся при помощи лэпбуков
Лэпбук (Автосохраненный).docx

 «Интерес к учению появляется  только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».

В.А. Сухомлинский

 

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из актуальных проблем современной школы, делом общественной важности. Её актуальность обусловлена обновлением  содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции.

Одной из задач, которая должна решаться в школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшее её развитие у школьников.

         Древняя мудрость гласит: «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя» Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить желание « напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную деятельность? Каждый год вопросом мотивации обучения задаются тысяч педагогов и результатом таких дум является появление новых средств и технологий обучения, а также модернизация старых.

 Педагогическая практика использует различные пути активизации, основной среди них - разнообразие методов и приемов обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях повышают уровень учебной мотивации младших школьников.

Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай сделать - и я пойму.  - Эта китайская пословица должна стать девизом для учителя на каждом проводимом им уроке.

         В своей педагогической деятельности я стараюсь придерживаться этого девиза. В поисках новых методов и средств работы я познакомилась с очень простым и интересным средством работы как Лэпбук.

«Лэпбукинг» - американская технология. Термин "Лэпбук" был впервые введен мамой и писателем из Вирджинии (штат США) Тэмми Дюби, которая использовала в домашнем обучении своих детей данное средство для систематизации информации. Она назвала ее так, именно потому, что весь Лэпбук умещается на коленях ребенка. Он так и переводится «книга на коленях» (lap –колени, book- книга). Он способствует усвоению знаний, их обобщения и систематизации.Особая прелесть методики в том, что ребенок в игровой форме учится собирать и структурировать информацию. Без этого бесценного навыка самостоятельное образование невозможно.

А под наш менталитет адаптировала её уже Татьяна Пироженко. Она является автором популярного блога для развития детей "Это интересно!", детских книг, вышедших в издательствах «Феникс» и «Питер», нескольких обучающих пособий компании «Умница», создает авторские интерактивные папки-лэпбуки. Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми.

Научной литературы по технологии «лэпбук» на данный момент нет. Авторы передового опыта дают разное толкование данной технологии: одни относят ее к игровой, другие к проектной, третьи – к исследовательской технологии. По всей видимости, это определяется от ведущей задачи работы с использованием лэпбука.

Татьяна Пироженко, автор адаптированной технологии лепбук в нашей стране, дает следующее определение этому термину – «это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить задания, провести наблюдения, изучить представленный материал.»

Что такое лэпбук?

 

 Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой. Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию.

Лэпбук – разновидность метода проекта. Создание лэпбука содержит все этапы проекта:

1) целеполагание (выбор темы);

2) разработка лэпбука (составление плана);

3) выполнение (практическая часть);

4) подведение итогов.

Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения.  При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской – познавательной деятельности.

         Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка, независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями. 

В лэпбуке собирается материал по определенной теме. При этом лэпбук  - это не просто книга или поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской деятельности, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить лэпбук, ребенку нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изучение материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.

 

Новизна данного пособия заключается в том, что Лэпбук очень прост в изготовлении, а сам процесс его изготовления очень занятен и интересен. Для детей - это игрушка, в которой очень много интерактивных вещей: различных скрытых интересных элементов, которые раскрывают себя при взаимодействии. Получается эффект киндер-сюрприза, который чрезвычайно нравится детям.

 

Значение методического пособия для педагога:

- способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования;

- способствует оформления результатов совместной проектной деятельности;

- способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы  с детьми.

 

Значение методического пособия для ребенка:

 

- способствует пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме;

- способствует приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме;

- способствует повторению и закреплению материала по пройденной теме;

 Когда лэпбук создает сам педагог – это не просто книга игр, а дидактическое пособие, но в таком случае надо придерживаться некоторых правил, которые соответствуют требованиям ФГОС  к предметно-развивающей среде.

Например, для себя я выработала такие.

Лэпбук должен быть:

1. Информативен. Информация, содержащаяся в лэпбуке, должна быть достаточно для полноценного закрепления изученной темы.

2. Прочен. Учитывая, что с ним будут заниматься дети, то он должен быть достаточно крепким.

3. Эстетичен. Лэпбук должен быть оформлен аккуратно, красиво, чтобы у ребёнка появилось желание взять его в руки. Таким образом, лэпбук будет являться еще и средством художественно-эстетического развития ребёнка.

4. Вариативен. Желательно иметь несколько вариантов использования каждой его части.

5. Доступен. Его структура и содержание должны быть доступны для учеников. Желательно избегать слишком обширных методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации.

Форма занятий

Лэпбук – итоговый результат совместной работы с детьми по той или иной теме. Его изготовлению должны предшествовать тематические занятия и игры, обсуждение  сложных вопросов, выполнение заданий. В этом случае ребенок будет готов к изготовлению тематической папки вместе с вами, и она действительно выполнит свою роль как закрепляющего, систематизирующего дидактического и игрового пособия.

Его также можно применять во время изучения нового материала, внося данные по изучаемой теме, накапливая тем самым знания и наглядно демонстрируя «багаж» усвоенных заний.

Лэпбуки можно делать как индивидуально, так и на групповом занятии. В случае работы с группой детей возможны два варианта: либо преподаватель распределяет задания между учениками, и все вместе они собирают и заполняют одну папку. Либо преподаватель показывает мастер-класс, а дети с его помощью делают каждый свой экземпляр папки.

Идеальный вариант изготовления тематической папки – совместно с ребенком, тогда он запоминает информацию в процессе создания лэпбука. В ходе работы с тематическим материалом ребенок проводит наблюдения, выполняет задания, изучает и закрепляет информацию. Впоследствии, имея под рукой готовую тематическую папку, ребенок может освежить свои знания по той или иной теме.

Думаю, нет необходимости говорить, что работа с этим пособием поддерживает высокую мотивацию в ходе занятия даже у самого неусидчивого ребенка.

Кроме этого, открываются широкие возможности для индивидуальной работы с семьями учеников. Так, в качестве поощрения или по желанию детей мы даем задания по изготовлению игр, заданий или целых страниц лэпбука по частной теме, а затем ребенок знакомит весь класс с результатом своего труда. Тут решаются задачи развития речи ребенка, творческих способностей, коммуникативных навыков, умения представить свой результат, самоуважение, самостоятельность, налаживается контакт между детьми и родителями. И как важно каждому ребенку видеть личный вклад в общее дело!

 

Я выделила следующую значимость и преимущества технологии «лэпбук»:

·         активизирует у детей интерес к познавательной деятельности;

·         позволяет самостоятельно собирать нужную информацию (в старшем возрасте);

·         развивает креативность, творческое мышление, мелкую моторику, речь;

·         помогает разнообразить занятия, совместную деятельность со взрослым;

·         помогает детям лучше понять и запомнить информацию (особенно если ребенок визуал);

·         позволяет сохранить собранный материал;

·         способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования;

·         способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми;

·         обеспечивает реализацию партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми;

·         способствует творческой самореализации педагога.

 

Данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества. В процессе наблюдения учитель узнает, что ребенок делает с большим интересом. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка


 

Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха»

Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха»

А под наш менталитет адаптировала её уже

А под наш менталитет адаптировала её уже

В лэпбуке собирается материал по определенной теме

В лэпбуке собирается материал по определенной теме

Вариативен. Желательно иметь несколько вариантов использования каждой его части

Вариативен. Желательно иметь несколько вариантов использования каждой его части

Данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества

Данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.11.2021