Формирование познавательной мотивации на уроках математики с помощью занимательных задач в начальной школе
Оценка 4.7

Формирование познавательной мотивации на уроках математики с помощью занимательных задач в начальной школе

Оценка 4.7
docx
математика
19.05.2020
Формирование познавательной мотивации на уроках математики с помощью занимательных задач в начальной школе
Доклад.docx

Формирование познавательной мотивации у детей начальных классов на уроках математики с помощью занимательных задач

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее ФГОС НОО) перед школой стоит важная задача — обучение и воспитание детей с целью повышения качества знаний учащихся и подготовки их к жизни. При организации системно-деятельностного подхода в обучении, учащийся из объекта обучения (учитель учит – ученик усваивает) превращается в субъект обучения, который сам осознаёт, что знания ему необходимы, а потому он сам заинтересован в их получении и усвоении.

В современном мире, в школе, в большинстве случаев у детей возникают проблемы с изучением математики. Этот предмет им неинтересен. Поэтому, наряду с содержанием образования, очень важны методы, способы передачи знаний детям. Одним из важнейших условий эффективности учебного процесса является воспитание познавательного интереса, познавательной активности школьника.

Многие ученые, например, Божович Л.И., Маркова А.К., Матюхина М.В. уверены, что основным мотивом учения детей является страх перед тем, как будут реагировать на это родители. Поэтому для школьника деятельность должна быть не только доступной, но и интересной.

Леонтьев А.Н. говорил, что познавательная мотивация с одной стороны побуждает соответствующую ему деятельность, и в тоже время порождает познавательные эмоции - интерес к деятельности, удовольствие от получаемых впечатлений и от умственных усилий, поэтому на уроках математики необходимо использовать разные приемы формирования познавательной мотивации, в том числе, занимательные задачи.

Цель доклада: создание условий для развития, проявления познавательной мотивации, самоутверждения учащихся в своих возможностях.

Задачи:

·        повышать уровень познавательной активности и учебную мотивацию учащихся по математике;

·        формировать самостоятельность учащихся при изучении данного предмета;

·        стимулировать познавательные интересы школьников.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование, изучение и обобщение массового и индивидуального педагогического опыта.

Опыт учителя начальных классов:

чтобы всемерно содействовать формированию положительного отношения к учению, учитель начальных классов должен обеспечить эмоциональный комфорт каждого ученика – значит слабого поощрить даже за малую работу, сильному дать задание по его способностям.
Поэтому постоянно работаю над задачей – выработать положительную мотивацию у учащихся к учебной деятельности. Учитель должен быть доброжелательным, не унижать достоинства ученика. Взаимоотношения между «ученик – учитель» строить на полной искренности, доверии и тепла. "Даже наилучшая методика обучения сама по себе не даст желаемого результата, если отношения между учителем - детьми формальны, холодны, если отсутствует дружная творческая работа всего классного коллектива".
В речи использую предложения, содействующие выработке положительной мотивации: "Уважаю, когда думают". "Не бойся ошибиться!" "Ничего, сейчас непременно решим вместе", "Я счастлива от такого ответа". Положительные эмоции вызывают деятельное состояние коры головного мозга".1 Этим создаю: 1) стремление преодолевать трудности, 2) стремление проявлять интеллектуальную активность, 3) развиваю познавательный интерес (это мотивы учения).
Мотивы, связанные с содержанием учения:
Большое значение имеет эмоциональный компонент.
Ребёнок с радостью идёт в 1 класс, любит рисовать, считать. Интересы обусловлены занимательностью. Поэтому уроки должны быть с игровыми моментами, с преобладанием эмоционального материала. Но, как рекомендует Н.Г. Морозова, "занимательность нужна на самых первых этапах воспитания интереса, чтобы сформировать побуждение к учению."

Итак, в своей работе использую следующие методы:
Методы стимулирования и мотивации учения.
Методы стимулирования интереса к учению Методы стимулирования долга и ответственности в учении
- метод познавательных игр
- создание ситуаций эмоционально-нравственных переживаний (например, успеха в учении)
- создание ситуаций занимательности – создание ситуаций апперцепции (опоры на жизненный опыт)
- создание ситуаций познавательной новизны
- метод убеждения в значимости учения
- предъявление требований
- упражнения в выполнении требований
- поощрение в учении
- порицания недостатков в учении

 

 


 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

 

 

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод: чтобы детям было интересно изучать предмет математики, нужно формировать познавательную мотивацию, для этого в практике работы современной школы необходимо использовать эффективные приемы обучения: опорные схемы, диалог, мозговой штурм, мозговая атака, постановка проблемных вопросов и, как следующий этап, перевод их в проблемные ситуации, интенсивный опрос, коммуникативная атака, игровые моменты.


 

CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

 

1.                 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373. - Москва: Просвещение, 2010. – С. 251-260.

2.                 Бабанский, Ю.К. Избранные
педагогические
труды [Электронный ресурс] / Ю.К. Бабанский. – Электрон. текстовые дан. – Москва: Педагогика, 1989. – Режимдоступа:
http://elib.gnpbu.ru/text/babanskiy_izbrannye-pedagogicheskie-trudy_1989/html

3.                 Бахир, В.К. Развивающее обучение [Текст] / В.К. Бахир // Начальная школа. - 2004. - №3. - С. 26-30.

4.                 Воронцов А. Б., Чудинова Е. В. Учебная деятельность [Текст] / А.Б. Воронцов. – Москва: Издатель рассказов А.И., 2004, 304 с.

5.                 Карп, А.П. Мысли о современной математике и ее изучении [Текст] /А.П. Карп. - Москва:Просвещение, 2017.

6.                 Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции [Текст] / А.Н. Леонтьев, ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. – Москва: АСОУ, 2006. - С.162-171.

7.                 Смолеусова Т.В. Воспитание мысли у младших школьников [Электронный ресурс] / Т.В. Смолеусова. - Электрон. текстовые дан. - Новосибирск: Просвещение, 2005. – Режимдоступа: https://rucont.ru/searchresults?q=%22воспитание%20мысли%22.html

 

 

 

 

 

 

 

Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка группы ПНК-4Б

Ярахтина Анастасия

 

 

 

 

 

 

Доклад

«Формирование познавательной мотивации младших школьников на уроках математики с помощью занимательных задач»

 

 

 

 

 

Проверила: Костенко О. А.

 

 

 

Дзержинск, 2020

План:

Основная часть………………………………………………………1-3

Заключительная часть………………………………………………4

Список использованных источников………………………………5


 

Скачано с www.znanio.ru

Формирование познавательной мотивации у детей начальных классов на уроках математики с помощью занимательных задач

Формирование познавательной мотивации у детей начальных классов на уроках математики с помощью занимательных задач

Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование, изучение и обобщение массового и индивидуального педагогического опыта

Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование, изучение и обобщение массового и индивидуального педагогического опыта

Морозова, "занимательность нужна на самых первых этапах воспитания интереса, чтобы сформировать побуждение к учению

Морозова, "занимательность нужна на самых первых этапах воспитания интереса, чтобы сформировать побуждение к учению

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод: чтобы детям было интересно изучать предмет математики, нужно формировать познавательную мотивацию, для этого в практике работы современной…

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод: чтобы детям было интересно изучать предмет математики, нужно формировать познавательную мотивацию, для этого в практике работы современной…

C ПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1

C ПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1

Министерство образования, науки и молодежной политики

Министерство образования, науки и молодежной политики

План: Основная часть………………………………………………………1-3

План: Основная часть………………………………………………………1-3
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.05.2020