Формирование познавательных УУД как основа функциональной грамотности
С.В. Мыларщикова, учитель музыки, МБОУ СОШ №27,
г. Озерск, 2023г.
Россия занимает не самое высокое место в рейтингах по образованию в мире – по последним данным исследований PIRLS, TIMSS, PISA – по причине низких результатов учащихся (15-летних) по областям функциональной грамотности. То есть у учащихся недостаточно сформирована способность использовать имеющиеся предметные знания и умения при решении задач, приближенных к реальным ситуациям, а также умение находить новые и альтернативные решения задач, проводить исследования и групповые проекты. Это происходит по причине того, что у школьников недостаточно практики.
Поэтому переориентация системы образования на развитие функциональной грамотности учащихся закреплена в ФГОС - ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни, ведь глобальные изменения происходят во всех сферах нашей жизни и важно уметь быстро адаптироваться. Сегодня наблюдается несоответствие между развитием системы образования и тем, как сейчас развиваются технологии и общество, например, сокращаются сроки внедрения в практику новейших технологий и достижений науки, а профессиональные навыки зачастую становятся невостребованными.
Надо сказать, что, конечно, на уроках музыки я стараюсь воспитывать не какие-то зачатки профессионализма, а воспитывать, прежде всего, уважение и любовь к музыке, понимание музыки, как неотъемлемой части жизни человека, отзывчивость, эмоциональную чуткость к музыке, но, конечно, и постепенное развитие и интеллектуального потенциала и через это развитие, выход к творческому саморазвитию детей в разных формах, от бесед о музыке до различных каких-то форм музицирования.
И, конечно, восприятие музыки невозможно без выработки системы знаний музыкальных, и без понимания содержания, стилей, жанров, форм, которые постепенно, очень планомерно воспитываются. Ученики шаг за шагом формируют универсальные учебные действия:
- универсальные, они обязательные, единые для всех предметов, только с какими-то нюансами;
- учебные, они воспитываются в процессе учёбы, в учебном процессе, учителем и учениками, в совместной нашей работе;
- и слово действие, т.е. УУД не могут быть привиты без их активности, заинтересованного творчества.
Музыка подразумевает большие объемы информации. И познавательные УУД на уроках музыки развиваются непрерывно. Используя различные ресурсы (Интернет, справочники, библиотеки) дети изучают биографии композиторов, истории создания музыкальных произведений, профессиональную терминологию. Школьники исследуют либретто опер и балетов, стихи романсов и многие другие тексты, используя смысловое чтение. Так же на занятиях отрабатывается построение речевых высказываний – а говорить о музыке очень сложно. Но, постепенно, учеников к этому стараюсь готовить. Чтобы они могли поговорить о своей любимой музыке, поспорить, побеседовать, вступить в дискуссию о таком сложном, изменчивом предмете, как музыка. Чтобы вести дискуссию ученикам приходится не только осваивать базовые знания, но и осмысливать глубину чувств, пытаться понять замысел автора – человека, который, может быть, жил несколько веков назад, но эмоции, которого, до сих пор, можно прочувствовать, пропустить через себя. Так непросто, но интересно происходит формирование познавательных УУД на уроках музыки.
Познавательные УУД на уроках “Музыки” осуществляется за счет приобщения к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному, профессиональному музыкальному творчеству. Это способствует формированию целостной художественной картины мира, воспитанию патриотических убеждений, толерантности жизни в поликультурном обществе, развитию творческого, символического, логического мышления, воображения, памяти и внимания, что в целом активизирует познавательное и социальное развитие учащегося.
Формирование познавательных УУД чаще всего происходит на этапах:
- постановки целей и задач урока, мотивации учебной деятельности учащихся;
- первичного усвоения новых знаний;
- информации о домашнем задании, инструктаже по его выполнению.
Рассмотрим формирование познавательных УУД более детально на фрагменте данного урока.
На уроке в 4 классе по теме «Народные праздники» дети знакомятся с обычаями празднования Троицы на Руси. На этапе целей и задач, мотивации урока – учащиеся выясняют, о каких народных праздниках уже много что знают, о каких недостаточно, а о каких может быть и, вообще, слышат впервые. На этапе познания происходит знакомство с празднованием Троицы на Руси каждым учащимся через смысловое чтение. Затем ребята продолжают работу в парах - формулируют вопросы друг другу по тексту и отвечают на них. Далее мы разучиваем и разыгрываем троицкие песни, а также вспоминаем, что песня «Во поле береза стояла» звучит в «Симфонии №4» П.И.Чайковского, где он попытался передать нам эмоциональный колорит этого обычая. А в качестве домашнего задания учащимся предлагается попробовать себя в роли композитора и сочинить мелодию на текст народной песни «Березонька кудрявая».
Таким образом, в процессе обучения закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов, что определяет развитие памяти, фантазии, воображения учащихся, приводит их к поиску нестандартных способов решения задач. Это все необходимо в любой созидательной сфере человеческой деятельности и делает жизнь человека одухотворенной, яркой, интересной и разумной.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.