поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств
структурирование знаний
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
Общеучебные универсальные действия
Усвоение общего приёма решения задач.
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов
подведение под понятие, выведение следствий
построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений
установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений
выдвижение гипотез и их обоснование
доказательство
синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов
Логические универсальные действия
преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область
моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая)
Знаково – символические универсальные действия
Виды заданий
«найди отличия» (можно задать их количество);
«на что похоже?»;
поиск лишнего;
«лабиринты»;
упорядочивание;
«цепочки»;
хитроумные решения;
составление схем-опор;
работа с разного вида таблицами;
составление и распознавание диаграмм;
работа со словарями.
Найди выражения, значения которых равны: (128+57)∙36; 43∙25+62∙25; (1355-955)∙68; (43+62)∙25; 1355∙68-955∙68; 128∙36+57∙36.
Объясни, как ты их искал.
а) Назови математическое свойство, на основании которого равны эти выражения;
б) запиши это свойство в виде равенства;
в) сравни свою запись с такой: (a+b)∙c = a∙c+b∙c. Сделай вывод.
УУД: Поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения общих признаков; синтез, как составление целого из частей; знаково- символическое моделирование.
Сравните (> , <, =)
a + 34 и 33 + a;
(119 + b) + 49 и 119 + (b + 48);
x + 0 и x; 2
70 + (13 + f) + 27 и (270 + f) + 40
Какие свойства помогли вам в решении задачи?
УУД: поиск и выделение необходимой информации, анализ с целью выделения общих признаков, синтез, как составление целого из частей, знаково-символическое моделирование.
Решите задачи
а) Пешеходу надо пройти а км. Он шѐл 4ч со скоростью b км/ч. Сколько километров ему ещѐ осталось пройти?
б) Автобус ехал 2 ч со скоростью с км/ч и 3ч со скоростью d км/ч. Какое расстояние проехал автобус?
в) Самолѐт пролетел за 2 ч y км. Какое расстояние он пролетит за 5ч, если будет лететь с той же скоростью? Постройте к каждой задаче соответствующую схему.
УУД: установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; моделирование
"Найдите лишнее":
а) Единицы измерения расстояния: км, га, см, м.
б) Единицы измерения времени: час, сутки, год, ар, минута, секунда, неделя, радиус, век.
УУД: совершенствование навыков математического моделирования, умение выделять закономерномерности и осуществлять операции сравнения и классификации
Решите задачу.
Пообещала Баба-Яга дать Ивану- Царевичу живой воды и пояснила: «В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, приворотное зелье, живая и мертвая вода. Мертвая вода и молоко не в бутылке, сосуд с приворотным зельем стоит между кувшином и сосудом с живой водой, в банке – не приворотное зелье и не мертвая вода. Стакан стоит около банки и сосуда с молоком. Выбирай!» Помоги Ивану-царевичу разобраться, где какая жидкость?
УУД: построение логической цепи рассуждений, выбор наиболее эффективных способов решения задач.
1 289 565, 246 560, 24, 188 536, 1873
Признаки делимости натуральных чисел | |||
Если оканчиваются | На 10 | На 5 | На 2 |
0 | 0 или 5 | 0 2 4 6 8 |
УУД: анализ предложенной информации; выдвижение гипотезы, доказательство гипотезы; структурирование информации; поиск информации в учебнике (справочниках).
Найди отличия
Формируемые УУД: поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью; синтез, как составление целого выделения общих признаков из частей.
Найди 7 отличий
Поиск лишнего
Четвёртый лишний. В каждом ряду три числа обладают общим свойством, а одно число этим свойством не обладает. Укажите, что это за свойство и какое число лишнее. а)25; 49; 121; 45: б)1; 9; 27; 64:
в)14; 35; 39; 42: г)18; 102; 33; 44:
Формируемые УУД: поиск и выделение информации; формирование умения выделять закономерность. Логические действия: построение логической цепи рассуждений.
Закончи (сделай вывод):
«Диагонали квадрата при пересечении образуют …»
«Диагонали прямоугольника…»
«Сумма смежных углов равна…»
«Через две точки можно провести…»
ТАНГРАМ
Моделирование
Задания, развивающие логическое мышление.
. Продолжить ряды чисел вправо и влево (если такое возможно), установив закономерность в записи чисел:а) …5, 7, 9, …;б) …5, 6, 9, 10, …;в) …21, 17, 13, …;Задачи на смекалку
По небу летели воробей, ворона, стрекоза, ласточка и шмель. Сколько птиц летело?
Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек
Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.
"Дана фигура из 6 квадратов. Надо убрать 2 палочки так, чтобы осталось 4 квадрата".
"Дана фигура, похожая на стрелу. Надо переложить 4 палочки так, чтобы получилось 4 треугольника".
«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать – вот основания нетрадиционной педагогики, основанной на психологической теории учебной деятельности…»
Г. А. Цукерман, доктор психологических наук
Роль учителя в формировании УУД
Рекомендации по развитию познавательных универсальных
учебных действий
Если вы хотите, чтобы дети усвоили материал по вашему предмету, научите их мыслить системно (например, основное понятие (правило) – пример – значение материала).
Постарайтесь помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться.
Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания.
Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
Познавательные УУД позволят ученику овладеть широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач; они выбирают наиболее эффективные способы решения, находят отличия, занимаются поиском лишнего.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.