Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников как один из факторов ранней профессиональной ориентации
Оценка 4.8

Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников как один из факторов ранней профессиональной ориентации

Оценка 4.8
pdf
14.01.2025
Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников  как один из факторов ранней профессиональной ориентации
формиров предпос фин грамотности.pdf

 

Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников  как один из факторов ранней профессиональной ориентации

 

Целью ранней профориентации является формирование у дошкольников первоначальных знаний о профессиях, характерных для той или иной отрасли, формирование эмоционального отношения к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий. Получая такие знания, у ребенка, во-первых, формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий; во-вторых, расширяется его кругозор, и наконец, способствует раннему проявлению у ребенка интересов и склонностей к конкретной профессии. Следовательно, задача знакомства детей с профессиями подразумевает подготовку ребенка к тому, чтобы он в свое время смог смело вступить в самостоятельную жизнь и конкретно выбрать свой путь профессиональной деятельности, то есть речь идет о профессиональном самоопределении. В детском  саду происходит, непосредственно, самоопределение ребенка, так как оно не связано с выбором и освоением профессии, а готовит и подводит к этому. Таким образом, основной целью является постепенное формирование у ребенка готовности самостоятельно планировать, анализировать и реализовывать свой путь профессионального развития.

Федеральный  государственный образовательный стандарт дошкольного образования в части модуля «Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» нацеливает педагога на формирование у дошкольников позитивных установок к различным видам труда и творчества путем развития трудовой деятельности, воспитания ценностного отношения к собственному труду и труду других людей, представлений о труде взрослых, его роли в жизни каждого человека.

Также ФГОС ДО ставит задачу формирования общей культуры личности детей, в которую входит и экономическая культура личности дошкольника, которая характеризуется наличием у ребенка первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности).

Поэтому одним из факторов ранней детской профессиональной ориентации является формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников. 

 В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. 

В дошкольной педагогике проблема экономического воспитания и обучения рассматривалась как составная часть трудового воспитания. Об этом свидетельствуют работы таких исследователей как Р. С. Буре, Л. С. Дзинтерс, И. В. Житко, Л. М. Казарян, Л. В. Крайновой, Л. Я. Мусатовой, В. Г. Нечаевой и др. Некоторые исследователи рассматривают данную проблему как синтез трудового, нравственного и идейно-политического воспитания, поэтому оно не считаться самостоятельным направлением.

Для организации изучения предпосылок финансовой грамотности в группе создана развивающая предметно – пространственная среда.

Для организации игровой деятельности в группе создан Центр сюжетно – ролевой игры, в котором представлены атрибуты для сюжетно – ролевых игр, например, «Салон красоты», «Супермаркет», «Поликлиника», «Автопарк», «Кафе», «Служба спасения», «Банк». Совместно с родителями и детьми изготовляли макет банкомата, сейфа, табличек-стоек, буклетов.

Сюжетные линии для игр детей выбраны с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Атрибуты расположены таким образом, чтобы дети могли организовать совместную игру в самостоятельной деятельности. С целью формирования первичных представлений о труде взрослых пополнили картотеку дидактических игр, загадок и медиатеку электронных ресурсов по ознакомлению детей с профессиями разных сфер экономики.

В процессе организации образовательной деятельности по формированию предпосылок финансовой грамотности в своей деятельности используем как традиционные формы (игра, беседа, экскурсии, наблюдения), так и современные (проектная деятельность, ситуационные задачи, викторины, театрализованные постановки, виртуальные экскурсии).

Ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Использование игры эффективно при организации коммуникативной, познавательной, двигательной деятельности. Это одна из самых предпочтительных форм для формирования основ финансовой грамотности. Игровые занятия могут иметь форму «путешествия», например такие как, «Путешествие в город Экономинск», «Путешествие в страну товаров» по известным сказкам, викторины, соревнования.  

Сделать экономику доступной поможет сюжетно-ролевая игра, игры знакомят детей с профессиональной деятельность взрослых, вырабатывают элементарные практические знания о видах профессий, труде, оплате труда, цене товара, рациональном потреблении.  

 Дети с удовольствием играют в магазин, кафе, салон красоты, банк, семью, воспроизводя действия взрослых, примеряют на себя функцию той или иной профессии. Через игру дошкольник узнает о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи. Старшие дошкольники учатся оперировать деньгами. Соотносить доход с ценой товара, узнают, что деньги служат средством обмена товарами между людьми.

В самостоятельной деятельности дети играют в настольные игры экономического содержания такие как, «Оптовичок», «Банкир», «Десятка», «Монетница». В дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах. Приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дети совершают большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.

В формировании профориентации детей важную роль играет чтение художественных произведений. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книга заряжает энтузиазмом детей, формирует ценностное отношение к труду, пробуждает интерес, желание подражать персонажей литературных произведений, подобно им усердно трудиться. 

Ситуационные задачи – обучение на примере разбора конкретной ситуации. Эта технология лучше других методов учит решать возникающие проблемы с учетом конкретных условий и фактической финансовой информации. Развитие ребенка-дошкольника предполагает организацию включения его в череду разнообразных, меняющихся ситуаций, которые позволяют узнавать чтото новое о людях, семье, обществе, мире экономики и финансов. Ребенок учится предвидеть последствия собственного поведения, анализировать причины того или иного развития событий. Усложняясь, такие ситуации, как правило, позволяют активизировать у ребенка познавательный интерес, а также сформировать определенный опыт. В ходе игры создаем для детей проблемную ситуацию, требующую выбора: например, потратить в магазине все имеющиеся деньги или отложить часть и постепенно накопить на более крупную покупку? Потратить определѐнную сумму на лекарства или на новую одежду?

Образовательные ситуации можно разделить на следующие виды: ситуации морального выбора; ситуации общения и взаимодействия; проблемные ситуации; игровые ситуации; практические ситуации по интересам детей.

 В творческой мастерской совместно с детьми придумывали и создавали рекламу, вывески, ценники для игры «Супермаркет», изготавливали «деньги» из различных материалов.   

Театрализованные интерактивные мини-постановки (обучающие сказки) имеют особое значение для социализации и развития дошкольника. Эта форма может успешно использоваться для закрепления пройденных понятий: работать и зарабатывать, деньги, желания и потребности, тратить, расходовать, экономить, беречь, откладывать, копить, сберегать, планировать, занимать. Участие детей в театрализованных постановках позволяет осуществлять образование и развитие по всем направлениям: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественноэстетическое и физическое.

В своей работе по ранней профориентации дошкольников мы используем нетрадиционные методы, такие как виртуальные экскурсии.

В ходе виртуальной экскурсии создается иллюзия реального путешествия. Ребенок погружается в мир неизведанного через экран монитора. Рассмотрев условия и орудия труда той или иной профессии, в самостоятельной деятельности ребенок использует свои знания, и сюжетно-ролевая игра становится более насыщенной и продуктивной. Во время виртуальной экскурсии до банка (банкомата) дети узнают, что такое банкноты, инкассаторская машина, деньги, кредит, проценты, чек, пластиковая карточка. Виртуальные работники банка объясняют детям, что банк дает покупателям деньги в кредит для важных дел и покупок, как: обучение, квартира, покупка мебели и бытовой техники. Дети обращают внимание на форму банковских работников: это строгость и деловой стиль. Очень интересуют детей первые попытки воспользоваться банкоматом.

Именно эти предпосылки формируют раннюю профессиональную ориентацию детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников как один из факторов ранней профессиональной ориентации

Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников как один из факторов ранней профессиональной ориентации

Супермаркет», «Поликлиника», «Автопарк», «Кафе», «Служба спасения», «Банк»

Супермаркет», «Поликлиника», «Автопарк», «Кафе», «Служба спасения», «Банк»

Потратить определѐнную сумму на лекарства или на новую одежду?

Потратить определѐнную сумму на лекарства или на новую одежду?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2025