Российская Федерация
Московская область
город Лобня
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа
141730, Московская область, г. Лобня, ул. Павлика Морозова, д.1б,
телефон/факс: 8 (945) 577-10-02
_____________________________________________________________________________________________
Выступление на ШМО учителей начальных классов
ДОКЛАД
«Формирование представлений об окружающем мире
у школьников с тяжелыми и множественными нарушениями развития»
Выступала учитель
высшей квалификационной категории
Т.В.Ведмецкая
Январь
2021
В настоящее время во всем мире отмечается увеличение количества детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), что cвязано со многими факторами, в том числе и с повышением качества оказываемой медицинской помощи в выхаживании детей с тяжелыми органическими нарушениями. Тяжёлое и множественное нарушение является специфически-целостным феноменом, характеризующим принципиально особую ситуацию развития. Тяжёлое и множественное нарушение возникает вследствие органического поражения центральной нервной системы в результате недоразвития или повреждения мозга преимущественно во внутриутробном и раннем развитии. Поражение центральной нервной системы при тяжёлом множественном нарушении носит сложный характер, при котором страдают: интеллект, речь и коммуникация, общая и мелкая моторика, поведение, сенсорная сфера.
Значительной вклад в теорию и практику обучения и воспитания лиц с тяжелыми и множественными нарушениями развития внесли ученые: С.В. Андреева, Т.А. Басилова, И.М. Бгажнокова, Л.Б. Боряева, Т.Н. Головина, Г.М. Дульнев, А.Р. Маллер, и др. Дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития в условиях специального образования испытывают значительные трудности социальной адаптации и обучения в школе, не справляются с темпами освоения материала. Эти дети нуждаются в особой организации образовательно-воспитательной работы, содержание, формы и методы которой должны быть максимально индивидуализированы с учетом их возможностей (Т.Н. Исаева, А.М. Царев и др.)
Одним из важных аспектов обучения детей с тяжелыми нарушениями интеллекта, с тяжелыми и множественными нарушениями развития является расширение представлений об окружающем мире. Этой проблеме посвящены работы ряда исследователей таких как: Л.А. Головчиц, М.В. Жигарева, Г.В. Цикото и др. Полноценные представления об окружающем мире чрезвычайно важны для успешной социализации любого человека. В настоящее время в работах исследователей и практиков уделяется много внимания вопросам познания детьми различных аспектов окружающего природного и социального мира С.Г. Ералиева, Т.М. Лифанова, Н.В. Матвеева, Е.Н. Соломина, А.М. Царев и др.
Переход на Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает более высокую направленность на практическую составляющую, повышение социальной адаптации лиц с нарушением интеллекта, в том числе лиц с тяжелыми нарушениями интеллекта. Для этого создаются условия организации обучения и воспитания детей, которые способствуют повышению интереса к познанию окружающего мира; развитию их социального поведения; расширению круга общения, овладению средствами коммуникации; формированию культурных навыков, усвоению социальных норм и правил. За счет большей практико-ориентированной направленности обучения учитывается личный опыт обучающихся. Качество представлений об окружающем мире, их адекватность, широта, структурированность, наряду с позитивным отношением к нему, является показателем полноценного когнитивного и аффективного развития ребенка, его психического здоровья.
Однако, для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития усвоение представлений об окружающем мире и их системах представляет значительные трудности, которые связаны с исходно низким уровнем познавательного интереса, сложностью запоминания учебного материала, сложностью установления причинно-следственных связей. Поэтому дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития нуждаются в дополнительно организованной работе по формированию представлений об окружающем мире.
В рамках ФГОС обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития осуществляется с помощью специальной индивидуальной программы развития, которая учитывает особенности психофизического развития детей, индивидуальные возможности, позволяющие решать задачи обучения, развития и социализации учащегося. Специальная индивидуальная программа развития включает в себя внеурочную деятельность. В рамках внеурочной деятельности могут быть использованы различные методы и приемы обучения (проектные работы, экскурсии, практические работы и др). Одним из значимых методов в организации внеурочной деятельности является метод проектов. Проектная деятельность позволяет дополнять традиционную классно - урочную систему, она более тесно связанна с жизнью и практикой.
Так в нашем классе был выбран долгосрочный проект “Вместе можем танцевать”, который стартовал в первом классе. Такой проект позволяет детям с ТМНР не только развиваться, но и принимать активное участие в жизни школы и участвовать во всех школьных мероприятиях и праздниках.
Наиболее важным условием успешной социализации детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, является сформированность представлений об окружающем мире.
Формирование представлений об окружающем мире осуществляется по основным направлениям: представления о себе и своей семье; представления об окружающем социальном мире; представления о времени и пространстве; представления о животном мире.
Дети с умственной отсталостью без двигательных нарушений, имеют более сформированные представления об окружающем мире и более высокий уровень адаптивных навыков. Дети с церебральными параличами и расстройствами аутистического спектра имеют низкий уровень преставлений об окружающем мире и недостаточно сформированные навыки адаптивного поведения.
Танцы позволяют узнавать о народных и семейных традициях, о значимых праздниках страны и т.п.
Таким образом, дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития имеют сходные низкие показатели по уровням сформированности представлений об окружающем мире и уровню адаптивного поведения. Поэтому детям с ТМНР в процессе формирования представлений об окружающем мире необходима систематическая коррекционно-развивающая помощь, которой и является обучение танцам во внеурочное время, а также сбор и усвоение информации на уроках.
Поэтому для формирования представлений об окружающем мире для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития ведется систематическая работа, с учетом образовательных потребностей детей, включающая активное использование внеурочной деятельности и по другим направлениям – спортивно-оздоровительное «Старинные игры», духовно-нравственное – «Наше Подмосковье», общекультурное – «Мир на ладошке», общеинтеллектуальное – «Юный инфознайка».
В результате формирования представлений об окружающем мире у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития можно сделать выводы: о том, что у обучающихся повысился общий уровень представлений об окружающем мире, а уровень адаптивного поведения повысился незначительно. Положительная динамика сформированности представлений об окружающем мире отмечена по всем направлениям представлений об окружающем мире. Это указывают на то, что большая часть детей имеет средний уровень представлений об окружающем мире.
Программа внеурочной деятельности «Мир на ладошке» является одним из способов формирования представлений об окружающем мире у детей с тяжелыми нарушениями развития.
Выбранная форма работы позволяет использовать различные методы, приемы и средства обучения и воспитания школьников указанной категории, максимально используя их собственный опыт. Кроме того, внеурочная деятельность позволяет осуществлять такую работу совместно с родителями, то есть включать родителей в коррекционно-развивающий процесс, учитывать их запросы и ожидания.
Из этого следует, что проводимая внеурочная работа эффективна и должна продолжаться. Деятельность обучающихся осмыслена, предлагаемые формы работы, тв сочетании с удовлетворением пожеланий родителей, имеют положительное влияние на формирование представлений об окружающем мире, а также способствует формированию адаптивного поведения.
Таким образом, у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития недостаточно сформированы представления об окружающем мире, тогда как качество усвоения представлений об окружающем мире во многом обуславливают возможности социальной адаптации, социализации и интеграции. Сформированные представления об окружающем мире становятся одной из основ для формирования адаптивного поведения. Поэтому формирование представлений об окружающем мире становится важной задачей обучения детей этой категории.
Результаты показывают, что дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития имеют низкий уровень представлений об окружающем мире и недостаточно сформированное адаптивное поведение. Низкий уровень сформированности представлений об окружающем мире соотносится с низким уровнем адаптивного поведения.
Внеурочная деятельность позволяет использовать различные методы и формы обучения. Для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития необходима индивидуализация образовательного процесса и сочетание практико - ориентированных форм обучения. К таким формам относится - проектная деятельность.
Огромную роль играет активное участие родителей в коррекционно-развивающем процессе, которое способствует осуществлению командного подхода и включению родителей в образовательный процесс. Учитываются обязательно пожелания, запросы и ожидания родителей по формированию представлений об окружающем мире в рамках внеурочной деятельности. Индивидуальные консультации и беседы способствуют тесному систематическому взаимодействию семьи и специалистов.
Список литературы:
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации": текст с изм. и доп. на 2016 г. – М.: Эксмо, 2016. – 159 с.
2. Бгажнокова, И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Программно-методические материалы – М. : ВЛАДОС, 2007. – 181 с.
3. Бгажнокова, И.М. Об изучении, воспитании и обучении детей с тяжелыми формами физического и психического недоразвития / И.М. Бгажнокова // Коррекционная педагогика. – 2005. – № 1. – С. 5–11.
4. Власова, Т.А. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М., 1967. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М., 1967. –208 с.
5. Воронкова, В.В. Программы специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2004 г.
6. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. - №6. -15-22с.
7. Мастюкова, Е.М., Симонова Н.В. Рекомендации по проведению клинико-психологического обследования детей раннего возраста, страдающих церебральным параличом. – М., 1976, 26 с.
8. Мозговой, В. М. Основы олигофренопедагогики: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений/ В.М. Мозговой, И.М. Яковлева, А.А. Еремина. – 2-е издание, испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 224 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.