Муниципальное казенное общеобразовательное
учреждение городского округа Королев Московской области «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Тема: «Формирование просодических компонентов речи у детей школьного возраста»
Выполнила:
Учитель-логопед МКОУ ШИ
Крамская М.А.
Просодика − важная составляющая правильной и красивой речи. Именно ее сформированность и делает речь выразительной.
Просодическая сторона речи включает в себя следующие компоненты:
тембр;
темп;
логическое ударение;
мелодика;
ритм;
интенсивность;
дикция.
Логопедическая работа осуществляется над всеми компонентами просодии, а формирование интонационной выразительности проводится в такой последовательности:
От обобщенного представления об интонации к дифференцированному усвоению различных интонационных структур, а также представлений о компонентах интонации.
От различения видов интонации в импрессивной речи к овладению интонационной выразительностью в экспрессивной речи.
От усвоения средств интонационного оформления на материале гласных к их освоению на более сложном речевом материале
От различения и усвоения повествовательной к вопросительной и восклицательной интонации.
Формирование просодической стороны речи проводится в 4 этапа:
1этап – Подготовительный
2 этап - Формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи
3 этап – Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи
4 этап - Автоматизация
I этап – подготовительный
Подготовительный этап включает работу по следующим направлениям:
Работа над речевым дыханием;
Работа над голосом;
Формирование ритмической организации высказывания;
Формирование темповой организации высказывания
1.2 Работа над голосом(формирование умения изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр).
Сила
Развитие звуковысотного диапазона
В работу включаются следующие задания:
Развитие восприятия ритмических структур;
Воспроизведение ритмических структур;
Формирование ритмической организации речи.
1.3 Формирование ритмической организации высказывания.
1.4 Формирование темповой организации высказывания.
Основными задачами в работе по развитию темповой организации высказывания являются:
IIэтап – Формирование общих представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи
В задачи этого этапа входит:
2.1 Формирование общих представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи.
Логопед дважды читает один и тот же рассказ. Первый раз – без интонационного оформления текста, второй – выразительно, с интонационным оформлением. Затем выясняет у детей, какое чтение им больше понравилось и почему. Логопед объясняет детям, что голос при чтении можно изменять, что голосом можно передать вопрос, радость, удивление. Угрозу, просьбу, приказ и т.д.
2.2 Знакомство с повествовательной интонацией.
Это направление включает развитие восприятия интонации повествовательного типа:
а) знакомство с повествовательной интонацией;
б) определение картинки-символа;
в) упражнения по выделению повествовательной интонации.
2.3 Знакомство с вопросительной интонацией.
Развитие восприятия интонации вопросительного типа:
а) знакомство с вопросительной интонацией;
б) определение картинки-символа;
в) упражнения по различению вопросительной интонации.
Логопед напоминает детям, что изменением голоса можно передать различные эмоциональные состояния. Например, изменяя голос. Можно о чем-то спросить. Логопед задаёт вопрос. Затем предлагает сделать это детям. Далее логопед показывает, что в конце вопросительного предложения голос повышается. Это повышение голоса сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически.
2.4 Знакомство с восклицательной интонацией.
Развитие восприятия интонации восклицательного типа проводится в следующей последовательности:
2.5 Дифференциация интонационной структуры предложений в импрессивной речи.
Логопед напоминает детям о видах интонации и задает вопрос: «Вспомните, как мы можем произнести предложения?» Далее уточняется, какими грамматическими знаками обозначаются спокойное проговаривание, вопросительная и восклицательная интонации; повторяются стихотворения о вопросительном, восклицательном знаках, точке. Затем детям предлагается текст с заданием определить интонацию предложений и поднять карточку с соответствующим грамматическим знаком.
IIIэтап – формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи.
В задачи этого этапа входит:
IIIэтап – формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи
3.1 Работа над интонационной выразительностью повествовательного предложения
Работа над интонационной выразительностью повествовательного предложения осуществляется в следующей последовательности:
1. Отработка интонационных конструкций с интонационным центром в конце предложения.
2. Отработка интонационных конструкций с интонационным центром в середине предложения.
3. Отработка интонационных конструкций с интонационным центром в начале предложения.
4.Проговаривание предложений со сменой интонационного центра
IIIэтап – формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи
3.2 Работа над интонационной выразительностью вопросительного предложения
В процессе работы детям показывается, что при воспроизведении вопросительной интонации голос резко повышается на слове, несущем фразовое или логическое ударение. При повторении вопроса голос еще более повышается и диапазон его увеличивается. Затем дети произносят сопряжено с логопедом, повторяют за ним, произносят самостоятельно предложенный речевой материал.
IIIэтап – формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи
3.3 Работа над интонацией восклицательного предложения
В процессе работы детям показывается, что при восклицательной интонации голос значительно повышается на логическом главном слове предложения, затем несколько понижается. Изменение голоса при воспроизведении интонации восклицательного предложения сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически.
IIIэтап – формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи
3.4 Дифференциация интонационных структур предложений в экспрессивной речи.
Дети обучаются передавать основные виды интонаций (интонации завершенности, незавершенности, вопроса, восклицания) с помощью гласных звуков. При этой работе также активно подключаются жесты, которые определенным образом помогают осмыслить различные виды интонации.
IIIэтап – формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи
3.5 Работа над речевой паузой в тексте, предложении
Для устной речи так же, как и для чтения вслух характерны лингвистические паузы, которые разделяют между собой синтагмы и связаны с тем или иным видом интонации. При обучении детей интонационному оформлению высказывания следует добиваться, чтобы то или иное интонационное оформление синтагмы маркировалось паузой. Таким образом, формируется навык посинтагматического произнесения фраз.
IIIэтап – формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи
3.6 Работа над правильной постановкой логических ударений
Большое значение для выразительного чтения имеет правильность, точность логических упражнений. Для того, чтобы предложение приобрело определенный смысл, необходимо силой голоса выделять важное по значению слово в ряду остальных Смысл изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударение. Эту мысль важно объяснить детям на практике.
IVэтап – автоматизация навыка интонационной выразительности речи
Для автоматизации навыка интонационной выразительности речи рекомендуется использовать следующие виды деятельности:
Инсценировки
Куклы-бибабо
Сюжетно-ролевые игры
Произнесение скороговорок с разной интонацией
Сюжетно-ролевые игры
Список литературы:
Белякова, Л. И., Дьякова, Е. А. Логопедия: Заикание: Учебник для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – М.,2003 г.
Борисова, Е.А. « Развитие мимической и интонационной выразительности речи у заикающихся дошкольников». // ж. «Логопед» № 1/ 2005 г.
Емельянова, Л.Ф. «Формирование интонационной стороны речи у учащихся с речевой патологией». / ж-л «Школьный логопед» 2 (2), 2004 г.
Андронова, Л. З. «Коррекция интонационной стороны речи при заикании» // ж. «Дефектология», 1988 г., №6.
Брызгунова, Е. А. «Звуки и интонация русской речи» - М., 1972 г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.