ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ

  • docx
  • 28.03.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ.docx

 

КОСТЯКОВ О.С.

Учитель истории и обществознания

МБОУ «Фрунзенская средняя школа»

Сакского района Республики Крым

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ

НА БАЗЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

 

В современной школе, в последнее время, изменились направления и тенденции развития. В конце 1980-х годов экспертами Международной организации труда было введено такое понятие «компетентность». Вследствие чего в образование вводится понятие «компетентности подход», что означало переориентацию процесса обучения на его результат. Требование общества к выпускнику изменились, теперь учащийся должен сформировать и развить способности практически действовать, применять опыт успешных действий в конкретных ситуациях.

Среди различных компетенций большое внимание в процессе обучения истории уделяется формированию пространственной компетенции. Факты, события и явления должны изучаться с принципом историзма, что предусматривает рассмотрение путей развития человеческой цивилизации в историческом пространстве и в соответствии с историческим временем. Более того историю России надо начинать изучать с территории уже знакомой ребёнку – истории малой Родины. Благодаря этому ребёнок уже ощущающий себя в известном ему пространстве начинает знакомиться с историческими явлениями, которые зависели от географических, экономических, культурных и др. условий данной территории. Так формирование пространственной компетентности, базирующейся, например, на региональном компоненте, поможет быстрее образовать мировоззрение и ощутить «себя», как участника исторического процесса. Вследствие чего у учащегося возникает интерес к появлению названия улицы, на которой он живет, истории площади или памятника, и т.д.территории и частично уже знают климатические условия, специфику флоры и фауны, название рек, озёр, народности,

При формировании пространственной компетенции используется мощный потенциал картографических источников. Изучение карт дело довольно сложное, но когда речь идёт об уже знакомых территориях, которые нанесены на карту, то ориентация, обозначения, определение направления и т.д. идет быстрее и успешнее. В данной деятельности можно говорить уже о формировании «пространственной компетенции», а это есть, выражаясь научным языком, обеспечение понимания пространства как протяжённости. Картографические умения и навыки учащихся впоследствии помогут применять приобретённые умения и навыки в реальных жизненных ситуациях. Кроме этого здесь прослеживается метапредметная связь истории с географией. При обучении истории знания о сущности карт, их классификации, а также картографические (карт описывающие, картометрические, картоаналитические) умения и навыки являются ведущими. В мире ограниченных природных ресурсов человек будущего, а это наши дети, обязаны будут ориентироваться в массе геоэкологических, социально- экономических, общественно-политических событий, и формирование данной способности обеспечивается благодаря пространственной компетентности.

Следует заметить, что использование карт необходимо предусматривать на каждом уроке истории, в методологии - это называется создание «исторического пространства». Другими словами, это форма существования координации различных сосуществующих общественных объектов и явлений, культурных феноменов, их взаимодействия. Эти объекты находятся в определённых отношениях друг относительно друга; пространство же охватывает все реальности истории, имеющие территориальную протяжённость, все государства, общества, культуры, экономики. Историческим считается не любое пространство, а лишь та его часть, которая стала объектом внимания и потребностей человека, как освоенная и познанная им или его умом. От географии работа с картой отличается тем, что история ориентирует на изучение влияния географических (пространственных) факторов на исторический процесс, что помогает установить причинно- следственные связи прошедших событий и понять современность.

Из выше изложенного следует, что формирование пространственной компетентности лучше начинать с изучения истории родного края, города, села, поскольку участники образовательного процесса живут на данной проживающие здесь, культуру и т.д. В работе с ними можно использовать не только готовые карты, но создавать собственные карты, что более ценнее, так как это уже продукт, проект с применением творческих подходов и компетенций. Надо учитывать возможность использования материалов, источников информации находящиеся в музеях данной местности, которые можно увидеть потрогать попытаться понять их значение и использование в быту и жизни. Постепенно формируются такие ценностные ориентации как: влияние географической среды на исторический процесс; формирование исторического процесса данного региона; роль пространственных представлений в понимании исторической эпохи; осознание пространства как части бесконечности, которая познаётся человеком; зависимость пространства от потребностей общества.

Возникает вопрос: на каком этапе знакомить детей с региональной историей родного края?.

Знакомство с историей родного края должно проходить частично в начальной школе в предмете «Окружающий мир», а углубление изучения родного края должно происходить, в среднем звене начиная с 5- го класса, параллельно с «историей Древнего мира», как самостоятельный факультативный курс краеведения, подготавливая детей к изучению истории России в шестом классе. Данный курс может интегрироваться   и   перекликаться  с   программами  музея   при   школе и

«Дворца творчества детей и молодёжи» г. Томска под названием «Люби и знай свой город и край», что сформирует целостное представление о значении знания истории своего края, а значит и работает на развитие пространственной компетенции. Далее на протяжении всего изучения курса истории России необходимо выделять время для материала региональной истории. В качестве примера можно взять тему «Смута» в 7 классе, где выделить время для материала из истории Томской области 1648 года, когда произошёл открытый бунт против воеводы князя О.В. Щербатова под руководством Бунакова и дьяка Патрикеева. Все урокам регионального компонента должны сопровождаться картами, картосхемами, контурными картами, планами на местности. Желательно продумать ряд нетрадиционных домашних заданий связанных с картографическим материалом таких как «Картографические загадки», «Что здесь находиться?», «Какой местности принадлежит данная карта?» и т.д., вызывающие интерес со стороны детей. С новыми технологиями есть возможность использования и электронных   картографических   источников   в   видетранспарантов,

анимационных карт, локальных планов. Карта способствует облегчения процесса запоминания историко-географических объектов, пре- вращает работу с картой в интересный процесс.

Современному учителю надо знать, что при привлечении картографических источников необходимо быть осведомлённым не только в вопросах отбора картографической источников базы, но и в дидактических условиях её применения участниками учебного процесса. Помнить, что карта - не самоцель, а средство для более осознанного восприятия событий и явлений истории.

Для восприятия картографических источников требуется дать минимум знаний по содержанию данного ресурса, то есть научить считывать информацию (название, легенда, географическое положение, масштаб, обозначения условных знаков).

На уроках истории на базе карт можно использовать различные формы работы: лабораторно-практические работы, разно уровневые задачи, использование интерактивных технологий, игровых методик (воображаемые путешествия, ролевые игры, соревнования и тому подобное). В процессе работы можно решать: репродуктивные, преобразовательные, творческие задачи; проводить исследовательскую деятельность; внедрять алгоритм-инструкций.

От формирования пространственной компетенции с включением регионального компонента параллельно будет происходить процесс формирования чувства патриотизма к своей малой родине - городу Калининград, а значит и решаются другие важные воспитательные задачи. И как здесь не вспомнить замечательные строки Николая Рубцова:

И вокруг любви непобедимой К сёлам, соснам, к ягодам Руси, Жизнь моя вращается незримо, Как земля вокруг своей оси!...