Марфунина Татьяна Алексеевна,
г. Макеевка ОШ №72
ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В статье раскрыты выявление путей и способов управления формированием деятельности, направленной на сохранение психического здоровья младших школьников и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, психическое здоровье личности, принципы формирования, культура здоровья, здоровьесберегающие технологи, забота о эдоровье
Актуальность данной публикации состоит в том, что важнейшей проблемой педагога является воспитание у школьников потребности быть здоровым, беречь и укреплять свое здоровье, ценить счастье быть здоровым. Это необходимое условие реализации человеком своих жизненных целей. В современном обществе жизнь и здоровье человека признано высокими человеческими ценностями. Психическое здоровье связано с особенностями человека, которые интегрируют все аспекты внутреннего мира человека и способы его внешних проявлений в единое целое. Оно является важным звеном его социального самочувствия.[1,с.74] Сегодня ни у кого нет сомнений, что значительная часть проблем в жизни человека имеет психологический характер. Поэтому опора на психологические знания в решении сложных вопросов очень актуальна. Как справедливо отмечают Л.С.Колмогорова, О.Г.Холодкова именно развитие высших психических функций обеспечивает психическое здоровье. Нарушения психического здоровья возникают тогда, когда своевременно не реализуются возрастные и индивидуальные возможности, не создаются условия для формирования ярких индивидуальных особенностей у школьников. [3,c.256]
Цель статьи – проанализировать проблемы в нарушениях психического здоровья школьников, выявить пути и способы управления формированием деятельности, направленной на сохранение психического здоровья младших школьников
Анализ проблемы психического здоровья в педагогической психологии остается одной из самых сложных и дискуссионных. Нормой в психическом здоровье школьника является соответствие развития полу и возрасту. Психическое здоровье личности школьника является одним из главных условий образовательного процесса. Не каждому ребенку комфортно в школе, не с каждым учителем или одноклассниками можно общаться. Часто нарушаются права ребенка, его автономия. Он иногда и не знает своих прав, путает с обязанностями и не может противодействовать давлению несправедливых взрослых или сверстников. Некоторые ученики живут по двойным стандартам морали и норм поведения. Очень часто ученики не могут адаптироваться в классе, считают иначе и быть не может. Невозможно предсказать, как они будут вести себя в нестандартных ситуациях. [4,с.210] По мнению исследователей Н.М. Иовчук и А.А. Северного, за последние десять лет среди наблюдаемых ими детьми «отмечается неуклонный рост тяжелых и затяжных депрессивных состояний, определенно связанных со школьным обучением». На основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах эксперты Всемирной организации здравоохранения убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми. Воспитание и психическое здоровье неразрывно связаны, если под первым понимать постоянный поиск человека своего назначения и опираться в этом на парадигму гуманных ценностей, что особенно актуально на современном этапе. В процессе роста личности расширяются его возможности, углубляется понимание жизни, духовность и открываются новые горизонты. Учитель на уроках в начальной школе формирует осознание неповторимости личности и её окружения; воспитывает уважительное отношение ко всем окружающим людям. Дети узнают, что все люди разные, все отличаются друг от друга ростом, массой тела, цветом волос и глаз. А ещё каждый человек имеет свой характер, привычки, способности. Учитель предлагает детям работу в парах.
v Работа в парах. У каждого человека свои увлечения.
- Расскажите в парах, чем вы любите заниматься в свободное время.
- Найдите одно общее занятие для вас двоих, а одно отличительное.
- Подумайте, стоит ли спорить друг с другом из-за того, что ваши вкусы не совпадают.
v Игра «Все мы разные» показывает уникальность каждого человека.
Учитель предлагает детям в группах построиться по росту, по длине волос. Предлагает подумать о преимуществах высокого и маленького роста в разных ситуациях. Учитель рассказывает, что человек может развивать свои
способности в результате систематических занятий. Например, занятия спортом развивают силу, ловкость, выдержку. Задание учителя – доказать, что другой человек имеет право быть не таким, как ты, и обществу нужны люди разные, непохожие друг на друга.
v Упражнение «Микрофон» доказывает, что у одноклассников много общего.
Ученики
берут в руки большую букву Я и рассказывают о себе, передают
букву следующему ребёнку. Дети используют фразы: люблю своих родственников,
учусь в любимом классе, имею много друзей, увлекаюсь…
Гуманистическая психология не только предложила понятие о психическом
здоровье человека, но и разработала свои принципы сознания человека:
1. Человек – целостен и должен изучаться в своей целостности.
2. Каждый человек уникален, человек открыт миру; переживания мира и себя в нём
является главной психологической реальностью.
3. Жизнь должна осознаваться как единый процесс становления и бытия человека.
4. У человека есть стремление к непрерывному развитию и самореализации.
5. Человек имеет определенную степень свободы от внешних сил благодаря
содержанию и ценностям, которыми он оперирует в своем выборе.
6. Человек – активная, творческая натура.
Эти
принципы очень важны для понимания того, как расширить потенциал человека.
Понятно, что люди стремятся к добру, красоте, порядку, законности, сохранению
ценностных ориентиров. Забота о здоровье - это наиболее важный труд
воспитателя. Учитель приводит примеры влияния настроения на самочувствие,
развивает умение создавать и поддерживать хорошее и весёлое настроение. Дети на
уроках узнают, что настроение у человека бывает разным. Оно зависит от эмоций,
которые он переживает. Радость, грусть, удовлетворение, страх, гнев, стыд – это
чувства. Чувства – это то, что человек чувствует в разных ситуациях.
v Тренинг «Что вы чувствуете, когда…»
- играете в хорошую погоду на улице в парке;
- перед вами появилось что-то необычайно красивое, необыкновенное;
- неожиданно во время прогулки с друзьями началась гроза;
- вам всё надоело и нечем заняться?
Учитель ориентирует детей на то, что хорошее настроение можно создать искренним, добрым словом. Интересная книга, мультфильм, театр улучшают настроение. Гнев, грусть, страх ухудшают настроение – ничего не мило, окружающие раздражают. Как можно улучшить своё настроение?
v Игра «Твоя маска» - приём для самоуспокаивания.
- Возьмите зеркало и, глядя на своё отражение, изобразите радость, печаль, удивление, гнев, спокойствие, злость,
- Нахмурьте лоб, приподняв брови – расслабьтесь. Старайтесь удержать лоб абсолютно гладким в течение нескольких минут.
- Нахмурьтесь («рассержен») – расслабьте брови.
- Раскройте широко глаза («страх») – расслабьте веки.
- Раздуйте ноздри («вдыхайте ароматный запах»).
- Прижмурьтесь («ужас») - расслабьте веки.
- Оскальте зубы («злость») – расслабьте щёки.
- Раскройте широко глаза («приятная встреча») – расслабьте веки.
- Какая маска вам больше всего понравилась? Как вы улучшаете своё настроение? Если кто-то обидел вас или рассердил, не платите обидчику тем же, а спокойно поговорите с ним.
Самым
важным показателем психики является умственная работоспособность. Так же,
психическое здоровье школьника можно распознать по положительному
эмоциональному состоянию ребенка и эмоциональных реакциях на различные
воздействия. Годы
обучения в начальных классах – это целый период интеллектуального,
эмоционального, физического, психического развития в том случае, когда ребенок
живёт богатой жизнью сегодня, а не только готовится к получению знаний в
будущем. [5,с.44]Так, спецификой младших школьников является «художественное,
образное, эмоционально насыщенное мышление», поэтому истина, в которой
обобщаются предметы и явления окружающего мира, становится личным убеждением
детей при условии, что она одухотворена яркими образами, влияющими на чувства.
Итак, умственные способности ребенка должны развиваться через «познание сердцем»,
дети должны пройти «эмоциональную школу - школу познания сердцем» [6,т.3;с.18].
Видеть, познавать сердцем, по убеждениям В.Сухомлинского, невозможно без
занятий искусством, поскольку искусство - это «язык сердца». Особое место
должны занимать музыка, т.к. она является «источником благородства сердца и
чистоты души» [6,т.3,с.62], и рисование, которое является одним из средств
развития творческого мышления, воображения, эстетического видение мира [6,т.2,с.519].
Одной из важнейших проблем,
связанных с развитием ребенка и укреплением его здоровья является
предотвращение перегрузки учащихся. Недопустимы в школе спешка, нервозность,
суетливость, перегрузки страстей над разумом, поскольку ускоренный темп непосилен
и вреден даже для вполне здоровых детей. В результате длительного пребывания в
помещении без свежего воздуха, могут возникнуть проблемы с глазами, нарушения
обмена веществ, при которых ребенок теряет способность к сосредоточению
умственного труда, следует обращать внимание на правильное чередование видов
деятельности, активизации учащихся через физический труд, движение, ходьбу,
бег, игру – поскольку без усталости не может быть здоровья. Рассмотрим факторы
риска для психического здоровья детей
Развивая здоровьесберегающие навыки учащихся, необходимо отводить
время для бесед с родителями по вопросам здоровья, о рациональном полноценном питании, от
которого в годы детства зависит гармония развития. Бесспорными факторами
успешности решения проблемы формирования психически здорового ребенка является
согласованное взаимодействие семьи и школы. В.Сухомлинский будто предвидел, с какими
проблемами будет иметь школа и ее воспитанники. Как постепенно будет разрушаться
национальный иммунитет в физическом, психологическом, моральном плане, теряться
связь с природой. [2,с.304] Я
опросила ребят, тем самым выяснив, имеют ли они зависимость от компьютера.
Тест
1. Часто ты проводишь время за компьютером?
- ежедневно
- один раз в два дня
- только когда нечего делать
2. Какое количество времени за один подход ты посвящаешь компьютеру?
-
более 2-3 часов
- 1-2 часа (увлекаюсь игрой)
- не более часа
3. В каком случае ты решаешь выключить компьютер?
- пока не выключат родители
-
бывает по-разному
- выключаю сам по собственной воле
4. Когда у тебя появляется свободное время, на что его потратишь?
-
конечно, на компьютер
- на встречу с друзьями
- почитаю книгу
5. Пропускал ли ты занятия спортом ради игры в компьютерные игры?
- да, было
- нет, никогда такого не было .
6. Чем для тебя является компьютер? Какую роль в твоей жизни он играет?
-
компьютер - для меня все
- большую роль, но и других интересных вещей в жизни много
- компьютер не занимает какое-то особое место в моей жизни .
8. Когда ты приходишь домой, то первым делом:
-
иду к компьютеру и включаю его
- каждый раз бывает по-разному
- точно не сажусь за компьютер
Между компьютером и занятиями спортом 17% респондентов выбрали компьютер. Между компьютером и чтением книги – 56% выбрали компьютер. Между компьютером и прогулкой – 8% опрошенных детей выбрали компьютер. Между компьютером и общением с другом – 11% ребят.
Информационно компьютерные технологии прочно вошли в нашу жизнь. С каждым годом молодежи в интернете становится больше, а школьники одни из самых активных пользователей Рунета. Между тем, помимо огромного количества возможностей, интернет несет и проблемы. На классном часе даю детям советы по безопасности в социальных сетях.
Подводя итоги публикации, необходимо помнить, что качество будущей жизни ребенка зависит от психического здоровья в школе. Чтобы максимально его сохранить, необходимо создавать такие условия, при которых школьник будет ощущать удовлетворенность собственной жизнью и комфортно чувствовать себя в школьной среде. Таким образом, сохранение и укрепление психологического здоровья школьников возможно только при объединении усилий всех участников образовательного процесса.
Список литературы:
1.Ищук И. Психологическое здоровье личности. Психическое здоровье ребенка. - К. Редакция общих педагогических газет. 2003. с.74
2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 304с. – ( Педагогика. Психология. Управление )
3. Колмогорова Л.С.1,Холодкова О.Г. Диагностика психологического здоровья и психологической культуры школьников. Барнаул , 2014-с.256
4. Кучегашева П.П., Колотева Е.Ю. Школьная служба примирения как средство сохранения психологического здоровья участников образовательного процесса. «Психология образования: Модернизация системы образования в условиях введения в действие новых профессиональных стандартов». Материалы Х Всероссийской научно-практической конференции—М.:Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России»,2014–с.210
5.Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России / Здоровые дети России в XXI веке. М. – 2000. С. 44
6.Сухомлинский В.А. Избранные произведения: в 5 т. - М.: Просвещение. 1976-1977. Т.1. - 654с.; Т.2. - 670с.; Т.3. - 670с.; Т.4. - 640с.; Т.5.- 639с.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.