Формирование психомоторных функций у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи средствами логопедической ритмики
Оценка 4.7

Формирование психомоторных функций у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи средствами логопедической ритмики

Оценка 4.7
docx
другое
29.05.2020
Формирование психомоторных функций у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи средствами логопедической ритмики
в статье рассмотрены методы и приемы формирования психомоторных функций у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи средствами логопедической ритмики.
ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОМОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ с ОНР СРЕДСТВАМИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ.docx

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОМОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ

В специальной логопедической литературе, посвященной проблеме общего недоразвития речи (Р. И. Мартынова, Л. В. Лопатина, Серебрякова Н. В. и др.), отмечается, что у детей с общим недоразвитием речи отмечается целый ряд вторичных неречевых симптомов, в частности нарушения психомоторики.

Г. А. Волкова указывает, что задачами формирования психомоторных функций детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи основываются на организации и проведении специальных педагогических мероприятий с применением логопедической ритмики [2].

Значение логопедической ритмики в формировании психомоторных функций рассматривается в работах Л. Боневой, П. Слынчевой, Ст. Банковой, Г. А. Волковой, Е. М. Мастюковой и др.

Л. Бонева, П. Слынчев, С. Банков и др. – основатели кинезиотерапии – в качестве совершенствования психомоторных функций детей с общим недоразвитием речи предлагают применять различные формы движения, двигательной активности и естественных моторных функций человека. Авторы отмечают, что логопедическая ритмика в формировании и коррекции речевых нарушений имеет большое значение [1].

Г. А. Волкова считает, что работу, направленную на формирование психомоторных функций у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи целесообразно проводить в соответствии с принципами коррекционно-развивающего воздействия, таким как: поэтапное формирования психомоторных функций, осуществление принципа индивидуального и дифференцированного подхода, принципа усложнения, принципа учета возрастно-психологических особенностей ребенка, деятельностный принцип коррекции, принцип комплексности методов психологического взаимодействия [2].

Г. А. Волковой предусмотрено на первом этапе проводить формирование двигательного навыка, восстановление и развитие мимических движений. На данном этапе работы педагогу необходимо обращать внимание на постепенное формирование двигательного навыка. Вначале педагогу самому нужно эмоционально, в надлежащем темпе выполнять движения от начала до конца, чтобы дети смогли воспринять целостный образ движения в медленном темпе. Затем дети сами воспроизводят действия, слушая указания педагога. Постепенно вводится музыкальное сопровождение, сначала с пояснением музыкального руководителя, а потом самостоятельно [2].

Второй этап коррекционно-логопедической работы на формирование психомоторных функций направляется в первую очередь на развитие моторики артикуляционного аппарата, затем уже на развитие общих

двигательных навыков, а также на совершенствование тонких дифференцировок, и как результат на развитие двигательных умений. Лучшие результаты данной работы достигаются при равномерном распределении психофизической нагрузки по следующей схеме.

В начале работы подготавливается организм к основной двигательно-речевой нагрузке, с включением следующих видов упражнений: ходьба (различные ее виды – на носках, на пятках, со сменой темпа и направления), виды общеразвивающих упражнений, развивающих умение и навыки движений в характере и темпе музыки, музыкально-ритмические упражнения: развивающие слуховое и речевое внимание, с такими свойствами внимания, как переключаемость, устойчивость, умение его распределять; регулирующие мышечный тонус; направленные на развитие координации движений и речи.

В следующей части проводятся упражнения на развитие основных двигательных и речевых умений, таких как: упражнения на развитие дыхания: дифференцированное дыхание; развитие длительной, направленной воздушной струи; диафрагмальное дыхание, упражнения на развитие голоса: фонетическая ритмика с использованием гласных звуков, звуко-слоговые сочетания с выполнением различных движений, распевание слогов в различной последовательности, игры на координацию речи и движений под музыку: речевые игры, такие как «Поймай мяч», «Передай мяч»; речевки, направленные на развитие координации между движением и словом под музыку, упражнение для развития тонкой, мимической и речевой моторики; пение, музыкальная игра или хоровод.

Целью заключительной части является релаксация и переключение внимания детей на другие виды деятельности.

На завершающем, третьем этапе данной программы проводятся логоритмические упражнения, направленные на закрепление полученных навыков по развитию психомоторных функций, к которым относятся:

Подумай и отгадай», «Прогулка», «Научи матрешек танцевать», «Укрась музыку».

Е. М. Мастюкова для успешного формирования психомоторных функций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и для достижения более высокого результата работы, рекомендует внести элементы новизны – сочетание любой музыкально-сенсорной задачи с развитием чувства ритма [3].

Таким образом, одним из эффективных способов формирования психомоторных функций у младших школьников с общим недоразвитием речи выдвинуты логоритмические упражнения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бонева Л. Руководство по кинезитерапии / Л. Бонева, П. Слынчева, Ст. Банкова. – Москва : Медицинская литература, 1978. – 358 с.

2. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика : учебник / Г. А. Волкова. – Москва : ВЛАДОС, 2002. – 272 с.

3. Мастюкова, Е. М. Основы клинической типологии и медицинской коррекции общего недоразвития речи у дошкольников: Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями / Е. М. Мастюкова. – Москва : Академия, 2001. – 213 с


 

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОМОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОМОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ

Второй этап коррекционно-логопедической работы на формирование психомоторных функций направляется в первую очередь на развитие моторики артикуляционного аппарата, затем уже на развитие общих двигательных навыков, а…

Второй этап коррекционно-логопедической работы на формирование психомоторных функций направляется в первую очередь на развитие моторики артикуляционного аппарата, затем уже на развитие общих двигательных навыков, а…

Таким образом, одним из эффективных способов формирования психомоторных функций у младших школьников с общим недоразвитием речи выдвинуты логоритмические упражнения

Таким образом, одним из эффективных способов формирования психомоторных функций у младших школьников с общим недоразвитием речи выдвинуты логоритмические упражнения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2020