Формирование речевой культуры гимназистов: проблемы и их решения
Букина Н.Н.
учитель русского языка и литературы
МБОУ гимназия 9 г. Новосибирска
В настоящее время, чтобы у детей были знания, нужно их научить действовать, научить их мыслить, свободно выражать свое мнение, критически относиться к действительности. Возникает вопрос: «Как учить результативно?». Мы обучаем детей всех, без исключения, вне зависимости от их способностей и склонностей, индивидуальных различий и возможностей.
Я соглашусь с мнением зарубежных исследователей, что «возрастающее количество современных исследований подтверждает, что дети обучаются эффективнее, и их интеллектуальные достижения выше при условии активного их вовлечения в обсуждения, диалог и аргументацию. Ученики должны развивать критическое мышление и навыки исследования, которые позволят им эффективно и успешно участвовать в более широких коммуникативных, информационных процессах, к которым у них имеется увеличивающийся доступ» (Wolfe and Alexander, 2008). На пути формирования научной функциональной грамотности учащихся учителя русского языка и литературы вырабатывают новые подходы и методы обучения.
Мы знаем, что в настоящее время предпринимаются определённые меры, направленные на повышение речевой культуры российских граждан, на ликвидацию ненормативного словоупотребления. Выдвигаются серьёзные инициативы по защите и поддержке русского языка и культуры речи. К числу таких инициатив относится разработка Федеральной программы «Русский язык», в которой сформулированы идеи о национально-культурной значимости русского языка, о необходимости воспитания сознательного и бережного отношения к родной речи.
При анализе речевой культуры подростков, мы, учителя русского языка, видим, что лексический запас современных подростков, с одной стороны, активно пополняется специальными терминами (компьютерными, экономическими и др.), новыми иноязычными словами, а с другой — сокращается за счёт выхода из активного употребления многих русских литературных слов. Подростки используют в своей речи сленговые выражения, жаргонизмы, арго, инвективную лексику. Речь подростков и молодёжи - это попытка оживить скучный язык штампов и одновременно — стремление как бы провести черту между поколениями и мировоззрениями, утвердить своё право на инакомыслие речевыми средствами, это своеобразный способ самоутверждения юных во «взрослом» мире.
В этих условиях особенно актуальной для нас становится задача формирования речевой культуры подростков в гимназии.
В связи с этим нуждаются в обновлении содержание, формы и методы формирования речевой культуры подростков, возникает необходимость целенаправленной работы по управлению и совершенствованию этого процесса в условиях гимназии.
Каждый новый учебный год для учителей МО русского языка и литературы является периодом поиска новых концептуальных идей, путей развития. В теории и практике интенсивно прорабатываются вопросы инновационных подходов – использование образовательных технологий, дифференциации и профилизации обучения, интеграции содержания образования, компетентностного подхода в развитии субъектов образовательного процесса. С сентября 2019 года, опираясь на цели и задачи, определённые в федеральных проектах: «Современная школа», «Успех каждого ребёнка», «Учитель будущего», «Социальная активность» Национального проекта «Образование», учителя русского языка и литературы четко сформулировали задачи системы образования, одна из которых – это «создание необходимых условий для получения качественного образования, направленного на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики», а так же «формирование личности, которая будет способна на основе полученных знаний, профессиональных навыков свободно ориентироваться, самореализовываться, саморазвиваться и самостоятельно принимать правильные решения в современных условиях».
Согласно
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 317- ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации»): часть 5.1 статьи 11;
- «Федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований. Образовательные стандарты»; части 4 и 6 статьи 14. «Язык образования»;
- Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями от 31.12.2015 № 1577 (п.п. 11.1, 11.2.; п. 11.3 (п. 4); п. 18.3.1), 3 августа 2018 года принят Федеральный закон № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 317-ФЗ), в соответствии с которым статья 11 дополнена частью 5.1 следующего содержания: «Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего и основного общего образования обеспечивают возможность получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка»,
в гимназии разработаны основные образовательные программы с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ «Родной (русский) язык», «Родная (русская) литература» (основная и старшая школа).
На уроках изучаем язык как систему, большое внимание уделяем развитию речи, освоению орфографии и пунктуации. Что касается курса родного языка, то он разбит на три блока:
- первый блок - лингвокультурология. Это попытка соотнести язык и культуру - погрузиться в забытые слова (архаизмы и историзмы), "поиграть" с дополнительными оттенками, которые несут некоторые слова и выражения, отражающие мировоззрение русского человека. В обычном курсе русского языка на это не хватает времени. Данный модуль позволяет пробудить мысли, эмоции ребенка по поводу того, каким богатством он владеет - русским языком.
- второй блок - это нормы речи. Правильная постановка ударения, верное словоупотребление, грамматическая культура речи - все это западающие звенья традиционного курса русского языка.
- третий блок - риторика. Этим мы тоже на уроках русского языка почти не занимаемся. Как правило, у школьников проверяются навыки письменной речи - диктанты, изложения, сочинения. С учетом того, что в девятом классе ввели итоговое собеседование, возвращение риторики в школу - новость хорошая. И вообще, учитель-словесник только рад тому, что в расписании появились дополнительные часы, которые он точно не потратит впустую.
Проблемы формирования культуры речи возникают в связи с недостаточной начитанностью старшеклассников, узостью кругозора и бедностью словарного запаса. Решение этих проблем требует от учителя целого комплекса мер для повышения как общей, так и речевой культуры школьников. Решить данную проблему в гимназии нам помогает предмет «Родная (русская) литература». Главным помощником в формировании речевой культуры гимназистов должен стать художественный текст. Отсюда возникает необходимость в создании мотивации к его прочтению и работе с ним: погружение в эпоху, знакомство с личностью писателя, актуализация внутрипредметных связей, обращение к нравственно–этической и психологической проблематике, а также выявление в тексте таких аспектов, которые созвучны социальному и духовному опыту современного молодого человека. Именно внимание к художественному тексту, система работы по анализу выразительных средств языка и объяснение механизма их создания может сформировать представление о необходимом уровне владения языком, расширить словарный запас школьников. Результативность усвоения речевых норм повышается, благодаря систематическому написанию работ небольшого объема по самым разным темам и поводам: отклик на яркое событие, размышление о проблемах школьной жизни, ответ на дискуссионный вопрос, отчет об экскурсии и т.д. с использованием заданных грамматических конструкций. Это приучает школьников не только письменно осмысливать свой опыт, но и практически осваивать речевую культуру.
Для решения вопроса по формированию речевой культуры гимназистов в учебный план гимназии введены и часы углублённого изучения русского языка с 10 класса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беспалько В.П. «Слагаемые педагогической технологии», М.Педагогика 1989 г.
2. Столбникова . Медиаграмотность современных педагогов как профессиональная компетентность // Медиаобразования.2006, № 3 с.55-61
3. Гузин Н.П. «Учить учиться» М. 1981 г.
4. Кобдикова Ж.У. «Педагогическая технология уровневой дифференциации обучения в средней школе» Монография, Алматы, 2006 год
5. Симонов В.П. «Педагогическая практика в школе» М. 2000 год
6. Психолого-педагогический словарь. Минск «Современное слово» 2006 год
7. Журнал «Школьные технологии» № 1. 2006 г., № 2, 3 - 2008 год
8. Журнал «Открытая школа» № 3 – 2006 г. (Информационно- методический журнал)
9. Федоров А.В. Медиаобразование: вчера и сегодня». М. «Информация для всех», 2009
10. Хуторской А.В. «Педагогическая инноватика» - М.: «Академия», 2008.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.