Тема: Формирование рефлексии у младших школьников в учебно-творческой деятельности»
Понятие рефлексии. Виды рефлексии.
В ФГОС 2-ого поколения особое внимание уделяется следующим моментам:
«Выпускник уровня начального общего образования…
способен принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства её осуществления;
готов слушать собеседника и вести диалог; готов признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
готов доброжелательно излагать и грамотно аргументировать своё мнение, свою точку зрения, давать оценку событиям».1
На практике же наблюдается неумение обучающихся анализировать причины ошибок и неудач в учебной деятельности, наметить конкретные пути улучшения.
Проблема моделирования системы рефлексивной деятельности учащихся является одной из актуальных в современных условиях, так как смысловая ориентация ребенка становится источником и побудителем развития личности. Иными словами, если ученик принимает и понимает смысл поступка или действия, которое он должен совершить, то он будет его выполнять.
В работах многих отечественных авторов (В.В.Давыдов, Г.А.Цукерман, А.В.Захарова, М.Э.Боцманова, П.В.Новиков, Л.И.Айдарова, и др.) рефлексия рассматривается как новообразование младшего школьного возраста. При этом ее исследуют, с одной стороны, как компонент теоретического мышления, а с другой стороны, как результат и показатель, сформированной учебной деятельности.
Формированию способности самостоятельно мыслить, обоснованно принимать решения способствует рефлексия. Высокий уровень овладения рефлексией в учебной деятельности в значительной мере определяет успешность обучения на последующих ступенях непрерывного образования и в данном контексте проблема формирования рефлексии, являющейся основой самостоятельной, саморазвивающейся личности, приобретает особую актуальность.
Рефлексия – психологическое новообразование, возникающее у учащихся в учебной деятельности. Она дает возможность отстраниться от предмета анализа, посмотреть на весь процесс как бы со стороны. Развитие рефлексии младшего школьника способствует его становлению как субъекта учения, превращает ученика в учащегося, способного самостоятельно осуществлять учебную деятельность. На современном этапе развития науки рефлексия представлена на философском, психологическом и педагогическом уровнях. Понятие рефлексии возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. В истории психологии рефлексия рассматривалась как внутренняя форма психической деятельности человека. В отечественной педагогике и психологии термин «рефлексия» начал использоваться в 30-40 годах двадцатого столетия.
Рефлексия – обращение назад, т.е. способность человека неоднократно обращаться к началу своих действий, мыслей, умение стать в позицию стороннего наблюдателя, размышлять над тем, что ты делаешь, как познаешь, в том числе и самого себя.
Общим во всех определениях является то, что рефлексия – это способность человека взглянуть на себя со стороны, проанализировать свои действия и поступки, а при необходимости перестроить их на новый лад.
Именно рефлексия помогает ученику формировать желание и умение учиться, обнаруживать незнание в своих знаниях. Рефлексия является своеобразным показателем активности ученика как субъекта учебной деятельности. Рефлексия и умение учиться, сформированные в начальных классах, являются основой для становления зоны ближайшего саморазвития ученика в подростковом возрасте и ранней юности.
Формирование рефлексии у школьника должно происходить уже в начальных классах, где закладывается «фундамент» школьной жизни, создаются условия для развития личности ребенка, закладываются основы умения учиться.
Классификация |
Приемы |
Предполагаемый результат |
Рефлексия настроения и эмоционального состояния |
Приёмы: цветопись, букет настроения, дерево чувств, художественные изображения, картина, музыкальный фрагмент, эмоциональное состояние, настроение телом, карточки с изображением лица, показ большого пальца вверх или вниз, гномики, маятник настроения. |
Формирование благоприятного микроклимата на уроке, снижение уровня психологических и физиологических проблем со здоровьем у учащихся за счёт реализации здоровьесберегающей технологии. |
Рефлексия деятельности |
Приёмы: лесенка успеха, наряди ёлку, дерево достижений, солнышко. |
Рост мотивации учения и развитие умения определять степень достижения цели. Учащиеся выходят на более высокий уровень осмысления способов и приемов своей работы, проявляют умение работать в разных режимах (индивидуальном, коллективном, групповом). Рост активности каждого учащегося. |
Рефлексия содержания учебного материала |
Приемы: незаконченное предложение, (я не знал… - теперь я знаю…). выбор афоризма, точка зрения, достижение цели, дерево цели, отношение к проблеме, умозаключение, кластер, синквейн, работа с текстом, работа с фрагментом фильма. |
Рост уровня осознания содержания пройденного материала. Развитие речи учащихся (речь становится более яркой, выразительной, образной, насыщенной). Учащиеся размышляют, не бояться выражать свое отношение к проблеме, сами ставят цели, осмысливают то, что поняли, усвоили. Информацию могут передавать в более сжатой форме, выявляя основное. Могут рефлектировать в письменной форме, более подробно излагая свои мысли. Формирование и развитие новых способов самовыражения учащихся. Повышение мотивации учения, получения новых знаний. Рост активности каждого учащегося. |
Рефлексия как способ обратной связи |
Приемы: тесты, сочинения, стихотворения, эссе, размышления над вопросами, составление таблицы, многоточие, открытый финал. |
Стимулирование речемыслительной деятельности учащихся. Возможность нового взгляда учащихся на проблему. Формирование и умение выдвигать свои предположения, гипотезы развития событий. Развитие гипотетического мышления учащихся. |
Особенности организации обучения на разных стадиях становления рефлексии младших школьников.
Этап становления коллективной рефлексии (1 класс)
Работу с первоклассниками в дни адаптации к школе лучше начинать с формирования рефлексии настроения и эмоционального состояния.
1. Самый простой вариант - карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.
Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.
2. Детям также можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание: разместить лучики на солнце согласно своему настроению.
3. Интересен прием с различными цветовыми изображениями. У учащихся две или три карточки: синяя, зеленая и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе урока, от урока к уроку, к концу учебного дня.
4. Еще один цветовой прием «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, на дерево вешаются яблоки красного цвета, если нет, зелёного.
Помогая первокласснику сформулировать собственные оценочные критерии, вводим оценочные линеечки, напоминающие ребёнку измерительный прибор, по которым учащиеся оценивают свою и чужую работу по различным параметрам: красиво, аккуратно, правильно. При этом педагог вправе согласиться с оценкой и обвести детский знак, что означает высшую похвалу учащемуся.
На уроках окружающего мира и литературного чтения «линеечки» можно заменить «Лесенкой знаний» (принцип тот же).
С первого класса вводятся задания-«ловушки», различающие ориентацию ребенка на задачу и ориентацию на действия учителя.
К рефлексивно-диагностическим относятся задания, в которых учащиеся должны самостоятельно придумать задания-«ловушки» для своих одноклассников, что позволяет выяснить, умеет ли ребенок выделять существенные связи и отношения.
Наиболее ценной является удержание ситуации открытого незнания, когда первоклассник принимает себя как существо неумелое, но способное научиться. Для этого учитель создает возможность и поощряет «умное спрашивание», такие вопросы, в которых содержится анализ причин незнания.
Очень важно, чтобы дети научились спокойно говорить о своем незнании, о причинах этого незнания, а также знали способ действия в подобной ситуации: вопрос к учителю.
Важно использовать, начиная с первого класса, задания рефлексивно-методического характера типа «как научить других выполнять (придумывать) такие же задания».
Формированию рефлексии способствуют задания, которые требуют от первоклассника применения открытого способа действия в новой нестандартной ситуации. Например, на уроке математики, после «открытия» способов сравнения по длине предметов задаётся вопрос: «Нам нужно сравнить по длине диван и кровать – что из них длиннее? Приложить их друг к другу трудно: ведь не станем же ради этого двигать мебель! Как быть?»
Уже в первом классе используется на уроках прием решения учебных задач с недостающими данными. Цель данного приема: научить детей обоснованному отказу от выполнения задания.
Этап становления групповой рефлексии (2-3 класс).
На втором этапе формирования рефлексивных способностей у детей происходит становление содержательной самооценки. Этот этап продолжается до конца 4 класса. Теперь важным является не общее оценивание своих действий по параметру «правильность» (т.е. по количеству допущенных ошибок), а оценивание своих умений по количеству правильно выполненных операций, входящих в способ действия.
Например, способ умножения многозначных чисел строится на способе умножения многозначного числа на однозначное число, который состоит из следующих операций: ….
Эти выделенные операции (отдельные «шаги») и становятся критериями для оценки освоения способа действия. Теперь уже каждая «линеечка» будет оценивать отдельную операцию (отдельный «шаг»).
От заданий с «ловушками» во втором классе переходим к заданиям, направленным на выявление личностной позиции учащихся при его выполнении, т.е. выходит ли он за пределы поставленной перед ним задачи.
Например, дан текст. Найдите в нем 5 ошибок и исправьте их (работа в парах). В тексте явно больше пяти ошибок. Но ценность данного упражнения в том, что учащийся должен переопределить задачу, поставленную перед ним, и исправить ВСЕ ошибки.
На данном этапе целесообразно включать задания на обнаружение причин ошибок и нахождение способов их устранения. Для работы в парах предлагаются, например, такие задания:
Найди ошибки. В чем причины этих ошибок? Что нужно объяснить ребятам, которые допустили ошибки?
Такие задания нацелены на рефлексию способа действия, его осознание в данной ситуации.
Ситуации интеллектуального разрыва ставят учеников в позицию выбора. На этом этапе обнаруживается умение учащегося определить границу своего знания, а также дефицит своих знаний. При изучении темы «Умножение на двузначное число» в 3 классе в качестве разминки предлагается учащимся решить примеры, записанные на доске:…. После выполнения работы спрашивается: «Все ли примеры удалось решить? Какие решили быстро? Каким способом действовали? Почему не решили пример №4? А почему смогли решить №3? Каким способом вы действовали при решении примера №5? Можно ли таким же способом решить пример №4? Какую цель поставим себе на урок?». Таким образом, возникает определенный разрыв между тем, что школьники знают, и чего они еще не знают.
На уроке русского языка в 3 классе при изучении темы «Правописание непроизносимых согласных в корне слова» учащиеся ставятся в ситуацию выбора: писать или не писать непроизносимую согласную.
Задание: сравните звуковую и буквенную записи слов:
- Почему в слове «звездочка» пишется буква Д, понятно. Нужно ли писать эту букву в слове «звездный», если никакого звука на ее месте нет? Какие знания русского языка помогут нам подобрать способ проверки таких орфограмм?
Отвечая на поставленные вопросы, ученики осуществляют рефлексию способа действия и применяют уже известный закон русского письма: орфограммы слабых позиций проверяем по сильной позиции.
Сопоставление своих действий и результата с образцом-«помощником» позволяет младшему школьнику в случае ошибки вернуться к своим действиям, рассмотреть их ход и найти и устранить ошибку.
Предлагается учащимся 3 класса при изучении темы «Распределительное свойство умножения относительно сложения» задание для работы в группах: Для какой из данных схем записана формула и выполнены действия? Таким образом, даётся возможность группе учащихся воспроизвести все предыдущие этапы деятельности, а также осмысленно построить свои действия в схематическом виде.
В 3–4 классах практикуется постановка баллов, с постоянным изменением балльных шкал. Так совместно с детьми мы вырабатываем критерии и производим оценку своей работы по ним, что способствует формированию рефлексии, самооценки. Например, на уроках литературного чтения в 3 классе предлагаем оценить свое чтение по заданным критериям и узнать мнение одноклассника (работа в парах).
Этап становления индивидуальной рефлексии (4 класс)
На третьем этапе строим учебную деятельность таким образом, чтобы она приобрела характер деятельности, направленной на самоизменение ребенка.
На уроках в 4 классе предлагаем работу по прогностической самооценке – прием специальных вопросов перед выполнением контроля, проверки работ. Прогностическая самооценка является «точкой роста» способностей детей младшего школьного возраста. Можно предложить подобное задание после изучения темы «Правописание глагольных окончаний».
- Сегодня вам предстоит написать диктант. Но прежде, чем приступить к диктанту, нарисуем две линии.
С помощью первой линии оцените, насколько вы уверены, что сможете проверить орфограммы слабых позиций в окончаниях глаголов. Вторая линия измерит уверенность в том, что те орфограммы слабых позиций, которые вы еще не умеете проверять, вы пропустите. После учительской проверки вновь раздаются работы учащимся и дети ставят на каждой линии собственный второй крестик – по результатам учительского контроля. Наиболее выразительные расхождения двух самооценок стоит прокомментировать индивидуально или открыто. Смысл прогностической самооценки – надо учиться рассчитывать на свои силы.
На уроках контроля и оценки используется прием «Разноцветные поправки». Учащимся предлагается выполнить работу по предмету (написать диктант, сочинение, изложение, либо решить контрольную работу по математике). После выполнения работы даётся возможность ученикам сделать поправки карандашом синего цвета. Учащемуся предлагается вновь вернуться к работе через определенный промежуток времени и сделать, если это необходимо, поправки карандашом зелёного цвета. Фактически дети «редактируют» свою работу, что помогает взглянуть на нее с позиции другого человека: давность написания работы делает ее в какой-то степени «чужой», и ученик легко находит в ней недочеты, ошибки, которые ранее оставались незамеченными. Дети учатся сами анализировать результаты своего труда.
Пример задания, направленного на формирование содержательной рефлексии: найди «лишнее» слово и объясни, почему ты так считаешь (работа в парах). Задача направлена на определение способности учащихся выявить существенные признаки у объектов исследования и умения обосновать свою точку зрения, выслушать партнера и доказать свою правоту. Учителю предоставляется возможность выявить учащихся, которые отказываются от решения или выделяют «лишнее» слово по непонятным основаниям или по формальным признакам.
В 3-4 классах используется приём специальных заданий и вопросов после выполнения работы. Целесообразно использовать подобные задания на уроках литературного чтения после выполнения творческого задания (сочинения, написания продолжения и.д.). Отвечая на поставленные вопросы, ребенок еще раз обращается к основаниям своих действий, осуществляет рефлексию, анализирует не только конечный результат своей деятельности, но и сам процесс выполнения работы.
На любых уроках в 4 классе на стадии становления индивидуальной рефлексии можно использовать прием «Многоступенчатый выбор». Школьникам предлагаются задания, среди которых имеются задания репродуктивного характера, задания на применение знаний в незнакомой ситуации, задания на применение знаний в новой ситуации на основе частичной переработки способа решения, задания на применение знаний в новой ситуации на основе поиска новых способов решения.
Даётся следующая инструкция: а) выбери одно задание и реши его; б) выбери задания, наиболее трудные для тебя, наиболее лёгкие для тебя, наиболее понравившиеся тебе; в) из наиболее понравившихся тебе заданий выбери те, за которые учитель положительно оценит тебя; г) придумай сам задания на поиск нового способа работы из числа заданий, наиболее трудных для тебя, наиболее лёгких для тебя, наиболее понравившихся тебе.
«Выбор задач любой трудности, но доступных для решения». Ученикам предлагается выбрать задания в соответствии со своими возможностями, выполнить их и после выполнения ещё раз оценить свои возможности (разноуровневые задания по выбору учащихся).
«Приём специальных вопросов по ходу выполнения работы». Ученики выполняют задания и по ходу выполнения им задаются вопросы: «Как ты сейчас работаешь?» «На каком этапе находишься?» «На какие признаки предмета опираешься?» «Как можешь себя проверить?» «Есть ли другие способы выполнения задания?». Вопросы задавать может учитель, либо сосед по парте.
Приемы рефлексивной деятельности
Выбор приёмов зависит от конкретной цели проводимой рефлексии.
«Запрет»
Этот прием используется, когда учащиеся сводят размышления о себе и происходящих событиях к фразам: «я не могу…», «я не знаю, как…», «у меня не получится…». Учащимся запрещается говорить «Я не …», а предлагается эту же мысль выразить другими словами: что нужно, чтобы получилось; какие средства необходимо было бы иметь для…; какая дополнительная информация мне нужна для этого и т.п. В реализации данного приема происходит трансформация пассивного поведения ученика в направленную, позитивную рефлексию над своим опытом.
«Дерево цели»
Для стимулирования мотивации. На листе ватмана (или используется ПК) изображено дерево. Каждый ученик прикрепляет листочек зелёного цвета. На одной стороне учащиеся пишут свою личную цель - чтобы он хотел узнать, понять, какую информацию получить по данной теме. В конце прохождения темы каждый ученик пишет на своем листке, достиг ли он цель частично или полностью.
«Мнение»
При обучении учащихся оцениваются устные ответы одноклассников, уже в первом классе предлагается высказать свое мнение по поводу рассказанного наизусть стихотворения или прочитанного отрывка по следующим критериям:
1. Громко – тихо.
2. С запинками – без запинок.
3. Выразительно – нет.
4. Понравилось – нет.
При этом в первую очередь, отмечаются положительные моменты в ответе учащегося, а о недочётах дети высказываются с позиции пожеланий. Надо отметить, что в результате организации такой деятельности учащиеся приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать ответ одноклассника. Нередко великолепное чтение наизусть стихотворения ребята сопровождают аплодисментами, что создаёт доброжелательную дружескую атмосферу в коллективе.
«Солнышко»
На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.
«Яблоня»
На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки двух цветов – красные и зелёные. Они приклеивают яблоки на яблоню: зелёные – я считаю, что сделал всё отлично, у меня хорошее настроение; красные – не справился с заданием, у меня грустное настроение.
«Мишень»
«Пик взаимопонимания»
Настроение изображено в виде ступеньки. Первая - настроение крайне скверное. Вторая - плохое. Третья - хорошее. Четвертая - уверен в силах. Пятая – отличное.
«Звездочки»
На символах в виде «звездочек» учащиеся записывают свои личные достижения на уроке, за неделю, четверть и т.п. и прикрепляют их в дневник, на стенд, на доску и т.д.
«Корзина идей»
Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.
«Смайл»
Рефлексия эмоционального состояния, может использоваться на различных этапах урока. Учащиеся на планшетах или листах рисуют «смайлы», которые соответствуют их настроению.
«Светофор»
Учащиеся в начале урока выбирают один из цветов: красный, желтый или зеленый. После урока или выполненной работы ребята должны высказать свое мнение по вопросу цвета. Красный – нет (не понравилось, ошибки), желтый – не совсем (сомнения, трудности) и зеленый – да (понравилось, получилось).
«Пятерочка – 1»
Учащимся предлагается на листе обвести свою руку.
Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.
Большой палец – для меня важно и интересно;
Указательный палец - мне было трудно ( не понравилось );
Средний – для меня было недостаточно;
Безымянный палец – мое настроение;
Мизинец – мои предложения.
«Пятерочка – 2»
Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагается на листочке условно отмечать свои ответы:
«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный
«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный
«| » - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный
«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный
«0» - не ответил.
Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы.
«Дело в шляпе»
Учащиеся передают шляпу друг другу, когда заканчивается музыка или считалка, тот, у кого в руках осталась шляпа, анализирует свою работу на уроке или ставит оценку работающим у доски и обосновывает ее.
«Плюс – минус – интересно»
В графу «+» записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции. В графу «-» учащиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным. В графу “интересно” (?)учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно.
«Синквейн»
Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. В данном случае информация не только более активно воспринимается, но и систематизируется, и оценивается. Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
«Итог урока»
«Экспертная комиссия»
В начале урока выбираются эксперты (учащиеся, справившиеся с контрольной работой отлично). Они в течение всего урока фиксируют деятельность учащихся (ряда, варианта). В конце урока эксперты анализируют деятельность своих подопечных, указывают успехи и ошибки, выставляют им оценки.
«10 баллов»
Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:
«Я» 0________10
«Мы» 0________10
«Дело» 0________10
«Эссе. Завтра контрольная»
Прием эссе перед контрольной или самостоятельной работой, с целью выявления готовности учащихся, пробелов в знаниях, их переживаниях. Для эссе можно заранее подготовить вопросы.
«Пантомима»
Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.
«Письменное интервью»
Вариант групповой письменной рефлексии в форме вопросов и ответов участников группы. Данный способ позволяет в достаточно короткий промежуток времени провести письменную рефлексию с целью взаимообмена мнениями.
«Комплимент»
Для того чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
«Кластеры»
Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда - это наш урок, вокруг нее планеты – части урока или задания, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники – результаты работы. По готовому кластеру можно видеть всю картину урока и сделать соответствующие выводы. Звездой может быть тема, работа учащихся по группам, контрольная работа, учитель на уроке. В качестве результатов могут быть оценки, предложения, затруднения, успехи.
«Букет настроения»
В начале урока детям раздаются бумажные цветы: голубые и красные. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что – то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, а если не понравилось, то - голубой». Можно предложить детям более широкий спектр цветов: красный, жёлтый, синий. В конце урока собрать цветы в корзину или вазу.
«Рефлексия одного из участников группы»
Один ученик анализирует свою работу и работу группы. Такой способ организации рефлексии заставляет одновременно и других участников проводить границы своих представлений. Как только кто-то скажет: «я делал так, потому, что считал, что …» - в этот момент другие участники рефлексии смогут начать смотреть на себя и думать: «А я считаю так же или иначе?».
«Мозговой штурм»
Выбор действий для достижения цели задания. Обсуждение результатов и достижений в совместной работе. Выделение причин неудач в работе и способов их преодоления.
«Круглый стол»
Совместное обсуждение всей работы группы. Выводы и предложения.
«Творческий отчет»
Рефлексия проводится в необычной форме (в форме игры, выставки, рисунков). Готовит творческий отчет один участник группы или несколько ребят.
«Рефлексия себя в проекте»
Осуществляется при помощи таблицы и условных обозначений. (Дети оценивают свою работу с позиции Я, МЫ, ДЕЛО). По итогам работы над проектом дети оценивают: Я - как работал, был активен? (хорошо, средне, плохо). Какой внес вклад в работу над проектом? Мы - насколько эффективно смогли работать вместе, чего достигли в совместном обсуждении? Дело – насколько продвинулось? Узнал ли больше?).
- осознание собственных дефицитов и возможных способов их преодоления.
«Горячий стул»
Учащиеся по кругу (по цепочке) отвечают на вопросы, передавая из рук в руки какой-либо предмет. Вопросы могут быть следующими:
-Что нового ты узнал?
-Какие уже имеющиеся у тебя знания, понадобились тебе при работе?
-Какие знания, умения, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем?
-Где во время работы ты чувствовал себя успешным, и у тебя всё получалось хорошо?
-О чем ты думал во время работы?
-Какие формы работы ты использовал (читал, искал дополнительную информацию, записывал, обсуждал, внес идею и т.д.)?
-Что тебе понравилось при работе больше всего?
Учащиеся также могут высказать иную точку зрения относительно работы над заданием, не отраженную в вопросах.
Эмоционально – художественная рефлексия
Учащимся предлагается две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.
Эмоционально – музыкальная рефлексия
Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению.
«Что ты чувствуешь сейчас?»
Учащиеся 3 – 4 классов могут оценить не только настроение, но и своё эмоциональное состояние. И вопросы «Что ты чувствуешь сейчас? Какие эмоции ты испытываешь?» быстро становятся привычными и не вызывают у детей удивления. В помощь учащимся для высказывания предлагаем опорный конспект, который также способствует расширению лексического запаса.
«Рефлексивный экран»
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Обучающиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я выполнял задания…
5. я понял, что…
6. теперь я могу…
7. я почувствовал, что…
8. я приобрел…
9. я научился…
10. у меня получилось …
11. я смог…
12. я попробую…
13. меня удивило…
14. урок дал мне для жизни…
15. мне захотелось…
«Фразеологизмы»
Оцените фразеологическим оборотом свои ощущения:
- каша в голове
- ни в зуб ногой
- светлая голова
«Острова»
Обучающиеся выбирают, на каком из предложенных островов они находятся в конце урока: остров Удовлетворения, остров Грусти, остров Знаний, остров Радости.
«Ресторан»
Позволяет получить обратную связь от учеников от прошедшего урока. Используется лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:
- Я съел бы еще этого…
- Больше всего мне понравилось…
- Я почти переварил…
- Я переел…
- Пожалуйста, добавьте…
Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя.
«Химс»
Позволяет получить обратную связь от прошедшего урока по следующим вопросам:
Каждый участник должен откровенно ответить на вопросы, включая вопросы о своём самочувствии, которое тоже влияет на продуктивность работы на уроке.
«Уборка в доме»
Получение обратной связи от учеников от прошедшего урока, определение каждым участником, что было полезным, а что было бесполезным. Используются три листа большого формата с рисунками, фломастеры. К стене прикрепляются три больших листа. На первом нарисован чемодан, на втором - мусорная корзина, на третьем – мясорубка. Каждый участник получает три цветных листочка. На «чемодане» участник пишет то, что он вынес с урока или семинара, заберет с собой и будет активно применять. На втором листе то, что оказалось бесполезным, ненужным и что можно отправить в корзину. На третьем листе то, что оказалось интересным, но пока не готовым к применению, то что нужно ещё додумать и доработать.
Рефлексия "Благодарю…"
В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из учащихся, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.
«Фразы»
Урок полезен, все понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Еще придется потрудиться.
Да, трудно все-таки учиться!
Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока.
«Поляна»
На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком - бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.
«Анкета-1»
Предлагается заполнить по результатам выполнения конкретного задания, например, проверочной работы.
Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что _________________________________________________
Наиболее трудным мне показалось _____________________________
Я думаю, это потому, что _____________________________________
Самым интересным было _____________________________________
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее ________________________________________________________________
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее _____________________________________________________
Я бы хотел попросить своего учителя __________________________
«Сотрудничество»
Внимательно прочитай приведенные ниже утверждения и отметь знаком V, насколько ты согласен с данным утверждением.
Утверждение |
Абсолютно согласен |
Согласен |
Частично согласен |
Не согласен |
Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий группы |
||||
Я внимательно выслушиваю то, что говорят члены моей группы |
||||
Если я не согласен с чем-то, я не спорю, а предлагаю другое решение |
||||
Я помогаю участникам группы, когда они нуждаются во мне |
||||
Я с уважением отношусь к мнению участников группы, даже если я не согласен с ними |
||||
Когда мы сталкиваемся с проблемами, я стараюсь искать выход, а не предлагаю прекратить работу |
||||
Я стараюсь услышать прежде всего то, что участник группы хочет предложить, а не ищу ошибки в его или ее высказывании |
«Палитра»
Палитра |
Закрасьте каждое поле цветом палитры, соответствующим значению ответа |
|||
Уровень достижения результата |
Умение планировать работу |
Умение принимать решения |
Умение работать в группе, готовность к сотрудничеству |
Умение применять полученные знания, ответственность за конечный результат |
я могу |
||||
я с трудом могу |
||||
я не умею, но хотел бы научиться |
«Для меня сегодняшний урок…»
Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.
Урок |
Я на уроке |
Итог |
Интересный |
Работал |
Понял материал |
Скучный |
Отдыхал |
Узнал больше, чем знал |
Безразличен мне |
Помогал другим |
Не понял |
«Анкета-2»
На уроке я работал |
активно / пассивно |
Своей работой на уроке я |
доволен / не доволен |
Урок для меня показался |
коротким / длинным |
За урок я |
не устал / устал |
Мое настроение |
стало лучше / стало хуже |
Материал урока мне был |
понятен / не понятен полезен / бесполезен |
Домашнее задание мне кажется |
легким / трудным интересным / не интересным |
Вывод:
Школьный урок – это часть жизни ребенка и, в то же время, это урок жизни для него. Это сама жизнь, полная проблем и радости открытий. Он учится осмысливать окружающую действительность, любить мир и людей в нём, оценивать свои мысли и поступки с позиции требований современного общества, формировать ответственность за самого себя, свою жизнь настоящую и будущую. Современный урок в условиях ФГОС открывает перед педагогом широкую возможность проживания ребенком счастья жизни на всех его уровнях. Всё, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Однако процесс развития рефлексивных способностей будет успешным, если формирование и развитие рефлексивной деятельности учащихся будет проводиться системно, если учитель совместно с учащимися будет организатором рефлексии учебных ситуаций, возникающих на уроке, и при этом будет организован взаимоконтроль, самоконтроль и рефлексия через использование активных форм обучения.
Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче. В нашей профессии нет предела совершенству. То, что ещё вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим. Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске. Вернемся к рефлексивным вопросам и зададим их себе:
- Что я делаю?
- С какой целью?
- Каковы результаты моей деятельности?
- Как я этого достиг?
- Можно ли сделать лучше?
- Что я буду делать дальше?
Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.