ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД
НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.
Для успешного существования в современном обществе человек должен уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации, т.е обладать регулятивными УУД, функция которых - организация учащимся своей учебной деятельности.
.Неслучайно, в «Планируемых результатах» Стандартов второго поколения
определены, кроме предметных, личностные и метапредметные результаты.
Любая деятельность, включая и образовательную, начинается с определения (постановки) цели. Без понимания цели школьники остаются пассивными участниками образовательного процесса. Неслучайно, первым требованием к метапредметным результатам в стандарте названо овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. (ФГОС НОО п.11.1. и п.11.3)
Целеполагание в ФГОС НОО рассматривается как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Перед учителем встаёт проблема отбора методических приёмов формирования регулятивных универсальных учебных действий в т.ч. действия целеполагания.
Рассмотрим подробнее приёмы формирования действия целеполагания.
Цель урока связана с его темой, поэтому на первых уроках первого класса важно ввести понятие темы урока, дав доступное детям этого возраста определение: «У каждого урока есть тема. Тема – это то, о чём мы будем говорить на уроке».
Первоначально тему урока называет учитель, добиваясь понимания темы обучающимися: «Я назову тему нашего урока, а вы скажите, о чём мы будем говорить сегодня на уроке». Тема появляется на доске. Ответ на последний вопрос обеспечивает понимание цели урока.
Далее учитель сообщает о том, что тема урока написана в учебнике, предлагает найти соответствующую страницу и прочитать или показать тему вверху страницы.
В дальнейшем обучающиеся научатся определять тему урока, рассматривая содержание страницы учебника и читая название темы урока.
Ученик не может успешно учиться, если он не осознал и не принял цели деятельности на уроке как свои собственные, а затем не реализовал их. Чтобы запланированная цель была реализована, утверждал К.Д. Ушинский, она должна стать целью учения ученика.
Варианты подведения школьников к осознанию цели обучения
(А.В. Миронов, доктор.пед.наук, профессор).
1. Ученики узнают цель урока из текста учебника.
Тема «Раньше. Позже» 1 класс, ОС «Школа 2100»
Мы научились называть предметы, т.е. отвечать на вопросы «Кто?» и «Что?». Теперь давайте научимся отвечать на вопрос «Когда?»
2. Цель урока или отдельного этапа сообщается учителем.
Наша задача сегодня – познакомиться…
3. Цель урока выводится из проблемной ситуации.
Приемы создания проблемных ситуаций:
- предъявление противоречивых фактов;
- столкновение разных мнений;
- предъявление заданий «на ошибку»;
- предъявление невыполнимого задания;
- предъявление задания, не сходного с предыдущим.
В этом случае цель урока заключается в поиске ответа на проблемный вопрос.
4. Цель урока входит в структуру учебной задачи. (близок к варианту 3) После того, как дети продемонстрируют владение старым способом действий, перед ним ставится такая задача, которую невозможно решить старым способом. В результате перед детьми появляется цель – найти новый способ.
Методические приемы привлечения учащихся к целеполаганию
1. На доске записана тема. Учитель обращает внимание на тему и предлагает самостоятельно заполнить таблицу, в которой 2 колонки: «я знаю» – «я хочу узнать».
2. Учитель предлагает задания, которые требуют от учащихся самостоятельного формулирования целей.
3. Учитель называет тему урока и просит учащихся, с помощью слов-помощников сформулировать цель урока.
Слова – помощники: повторим, изучим, узнаем, проверим…
4. Из списка возможных целей изучения темы отметить главные для себя.
5. Учитель предлагает сформулировать цель вместе с соседом по парте (в группе).
Не менее важным моментом целеполагания наряду с пониманием цели является её принятие, то есть видение актуальности цели для конкретной личности.
Чтобы цель урока стала принадлежностью каждого, важно ответить на вопросы: «Зачем, где или для чего могут пригодиться полученные сведения?»
«Ребята, зачем нужно знать новый звук и новую букву?»
Для того чтобы цели преподавателя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель.
Приемы целеполагания
1. Визуальные:
2. Аудиальные:
Тема-вопрос
Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа.
Например, для темы урока "Как изменяются
имена прилагательные?" построили план действий:
1.Повторить знания об имени прилагательном.
2. Определить, с какими частями речи сочетается.
3. Изменить несколько прилагательных вместе с
именами существительными.
4. Определить закономерность изменений, сделать
вывод.
Это сформулированы конкретные учебные цели.
Работа над
понятием
Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока. Необходимо объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре".
Например, тема урока " Спряжение глаголов".
Далее, от значения слова определяем цель урока.
Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ.
Например, темы уроков "Словосочетание",
"Прямоугольник».
Подводящий диалог
На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.
Группировка
Ряд слов,
предметов, фигур, цифр предлагается детям разделить на группы, обосновывая свои
высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос:
"Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.
Например: тему урока "Мягкий
знак в именах существительных после шипящих" можно рассмотреть на
классификации слов: луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь.
Урок математики в 1 классе по теме "Двузначные
числа" можно начать с предложения: "Разделите на две группы числа: 6,
12, 17, 5, 46, 1, 21, 72, 9.
Домысливание
1. Предлагается тема урока и слова "помощники"
Повторим
Изучим
Узнаем
Проверим
С помощью слов "помощников" дети
формулируют цели урока.
2.На урок русского языка по теме "Будущее
время глаголов" предлагаются детям ряды слов:
Играть – играл – играю –…
Читать – читал – читаю –…
3. Определить причину объединения слов, букв,
предметов, проводя анализ
закономерности и опираясь на свои знания.
Для урока математики по теме "Порядок арифметических действий в выражениях со скобками" предлагается детям ряд выражений и вопрос: "Что объединяет все выражения? Как провести вычисление?".
(63 + 7)/10
24/(16 – 4 * 2)
(42 – 12 + 5)/7
8 * (7 – 2 * 3)
Проблемная ситуация (по М.И.Махмутову).
Создаётся ситуация противоречия между
известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:
– Самостоятельное решение
– Коллективная проверка результатов
– Выявление причин разногласий результатов или
затруднений выполнения
– Постановка цели урока.
Например, на урок математики по теме
"Деление на двузначное число" для самостоятельной работы предлагается
ряд выражений:
12 *
6 14 * 3
32 : 16
3 * 16
15 *
4 50 : 10
70 :
7 81 : 27
Проблема предыдущего урока
В конце урока детям предлагается
задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за
недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает
продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно
сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и
обосновать.
Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.
Цель необходимо записать на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого – формулируется домашнее задание.
Обязательными условиями использования
перечисленных приемов является:
– учет уровня знаний и опыта детей,
– доступность, т.е. разрешимая степень
трудности,
– толерантность, необходимость выслушивания всех
мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных,
– вся работа должна быть направлена на активную
мыслительную деятельность.
Формирование
и развитие у школьников способности принимать и сохранять цели
и задачи учебной деятельности должно быть системным и осуществляться на протяжении всех 4-х лет обучения в начальной школе.
Уровни сформированности целеполагания.
Анализ развития целеполагания в начальной школе позволяет выделить 6 его уровней.
Уровни |
Показатели сформированности целеполагания |
Поведенческие индикаторы сформированности |
1 |
2 |
3 |
1. Отсутствие цели |
Предъявляемое требование осознается лишь частично. Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично. Может принимать лишь простейшие цели (не предполагающие промежуточные цели-требования). |
Плохо различает учебные задачи разного типа; отсутствует реакция на новизну задачи, не может выделить промежуточные цели, нуждается в пооперационном контроле со стороны учителя, не может ответить на вопросы о том, что он собирается делать или что сделал. |
2.Принятие практической цели |
Принимает и выполняет только практические задачи (но не теоретические), в теоретических задачах не ориентируется. |
Осознает, что надо делать в процессе решения практической задачи; в отношении теоретических задач не может осуществлять целенаправленных действий. |
3.Переопределение познавательной задачи в практическую. |
Принимает и выполняет только практические задачи, в теоретических задачах не ориентируется. |
Осознает, что надо делать и что сделал в процессе решения практической задачи; в отношении теоретических задач не может осуществлять целенаправленных действий. |
4.Принятие познавательной цели. |
Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения; четко выполняется требование познавательной задачи. |
Охотно осуществляется решение познавательной задачи, не изменяя ее (не подменяя практической задачей и не выходя за ее требования), может дать отчет о своих действиях после принятого решения. |
5. Переопределение практической задачи в теоретическую |
Столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит действие в соответствии с ней. |
Невозможность решить новую практическую задачу объясняет отсутствием адекватных способов; четко осознает свою цель и структуру найденного способа решения. |
6.Самостоятельная постановка учебной цели. |
Самостоятельно формулирует познавательные цели, выходя за пределы требований программы. |
Выдвигает содержательные гипотезы, учебная деятельность приобретает форму активного исследования способов действия. |
Примеры заданий для изучения сформированности целеполагания:
Задание 1. УУД-целеполагание, базовый уровень (рус.яз.)
Что нужно сделать, чтобы правильно написать предложение.
Задание 2. УУД-целеполагание, повышенный уровень (окр.мир)
Я не знаю, зачем ученику надо спать 9 часов. Отметь галочкой правильную формулировку цели:
Задание 3. УУД-целеполагание, базовый уровень (матем.)
Тебе нужно представить данные в виде таблицы.
Данные: метр, дециметр, килограмм, сантиметр, грамм, километр
Отметь значком V цели, которые ты поставишь перед собой, чтобы
правильно выполнить упражнение.
Задание 4. УУД-целеполагание, повышенный уровень
Тебе нужно выступить с сообщением на тему: « Какие науки нужно знать, чтобы стать агрономом?» Отметь значком V те цели, которые ты поставишь перед собой.
Задание 5. Проверяет умение определять цель деятельности на уроке. (Из пособия «Диагностика метапредметных результатов». 1 класс)
Что узнают дети о лете на этих уроках окружающего мира? Соедини рисунки и предложения.
Литература:
Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы. 1 (2, 3, 4) класс. – М.: Баласс, 2012
Густокашина Л.А. Педагогический анализ урока: Учебно-методическое пособие. Пермь: ПИПКС, 2012
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова.- 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011
Миронов А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС / А.В. Миронов. – Волгоград: Учитель, 2013
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. И доп. на 2011 и 2012 гг / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2014
Интернет-источники:
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/01/26/metodicheskie-rekomendatsii-formirovanie-regulyativnykh
http://vmeste.opredelim.com/docs/57100/index-30275.html
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/05/18/vystuplenie-po-teme-tselepolaganie-na-uroke
http://festival.1september.ru/articles/637118/
http://gigabaza.ru/doc/49633.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.