ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.

docx
03.12.2019
материал.docx

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.

Одной из общеобразовательных дисциплин, который должны  сдать студенты средних профессиональных образовательных учреждений является   «Обществознание».   Обществознание  интегрирует  знания  из  различных  общественных наук:   экономика, социология, политология, культурология, юридические науки, а также философия. Наряду с научными знаниями в курсе представлены социальные нормы, система гуманистических и   демократических   ценностей,   способы   познавательной   практической деятельности   и   другие   элементы   нравственной, экономической, политической, правовой культуры, культуры социального поведения граждан. Этот   курс   призван   способствовать   социализации   личности   в   условиях динамично развивающегося общества. Существует известная студенческая шутка: в ответ на вопрос о том, знает ли студент   китайский   язык,   он   спрашивает:   «А   когда   сдавать?»   Время   на подготовку   к   зачету   –   актуальная   проблема.   Следовательно,   главный вопрос   при   подготовке   к   зачету   не   только   «Как?»,   но   и   «Когда   начинать готовить   и   готовиться?»   Вопросы   эти   взаимосвязаны.   Невозможно подготовить учащихся на должном уровне к зачету ни за неделю, ни за две. То

есть, необходима система подготовки к сдаче учащимися зачета, а не судорожные попытки подтянуть в режиме аврала до необходимого минимального уровня ЗУН. Подготовка к зачету по обществознанию должна начинаться по окончании первого модуля  и вестись  вплоть до окончания последнего.

Применение практических заданий оказывают влияние на методику преподавания. Учителя меньше стали заниматься простой трансляцией знаний и больше внимания уделяют формированию   комплекса   предметных   умений.   Залогом   успешной   сдачи зачета по   предмету   является   полноценное   усвоение обществоведческого   курса   в   единстве   его   знаниевой   и   компетентностной составляющих. Но результаты зачета выявляют отсутствие у большинства выпускников умения связывать полученные при изучении курса теоретические знания с явлениями социальной действительности.

Обществознание – это социальная наука, претерпевающая изменения практически каждый день. В тестовых заданиях часто встречаются вопросы, проверяющие знания учащихся о современной политической   и   социальной   обстановке   в   мире.   И для того чтобы знать обществознание на «отлично» уже недостаточно просто ознакомиться с материалом учебника: необходимо   быть   подкованным   во   многих   социальных   науках.   Именно поэтому   подготовка   зачету   по   обществознанию   должна   строиться последовательно и систематично.  Рекомендации   по   совершенствованию   подготовки   к   зачету   по обществознанию.

Форсированная подготовка к зачету по обществознанию не может привести к успешному результату, так как он достижим лишь при условии организации эффективного учебного процесса в течение всего обучения,  с определенными целями и задачами по формированию и закреплению   необходимых   знаний,   умений   и   навыков.

Эта   система   должна   иметь последовательный характер, включать несколько взаимосвязанных этапов.

Необходимо сотрудничеством педагогов различных дисциплин( как минимум  истории, философии).

Развивать   познавательную   деятельность   учащихся   за   счет   расширения практики решения познавательных задач, реализации проблемного подхода в изучении  общественных   явлений,  включения   их  в  работу   со  всеми   видами информации.

Выстраивать   систему   работы   по   развитию   умений   систематизировать, классифицировать   материалы,  определять   и  сравнивать   характерные   черты отдельных   социальных,   экономических   и   политических   явлений, подтверждать   обобщенные   суждения   и   аргументировать   выбранную   точку зрения, соотносить факты и формы, признаки и типы, функции и институты.

Широко использовать различные виды самостоятельных работ (на уроке, вне   урока),   повторение   изучаемого   материала   с   выполнением   заданий   в различных   формах:   составление   таблиц,   схем,   развернутых   планов,   эссе, кратких сообщений и пр.

Научить   учащихся   внимательно   читать   учебное   задание,   понимать   его смысл   и   точно,   лаконично   отвечать   по   существу,   руководствуясь определенными   учебными   алгоритмами.  Так,  если   формулируется   задание: «Назовите…», то достаточно только перечислить характерные черты явления, причины   или   функции   без   каких-­либо   дополнительных   уточнений.   Если дается   задание:   «Приведите   три   обоснования   своего   мнения»,   то   общее суждение должно сопровождаться и подтверждаться фактами и положениями и   т.д.

Необходимо   проводить   текущие   и   промежуточные   контрольные мероприятий   в   формате,   близком   к   зачету,   с целью   психологической   и   технологической   подготовки   учащихся   к   новой форме аттестации.

В   ходе   подготовки   можно   выделить   следующие   формы   организации учебного процесса.

Учебные   лекции.  Во   время   лекции   происходит   коллективное восприятие,   осмысление,   усвоение   новых   знаний.   Именно   на   лекции осуществляется   работа   над   содержанием   учебного   материала.   На   учебных лекциях   уделяется   особое   внимание   характеристике   основных   научных подходов   к   изучению   рассматриваемых   проблем,   а   также   понятийному аппарату.

Практикумы.  На   практикуме   происходит   осмысление   материала   и применение   знаний   на   практике.   Как   правило,   практикумы   проходят   с использованием   раздаточного   дидактического   материала,   включающего разноуровневые задания.  Анализ контрольных  работ показывает, что наибольшее затруднение у учащихся вызывают следующие виды заданий: анализ двух суждений; ­ классификация понятий, явлений, социальных объектов; ­ выбор позиций из предложенных; ­ дифференциация оценочных факторов и суждений; ­ решение проблемных задач. В связи с этим на практикумах происходит постоянная и целенаправленная работа по приобретению навыков работы с подобными видами заданий. Учащиеся недостаточно владеют умениями осуществлять поиск социальной информации по определенной   теме   из   фрагментов   предложенного   текста.   На   практикумах осуществляется постоянная работа с текстами. Значительные проблемы возникают у учащихся при написании эссе. Частым недостатком эссе является неумение раскрыть проблему на теоретическом уровне, грамотно аргументировать собственную позицию.

Семинары. На семинарах происходит закрепление, совершенствование и творческое применение знаний, умений и навыков. На семинары выносятся проблемные   вопросы,   в   ходе   самостоятельной   подготовки   к   семинару учащиеся   приобретают   навыки   работы   с   научной   литературой.   Принимая участие   в   обсуждении   вопросов   в   ходе   самого   семинара,   учащиеся совершенствуют   навыки   решения   проблемных   заданий,   коммуникативные навыки.

Консультации.  Во   время   проведения   консультаций   осуществляется применение   знаний,   умений   и   навыков   и   их   коррекция.   На   консультации учитель   разъясняет   наиболее   трудные   вопросы   темы.   Под   руководством учителя производится освоение алгоритмов выполнения заданий, вызывающих существенные затруднения.

Таким образом, в рамках такой системы учебный материал   многократно   отрабатывается,   что   ведет   к   его   наиболее   полному усвоению. Результат в интервале 60 -70 баллов – средний по итоговому контролю.   Это   и   есть   задача ­минимум   для   преподавателя   –   стремиться подготовить   учащихся   без   проблем   сдать зачет.

 

 

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)