«Формирование системы внутренней оценки метапредметных результатов»
Подготовила – Радзявичене А.М.
«Мои
ученики будут узнавать новое не от меня;
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача — помочь им раскрыться,
развить собственные идеи».
Песталоцци И.Г.
Формирование метапредметных результатов, а именно УУД осваиваются обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяются ими как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.
К ним относятся:
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.
Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться.
В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают планируемые регулятивные, познавательные и коммуникативные результаты обучения.
Система внутренней оценки метапредметных результатов включает в себя следующие процедуры:
— текущие и итоговые проверочные работы, включающие задания на проверку метапредметных результатов обучения;
— решение задач творческого и поискового характера (система заданий: творческие задания, интеллектуальный марафон, информационный поиск, задания вариативного повышенного уровня);
— проектная деятельность;
— комплексные работы на межпредметной основе.
Мониторинг освоения учебных программ и сформированности регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий может осуществляться на материалах учебников и рабочих тетрадей ,представленных на листах с проверочными и тренинговыми заданиями.
В учебниках даются отдельные задания на определённые предметные и метапредметные умения, из которых педагог может компоновать проверочную работу.
В учебниках приводятся также примерные задания, нацеленные как на проверку предметных знаний, умений и навыков, так и на проверку метапредметных результатов обучения.
u Методы оценочной деятельности: наблюдение, тестирование, практические работы и рисунки.
Может оцениваться сформированность умения работать в группе, слушать и слышать собеседника, координировать свои действия с партнёрами и т.д.
u Формы оценки:
• индивидуальные, групповые, фронтальные;
• устный и письменный опрос;
u Методы контроля:
наблюдение, проектирование, тестирование.
u Инструментарий контроля:
лист самооценки, задания, отражающие формирование УУД, карта наблюдений, тест, мониторинг .
Оценивание уровня сформированности личностных, коммуникативных и познавательных УУД может основываться на устных и письменных ответахучащихся, а также на наблюдениях учителя за участием учащихся в групповой и парной работе.
Проверочные работы по предметам включают задания, проверяющие уровень освоения УУД на каждом этапе обучения. Мониторинг сформированностиметапредметных учебных умений предполагает использование накопительной системы оценки в ходе текущего образовательного процесса. Для этих целей может использоваться Таблицы метапредметных результатов, Портфолио учащегося. Здесь учитель фиксирует успешность выполнения заданий проверочных и контрольных работ, нацеленных на проверку коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД.
«Самоконтроль и самооценка составляют основу успешности обучения». С.Т.Шацкий
Многие исследователи отмечают, что в результате самостоятельной учебной деятельности у учащихся формируется такое качество личности, как самостоятельность, становление которого существенно влияет на развитие самооценки школьников.
Проблема формирования самооценки для начальной школы
является одной из важных, актуальных задач. У детей необходимо
развивать самооценку на всех уроках.
Для этого можно использовать «Листы самооценки» для каждого ребенка, где он сам
будет себя оценивать и учиться обосновывать свой результат.
u Устная самооценка
Сегодня на уроке:
• Я научился…
• Было интересно…
• Было трудно…
• Могу похвалить себя за то, что…
• Больше всего мне понравилось…
• Мне показалось важным…
• Для меня было открытием то, …
Особенностью контрольно-измерительных материалов по оценке универсальных учебных действий в том, что их оценка осуществляется по заданиям, представленным в трех формах, которые включаются как в контрольные работы по отдельным предметам, в комплексные работы на межпредметнойоснове, и отдельную диагностику.
По итогам выполнения работ выносится оценка (прямая или опосредованная) сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованная оценка сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий.
Мониторинг сформированностиметапредметных универсальных учебных действий позволит увидеть личный прогресс каждого ученика и даст возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими. А также поможет скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса.
Результаты освоения универсальных учебных действий учитываются при выведении итоговых годовых отметок по предмету.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.