Формирование слоговой структуры слова, виды нарушений, этапы работы при моторной алалии
Оценка 4.8

Формирование слоговой структуры слова, виды нарушений, этапы работы при моторной алалии

Оценка 4.8
pdf
Детсад
17.11.2022
Формирование слоговой структуры слова, виды нарушений, этапы работы при моторной алалии
В статье дана характеристика этапов формирования слоговой структуры слова в онтогенезе, типы нарушений и определены направления работы по коррекции ССС при моторной алалии
нарушене ССС при МА.pdf

Формирование слоговой структуры слова, виды нарушений, этапы работы при моторной алалии

 

Одним из показателей речевого развития ребенка является формирование слоговой структуры слова.  Разберемся с возрастными нормами формирования данного показателя в онтогенезе. 

Исходя из схемы системного развития нормальной детской речи, составленной Н. С. Жуковой по материалом книги А. Н. Гвоздева Вопросы изучения детской речи, этапы формирования слоговой структуры слов

соотносятся           со           следующими          возрастными           периодами:

1год 3месяца, 1год 8 месяцев.

Ребёнок часто воспроизводит один слог услышанного слова, ударный, или два одинаковых слога, га га га, ту ту.

1год 8месяцев, 1год 10 мес.

Воспроизводятся двусложные слова, в трёх сложных словах оказывается один  из слогов, мако молоко.

1год 10мес. 2года 1мес.

В трёх сложных словах иногда всё ещё опускается слог, чаще предударный, кусу укушу, может сокращаться количество слогов в четырёх сложных словах. 2года 1мес. 2года 3мес.

В многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда приставки, зацепилась.

2года 3мес. - 3года.

Слоговая структура нарушается редко, главным образом в малознакомых словах.

В случаях речевой патологии данные возрастные нарушения к трём годам не исчезают из детской речи, а, наоборот, приобретают ярко выраженный, стойкий характер.

Типы слоговой структуры по возрастанию уровня сложности

Выделяют 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности (классификация слов по А.К. Марковой).  Учитывать данную классификацию  необходимо и при обучении чтению. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов:

1.                  Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети).

2.                  Трехсложные слова из открытых слогов (охота, малина).

3.                  Односложные слова (дом, мак).

4.                  Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель).

5.                  Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).

6.                  Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).

7.                  Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон).

8.                  Трехсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).

9.                  Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягненок, половник).

10.             Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрешка).

11.             Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф).

12.             Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт).

13.             Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плетка, кнопка).

14.             Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).

Выделяются следующие нормы развития слоговой структуры слова у детей разной возрастной категории:  

3 года: воспроизведение слов, состоящих:

-     из 2-х слогов, например, (вата, ива, сова и т. д.),

-     из 3-х слогов (кабина, машина, утята и т.д.)

-     из 1 слога, например, (мак, сок, дым, и т.д.)

4-5 лет: воспроизведение слов:

-из          открытых   слогов        без    стечения     согласных (малина, пуговица,помидоры…);

-из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова (снег, капуста, крыша, кошка, мостик, скворечник, простокваша, лекарство, сквозняк,          телевизор, сковорода, свисток,      милиционер,       аквариум, парикмахерская, строительство...) Ребенок должен уметь:

-   назвать предметные картинки;

-   повторить слова за взрослым;

-   ответить на вопросы (Где подстригают волосы?..).

После 5 лет дети повторяют за взрослым предложения с большой концентрацией сложных слов, например:

Водопроводчик чинил водопровод.

Милиционер регулирует уличное движение.

В аквариуме плавают разноцветные рыбки.

Строители работают на строительстве высотного дома.

Волосы подстригают в парикмахерской.

Кроме того, детям могут самостоятельно составить предложения по сюжетным картинкам.

Дети школьного возраста должны уметь выполнять задания, как в устной, так и в письменной форме:

-     чтение слов сложной слоговой структуры;

-     чтение предложений, насыщенных словами разного типа;

-     чтение скороговорок;

-     списывание сложных слов и предложений.

Одним из наиболее трудных для коррекции среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста является как раз нарушение слоговой структуры слов, которое обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавления новых слогов или звуков). Логопедическая работа по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова представляет собой часть общей коррекционной работы в преодолении речевых нарушений. И достаточно часто подобные задания учитель-логопед может рекомендовать для повторения дома. Особенно это актуально для детей с моторной алалией.

А.К.Маркова выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры слова:

1.   Нарушение количества слогов:

       Сокращение (пропуск) слога: «моток» - молоток;

       Опускание слогообразующей гласной: «пинино» - пианино;

       Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных: «команата» - комната;

2.   Нарушение последовательности слогов в слове:

       Перестановка слогов: «деворе» - дерево;

       Перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» - бегемот;

3.   Искажение структуры отдельного слога:

       Сокращение стечений согласных: «тул» - стул;

       Вставки согласных в слог: «лимонт» - лимон;

4.   Уподобление слогов: «кококосы» - абрикосы;

5.   Персеверации (циклическое повторение одного слога).

6.   Антиципации (замена предшествующих звуков последующими):

«нананасы» - ананасы;

7.   Контаминации (смешение элементов слов): «кабудка» - конура + будка. Для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации. Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова.

В коррекционной работе по преодолению нарушений ССС можно выделить 2 этапа:

       подготовительный, цель которого подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка; работа проводится на невербальном и вербальном материале;

       собственно коррекционный, цель которого непосредственная коррекция дефектов ССС у конкретного ребенка; работа ведется на вербальном материале.

Подготовительный этап

Подготовительный этап включает работу по следующим направлениям:

       формирование пространственных представлений и оптикопространственной ориентировки;

       развитие временно-пространственной ориентировки;

       развитие динамической и темпо-ритмической организации движений.

Коррекционный этап

Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Переход на следующий уровень осуществляется после усвоения материала предыдущего уровня.

Выделяются следующие уровни:

       уровень гласных звуков;

       уровень слогов;

       уровень слов;

       уровень коротких предложений;

       уровень чистоговорок, стихов и других текстов.

Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.

Формирование слоговой структуры слова, виды нарушений, этапы работы при моторной алалии

Формирование слоговой структуры слова, виды нарушений, этапы работы при моторной алалии

В случаях речевой патологии данные возрастные нарушения к трём годам не исчезают из детской речи, а, наоборот, приобретают ярко выраженный, стойкий характер

В случаях речевой патологии данные возрастные нарушения к трём годам не исчезают из детской речи, а, наоборот, приобретают ярко выраженный, стойкий характер

Двухсложные слова с двумя стечениями согласных ( плетка, кнопка )

Двухсложные слова с двумя стечениями согласных ( плетка, кнопка )

Кроме того, детям могут самостоятельно составить предложения по сюжетным картинкам

Кроме того, детям могут самостоятельно составить предложения по сюжетным картинкам

Перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» - бегемот; 2

Перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» - бегемот; 2

Коррекционный этап Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней

Коррекционный этап Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.11.2022