Формирование социально значимых ценностей и компетенций на уроках трудового обучения
Оценка 5

Формирование социально значимых ценностей и компетенций на уроках трудового обучения

Оценка 5
doc
24.03.2020
Формирование социально значимых ценностей и компетенций на уроках трудового обучения
Формирование социально значимых ценностей и компетенций на уроках трудового обучения.doc

 

 

Е. К. Паксянова

                    г. Саратов, ГБОУ С «Школа АОП № 1 г. Саратова»

 

Формирование социально значимых ценностей и компетенций на уроках трудового обучения

 

Важнейшей задачей специальной коррекционной школы является осуществление единства образования, воспитания и коррекции нарушений, имеющихся у школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Трудовое обучение, как и все остальные предметы, решает задачу всестороннего  обучения учащихся. Оно вносит  существенный вклад в физическое, умственное, эстетическое и нравственное образование.

Основная задача трудового обучения – дать школьникам начальное профессиональное образование, т.е. вооружить их доступными техническими и технологическими знаниями, профессиональными навыками и умениями, которые необходимы для работы по определенной специальности, подготовить работников физического труда, способных самостоятельно и на профессиональном уровне выполнять несложные виды работ на массовых производственных предприятиях   в условиях обычного трудового коллектива.

Формирование личности школьника с проблемами в развитии как профессионального деятеля – задача сложная и в высшей степени специфическая.  Всеобщими качествами такой личности как носителя социально значимого содержания является:

- определенная учебная компетентность, позволяющая ему профессионально, квалифицированно решать соответствующий, важный для себя и для общества, круг проблем;

- ценностные ориентации, гармонично включающие личность в процесс развития, ориентации, благодаря которым достигается согласование общественного и личного, всех жизненных проявлений (мотивов, целей);

- физические и духовные потенциалы (здоровье, воля, сила духа), достаточные для того, чтобы вести дело в нужном (для себя и для общества) направлении.

Для достижения  этих целей учителя трудового обучения ставят для себя следующие задачи:

1.     Включать каждого учащегося в доступные для него виды трудовой деятельности, обеспечивать готовность к социальному взаимодействию, общению.

2.     Всесторонне изучать особенности аномального ребенка для определения направлений индивидуальной работы.

3.     Оказывать индивидуальную поддержку и помощь в процессе обучения            с целью достижения более высокого уровня профессиональной подготовленности учащихся, обеспечивающей   интегративные процессы после окончания школы.

4.     Знакомить каждого учащегося с системой социальных и производственных отношений.

5.     Обеспечивать каждому ученику условия для реализации своих возможностей в общественно полезной и профессиональной деятельности, так как социально-трудовая адаптация        и реабилитация становятся реальным и естественным процессом лишь в том случае, если ребенок находится в условиях, способствующих раскрытию имеющихся у него способностей.

          Трудовое обучение способствует развитию положительных мотивов  и соответствующего эмоционального фона. Труд в учебных мастерских помогает  усвоению профессиональных знаний  и совершенствованию трудовых навыков, приобретению опыта ритмичной работы, формированию нравственных качеств, необходимых для работы в коллективе.

Большое педагогическое значение имеет систематичность в выполнении трудовых заданий.  На основе привычки к труду  в дальнейшем формируется такое необходимое качество, как потребность в труде, трудолюбие. Этому также способствует проведение общешкольных мероприятий трудовой направленности – таких как «Праздник труда», конкурс «Лучший по профессии».  Во время использования на уроке бригадного метода работы, у учащихся формируются такие качества, как умение работать в коллективе, ответственность за порученное дело, внимание, самоконтроль и взаимоконтроль.

Важной стороной подготовки к труду и самостоятельной жизни наших учеников является воспитание у них стойкого интереса к изучаемой специальности, положительного эмоционального  отношения к ней, адекватной      оценки своих возможностей. Стремление увидеть продукт своего  труда законченным, аккуратным, красиво сделанным способствует эстетическому развитию. Трудовая деятельность  с самого начала должна стать нужной, интересной и эстетически привлекательной для ученика. В такой деятельности дети общаются с взрослыми и  сверстниками, накапливают определенный запас знаний, перенимают отношения взрослых. Следовательно, учитель должен своим отношением к работе, внешним видом, манерой общения быть примером для подражания.

 Посильное трудовое задание способствует   выработке у учеников  умения соотносить  свои действия с конечной целью  и выбирать рациональные способы и средства для их осуществления.

На уроках трудового обучения учащиеся знакомятся  с основами трудового законодательства: правилами приема и увольнения работника, системой оплаты и охраной труда.

Значительную роль в процессе трудового обучения играют экскурсии. Они способствуют притоку новой информации, позволяют обогащать речевой запас учащихся.

Определенное количество понятий и слов удается закрепить уже в ходе экскурсии, а в последующем вывести на уровень активного использования. Экскурсии предшествует вводная беседа   в классе или на месте ее проведения. Учитель нацеливает учащихся на самостоятельные наблюдения, отвечает на вопросы.

 Экскурсии в мастерские, на промышленные предприятия готовят учащихся к выбору профессии, расширяют их кругозор. Экскурсия в магазин (например «Ткани»)    помогает   приобрести    определенные экономические знания – научиться правильно рассчитать нужное количество ткани и необходимую  сумму денег. Во время экскурсий расширяется сфера общения детей, обогащается их социальный опыт, развиваются познавательные способности.

Трудовое обучение и воспитание, решая коррекционные, воспитательные, образовательные задачи, помогает  формированию  различных         положительных качеств личности, компенсирует имеющиеся дефекты, и в конечном итоге  способствует  социально-трудовой адаптации учащихся.

 

 

Литература

1.     Дульнев Г. М. «Вопросы трудового обучения  во вспомогательной школе» М. «Просвещение» 1965

2.     Мачихина В.Ф. «Воспитательная работа во вспомогательной школе» М. «Просвещение»1980

3.     Сборник Новые подходы      к профессиональному обучению  детей в специальном коррекционном учреждении VIII  вида.2004

4.     Мирский С. Л.  Методика  профессионально – трудового  обучения  во  вспомогательной  школе. М 1988г.


Е. К. Паксянова г

Е. К. Паксянова г

Для достижения этих целей учителя трудового обучения ставят для себя следующие задачи: 1

Для достижения этих целей учителя трудового обучения ставят для себя следующие задачи: 1

Большое педагогическое значение имеет систематичность в выполнении трудовых заданий

Большое педагогическое значение имеет систематичность в выполнении трудовых заданий

Определенное количество понятий и слов удается закрепить уже в ходе экскурсии, а в последующем вывести на уровень активного использования

Определенное количество понятий и слов удается закрепить уже в ходе экскурсии, а в последующем вывести на уровень активного использования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2020