Формирование технологической, финансовой грамотности в инжиниринге на условиях наставничества в технологическом лицее
Оценка 4.8

Формирование технологической, финансовой грамотности в инжиниринге на условиях наставничества в технологическом лицее

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
pdf
Междисциплинарный 4
Взрослым
19.06.2023
Формирование технологической, финансовой грамотности в инжиниринге на условиях наставничества в технологическом лицее
Формирование функциональной грамотности в технологическом лицее имеет основные направления, включающие формирование технологической и финансовой грамотности в условиях раннего профессионального самоопределения. Представленный постатейный блок раскрывает порядок организации деятельности в инжиниринге, в условиях наставничества в технологическом лицее
Интеграция_2023_Лицей_120.pdf

XXIV

 Международная заочная

научно-практическая

конференция                                             

ИНТЕГРАЦИЯ

МЕТОДИЧЕСКОЙ

(НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ) РАБОТЫ

Москва – Челябинск                                                            И СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и науки Челябинской области

Международная академия наук педагогического образования

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования

«Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»

 

 

 

 

 

 

 

ИНТЕГРАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ (НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ) РАБОТЫ И СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ

 

 

 

Материалы XXIV Международной научно-практической конференции

 

 

 

Москва – Челябинск, 20 апреля 2023 г.

 

 

 

Научное электронное издание

 

 

Челябинск

ЧИППКРО

2023

 

МАНПО, 2023

© ГБУ ДПО ЧИППКРО, 2023

 

ISBN 978-5-503-00472-4

 

УДК 351/354

ББК 74.56

И73

Ответственный редактор

Д. Ф. Ильясов, доктор педагогических наук, профессор 

 

Редакционная коллегия: 

C. В. Жаркова, Н. О. Николов, А. А. Севрюкова, Е. А. Селиванова, 

Е. В. Коваленко, Е. С. Красницкая, К. С. Буров 

 

Рецензенты:

Н. А. Рачковская, профессор кафедры педагогики и современных образовательных технологий ГОУ ВО Московской области «Московский государственный областной университет», доктор педагогических наук, профессор

И. Д. Белоновская, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», доктор педагогических наук, профессор

Н. Е. Скрипова, заведующий кафедрой начального образования ГБУ ДПО ЧИППКРО, доктор педагогических наук, доцент

 

Интеграция методической (научно-методической) работы и систе-

И73 мы повышения квалификации кадров [Электронный ресурс] : материалы XXIV Межд. научно-практ. конф. / Межд. академия наук пед. образования; Челяб. институт перепод. и пов. квал. работ. образ. ; отв. ред. Д. Ф. Ильясов. – Электрон. текстовые дан. (1 файл: 9,94 Мб). – Челябинск : ЧИППКРО, 2023. – 1 электрон. опт. диск (CD-R). – Систем. требования: PC от 1 ГГц; 512 Мб RAM; 19,9 Мб свобод. диск. пространства; CD-привод; ОС Windows XP и выше; ПО для чтения pdf-файлов. – Загл. с экрана.

ISBN 978-5-503-00472-4

 

Текстовое электронное издание

 

В сборнике материалов научно-практической конференции опубликованы доклады, посвященные широкому спектру проблем в области развития системы профессионального и дополнительного профессионального образования, анализу перспектив развития системы повышения квалификации кадров в условиях сохранения целостности российской национальной системы профессионального образования и обеспечения стабильности ее развития, определению направлений развертывания системы методической работы в образовательных учреждениях. 

УДК 351/354 ББК 74.56

 

Ответственность за аутентичность и точность цитат, имен, названий и иных сведений, а также за соблюдение законов об интеллектуальной собственности несут авторы публикуемых материалов. Материалы публикуются в авторской редакции.

 

Все права на размножение и распространение в любой форме остаются за разработчиком. Нелегальное копирование и использование данного продукта запрещено.

 

МАНПО, 2023

                   ISBN 978-5-503-00472-4                                                      ГБУ ДПО ЧИППКРО, 2023

 

The ministry of education of the Russian Federation

Education and science ministry of the Chelyabinsk region

International academy of pedagogical education sciences

Chelyabinsk institute of retraining and improvement

Professional skill

 

 

 

 

 

 

 

 

INTEGRATING METHODOLOGICAL (SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL) WORK AND SYSTEM OF PERSONNEL DEVELOPMENT

 

 

 

Materials of XXIV International 

Scientific and Practical Conference

 

 

 

Moscow – Chelyabinsk, 20 April 2023

 

 

Scientific electronic publication

 

 

 

 

Chelyabinsk

CIRIPS

2023

 

IAPES, 2023 © CIRIPS, 2023

 

ISBN 978-5-503-00472-4

 

UDC 351/354

BBC 74.56

I-73

Managing editor

D. F. Ilyasov, Doctor of educational sciences, professor

 

Editorial board:

S. V. Zharkova, N. O. Nikolov, A. A. Sevrykova, Е. A. Selivanova, 

E. V. Kovalenko, E. S. Krasnitskaya, K. S. Burov 

 

Reviewers:

N. A. Rachkovskaya, Professor of the Department of Pedagogy and Modern educational technologies GOU HE of the Moscow region “Moscow State Regional University”, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor I. D. Belonovskaya, Professor of the Department of General and Professional Pedagogy, Orenburg State University, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor

N. E. Skripova, Head of the Department of Primary Education GBU DPO

CHIPPKRO, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor

 

 

Integrating methodological (scientific and methodological) work and

I-73 system of personnel development [Electronic resource] : materials of XXIII international extramural scientific and practical conference / International academy of pedagogical education sciences; Chelyabinsk institute of retraining and improvement professional skill ; ed. D. F. Ilyasov. – Electron. text data (1 file: 9,94 Mb). – Chelyabinsk : CIRIPS, 2023. – 1 electron. opt. disk (CD-R). – System requirements: PC from 1 GHz; 512 Mb RAM; 19,9 Mb freedom. the disk. spaces; CD drive; OS Windows XP and higher; pdf reader software. – Title from the screen. ISBN 978-5-503-00472-4

 

Text-based electronic public

 

The collections of materials of scientific and methodological conference contains articles devoted to the wide range of problems of professional and vocational professional training development. Perspectives of professional training system development and stability of its functioning in conditions of preserving its national specific features are analyzed. It is also made an attempt to define the direction of methodological work in educational institutions. 

UDC 351/354

BBC 74.56

 

Authors of published materials are responsible for the authenticity and accuracy of citations, names, titles and other information and for the compliance with intellectual property laws. All materials are published in author's edition.

 

All rights to reproduction and distribution in any form remain with the developer. Illegal copying and use of this product is prohibited.

 

IAPES, 2023 ISBN 978-5-503-00472-4 CIRIPS, 2023

 

 

 

 

 

 

 

Научное электронное издание

 

 

 

 

 

Ответственный редактор Д. Ф. Ильясов 

Технический редактор Н. О. Николов 

Ответственный за выпуск А. Э. Санько

Дизайн обложки: М. В. Соглаева 

 

 

 

 

Дата подписания к использованию: 15.06.2023

Объем издания: 9,94 Мб

Комплектация издания: 1 электрон. опт. диск (CD-R)

Тираж 10 экз. Заказ № 33

 

 

 

ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»

454091, г. Челябинск, ул. Красноармейская, д. 88

Тел. 8 (351) 263-89-35 www.ipk74.ru; e-mail: [email protected]

 

 

 


Образец для цитирования статьи:

Колесова, Н. А. Использование метода сказкотерапии в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья / Н. А. Колесова // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров : материалы XXIV Межд. научно-практ. конф. / Межд. академия наук пед. образования; Челяб. институт перепод. и пов. квал. работ. образ. ; отв. ред. Д. Ф. Ильясов. – Челябинск : ЧИППКРО, 2023. ‒ С. 196–202.

 

 

 

УДК 373.1

Галина Владимировна Зайцева

Елена Рафаиловна Айчувакова

Россия, г. Челябинск [email protected] [email protected] 

Технология наставничества как средство формирования современных компетенций инжиниринга в условиях технологического лицея

Galina Vladimirovna Zaitseva

Elena Rafailovna Aichuvakova

Russia, Chelyabinsk

Mentoring technology as a means of forming modern engineering competencies in the conditions of a technological lyceum

Аннотация. Статья раскрывает способы взаимодействия с обучаемыми в образовательном пространстве технологического лицея с целью формирования знаний, умений, навыков, компетенций в области функциональной грамотности (технологической, финансовой) через организацию наставнической деятельности. 

Abstract. The article reveals the ways of interaction with students in the educational space of the technological lyceum in order to form knowledge, skills, competencies in the field of functional literacy (technological, financial) through the organization of mentoring activities.

Ключевые слова: инжиниринг, наставничество, профессии будущего, востребованных качеств успешного человека.

Keywords: engineering, mentoring, professions of the future, demanded qualities of a successful person.

 

Деятельность нашего технологического лицея построена таким образом, чтобы ученик внутри образовательной организации мог сформировать, прежде всего, знания, умения, а также навыки и компетенции рабочих интеллектуальных профессий, принципы внедрения которых заложены Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года [1].

Воспитательная среда лицея сформирована для обучающихся с целью раннего самоопределения будущей профессии в зависимости от собственных желаний и пристрастий, с учетом направлений релевантной деятельности Челябинской области, включая применение профессиональных компетенций в предпринимательстве.

Способность к стремительному определению необходимой, соответствующей моменту, точки отсчета нового направления в избранной деятельности требует становления не только в области функциональной грамотности в целом, включающей финансовую грамотность и креативность, но и в формировании личностного сознания, включающего, инженерно-технологическое, информационно – технологическое, экономическое, предпринимательское на фоне формирования развития общества. 

Это предопределило активное развитие системы наставничества в лицее, внутри которой действуют основные модели: «учитель – учитель», «учитель – ученик», «ученик – ученик», «учитель – мастер производственного обучения – ученик», внутри которых формируется взаимодействие между участниками, в результате которого ученик способен определиться с будущим направлением деятельности, работать на формирование знаний, умений, компетенций, которые помогут быстрому освоению актуальной моменту профессии или открытию бизнеса и продвижению востребованной временем предпринимательской деятельности.

Формирование дополнительных компетенций происходит в совместной деятельности с наставниками, готовыми подсказать, как пройти путь исследования новых направлений деятельности. Фактически школьники нашего лицея, находящиеся в постоянном поиске и себя, и новых идей, совместно с учителями-наставниками формируют собственный путь в инжиниринге, который определяется «в широком смысле как творческая деятельность, сфера саморазвития личности, воображение и умение преодолевать стандартные решения, и одновременно рассматривается и в конкретном значении, как практическая деятельность по разработке идей, проектов технического характера, их практической разработки, продвижения, использования в повседневной жизни» [2, с. 4]. 

В целом инжиниринг провоцирует новаторов на создание новых объектов, формирует приемы их оптимальной эксплуатации, продумывает их использование, опираясь на глубокие знания науки и практику применения. 

В лицее инжиниринг нашел свое место в качестве консультационного ресурса развития обучающихся, который реализуется в методической лаборатории «Основы инжиниринга и финансовой эрудиции» с целью персонализации при формировании функциональной грамотности (технологической и финансовой) у обучающихся с использованием практики наставничества.

Оптимизация деятельности современного предприятия или отдельных ее процессов может быть связана и с реинжинирингом, услуги которого могут предоставить и инжиниринговые компании в том числе, и непосредственно работники действующего предприятия, если «реинжирингом называется определенная последовательность действий работника компании, конечная цель которых – появление новой услуги или продукта для потенциального клиента» [7, с. 60] 

На основании выявленных признаков инжиниринга, можно сказать, что инжиниринг – это область, в которой работают и для которой требуются люди, обладающие особыми знаниями и качествами, включаемые в перечень востребованных качеств успешного члена современного общества: 

1)  высокий профессионализм с адаптацией к новой деятельности;

2)  критичность мышления на основе рефлексии и анализа ситуации; 

3)  решение задач на основе креативности и творческого подхода;

4)  умение проявить себя в представлении решения задачи;

5)  искусство самопрезентовать свои возможности; 6) мастерство объединения людей на основе общих целей;

7)  работа в команде и управление персоналом на основе общих целей;

8)  владение техникой управления конфликтами в коллективе;

9)  проявление способности формировать обоснованные суждения; 

10)                     призвание к выявлению и определению наиболее необходимой во времени задачи, с переключаемостью на ее решение в поставленные сроки;

11)                     навык одновременного решения нескольких задач [6, c. 337]. 

В лицее в методической лаборатории «Основы инжиниринга и финансовой эрудиции» объединены учителя, мастера производственного обучения, ученики, родители, обладающие способностью к наставнической деятельности, в рамках которой наставники дают консультации подопечным. 

Требования к качеству образования существенно меняются, и сегодня выпускник школы должен быть человеком, способным жить в высокотехнологичном, конкурентном мире, проявляя свою творческую активность в профессиональной деятельности. Для раскрытия собственного потенциала, выпускник школы должен обладать определенными компетенции, так называемыми Soft Skills (изменяемая «прокачка» сотрудников, «надмозговые» способности), 4К – то, что сделает современных людей понастоящему успешными: креативность, критика, коммуникация и координация [6, c. 336].

В основу жизнедеятельности продвинутого человека положена трудовая деятельность технологического характера, которая определяет его возможности в области технологической компетенции в современном мире высоких технологий, включающих IT-технологии и интеллектуальный труд.

«Как показывает мировой опыт общего образования молодежи, предметная область «Технология» является необходимой третьей компонентой общего образования школьников наряду с гуманитарной и естественно-научной компонентами, предоставляя им возможность применить на практике и творчески использовать знания основ наук в области проектирования, конструирования и изготовления изделий. Тем самым обеспечивается преемственность перехода обучающихся от общего к профессиональному образованию, непрерывному самообразованию и трудовой деятельности» [8, c. 7].

Профессии будущего носит высокотехнологичный характер, требует организации интеллектуального труда на основе широких знаний информационных технологий, формирования технологических, экономических, предпринимательских, а значит, и инжиниринговых компетенций, развития в области деятельности с применением искусственного интеллекта и изобретений. В технологическом лицее имеется база для подготовки современного работника, способного к развитию профессиональных технических навыков, в том числе с целью формирования навыков деятельности в области искусственного интеллекта.

Однако важно формировать поле возможностей не только на базе лицея, но и на базе средне специальных организаций в рамках сетевого взаимодействия на основе заключенного договора. В этом случае наставниками являются педагоги школы и мастера производственного обучения СПО, обучающиеся имеют возможность пройти профессиональные пробы на специализированном современном оборудовании под руководством опытного наставника. Реализация модели «учитель – мастер производственного обучения – ученик» наставничества позволяет конкретизировать траектории профессионального развития школьника. 

Для достижения целевого показателя – 70% охвата наставнической деятельностью обучающихся лицея является модель «ученик – ученик», когда привлекаются наиболее успешные ученики, проявившие себя в учебе, в общественной деятельности лицея, добившиеся успеха на олимпиадах, на профессиональных чемпионатах, берут на себя подготовку учеников, имеющих некоторые дефициты. 

При формировании диад (наставнических пар) основными, первичными действиями являются назначение координатора и формирование наставнических пар, внутри которых и выявляются способные к наставничеству ученики, перенимающие опыт учителей и мастеров производственного обучения.

Для организации деятельности модели «ученик – ученик», применяются варианты создания и развертывания деятельности наставнических пар, представленные на рисунке 1.

 

Рис. 1. Схема формирования команды единомышленников

 

Таким образом, внутри образовательной организации в воспитательном пространстве формируется сообщество учителей, мастеров производственного обучения, продвигающихся к цели школьников, объединенных единой идеей, единым стремлением к успеху, которое естественным образом перерастает в единую команду, способную к достижению более высоких успехов в условиях взаимной поддержки, способной к выполнению общих задач образовательного учреждения. Сформированная команда работает в условиях инжиниринга и реинжиниринга, аккумулируя новые идеи, в том числе участием в новых разработках и проектах.

 

Библиографический список

1.   Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р. – URL: www.garant.ru https:// /products/ipo/ prime/doc/403709682/?ysclid=lecaprfqmy71776205 (дата обращения: 20.02.2023).

2.   Алексенцева, С. Е. Комплекс предложений по внедрению инженерного проектирования в учебный процесс с учетом исторически традиционно сложившихся форм занятости, труда, мышления и образа проживания / С. Е. Алексенцева // Образование и педагогика: перспективы развития: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 16 октября 2020 года / БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики. – Чебоксары : Общество с ограниченной ответственностью «Изд. дом «Среда», 2020. – С. 166‒169.

3.   Андрюшков А. А. Примеры и модели кружков НТИ

rukami.lektorium.tv. – URL: https://rukami.lektorium.tv/modelikruzhkov-nti-roc (дата обращения: 20.02.2023).

4.   Вылегжанина, И. В. Довузовский период подготовки будущих инженеров в условиях дополнительного образования детей / И. В. Вылегжанина // Инженерное образование. – 2017. – № 21. – С. 181–185.

5.   Гришанова, Л. И. Бизнес-инжиниринговые системы /

Л. И. Гришанова, Д. С. Веселков // Системный анализ и логистика. – 2020. – № 1 (23). – С. 20–24.

6.   Зайцева, Г. В. Внедрение поэтапного наставничества с целью формирования гибких компетенций, имиджа обучающихся технологического лицея / Г. В. Зайцева, М. Е. Ильина // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования : материалы XXI Межд. научно-практ. конф. / Межд. академия наук пед, образования; Челяб, институт перепод. и пов. квал. работ. образ. ; отв. ред. Д. Ф. Ильясов. – Челябинск : ЧИППКРО, 2022. 

7.   Прудников, И. А. Реинжиниринг бизнес-процессов предприятия в условиях турбулентной среды / И. А. Прудников // Путеводитель предпринимателя. – 2022. – Т. 15, № 2. – С. 57‒62. 

8.   Хотунцев, Ю. Л. Технологическое образование школьников в Российской Федерации и ряде зарубежных стран. ‒ Москва : МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2012. ‒ 199 с.

 

References

1.On approval of the Concept for the Development of Additional Education for Children until 2030 and the Action plan for its Implementation Decree of the Government of the Russian Federation No. 678-r dated March 31, 2022. URL: www.garant.ru https:// products/ipo/prime/doc/403709682/?ysclid=lecaprfqmy71776205 (Accessed February 20, 2023).

2.   Aleksentseva, S. E. A set of proposals for the introduction of engineering design into the educational process, taking into account historically traditionally formed forms of employment, labor, thinking and lifestyle / Education and pedagogy: prospects for development: a collection of materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Cheboksary, October 16, 2020 / BU CR DPO “Chuvash Republican Institute of Education” of the Ministry of Education and Youth Policy of the Chuvash Republic. Cheboksary: Limited Liability Company “Publishing House “Wednesday”, 2020, pp. 166–169.

3.   Andryushkov A. A. Examples and models of circles of NTI rukami.lektorium.tv. URL: https://rukami.lektorium.tv/modelikruzhkov-nti-roc (accessed 20.02.2023).

4.   Vylegzhanina, I. V. The pre-university period of training future engineers in the conditions of additional education of children / Engineering education, 2017, No. 21, pp. 181–185.

5.   Grishanova, L. I., Veselkov, D. S. Business engineering systems / System analysis and logistics, 2020, No. 1 (23), pp. 20–24.

6.   Zaitseva, G. V., Ilyina, M. E. Introduction of step-by-step mentoring in order to form flexible competencies, the image of students of the technological Lyceum / Modernization of the system of vocational education on the basis of regulated evolution : materials of the XXI International Scientific and Practical Conference / Inter. Academy of Sciences of ped, education; Chelyabinsk, Institute of Retraining. and pov. qual. works'. image. ; ed. by D. F. Ilyasov. Chelyabinsk:

CHIPPCRO, 2022.

7.   Prudnikov, I. A. Reengineering of business processes of an enterprise in a turbulent environment / Entrepreneur's Guide, 2022, Vol. 15, No. 2, pp. 57–62.

8.   Khotuntsev, Yu. L. Technological education of schoolchildren in the Russian Federation and a number of foreign countries. Moscow: Bauman Moscow State Technical University, 2012. 199 p.

 

Образец для цитирования статьи:

Зайцева, Г. В. Технология наставничества как средство формирования современных компетенций инжиниринга в условиях технологического лицея / Г. В. Зайцева, Е. Р. Айчувакова // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров : материалы XXIV Межд. научно-практ. конф. / Межд. академия наук пед. образования; Челяб. институт перепод. и пов. квал. работ. образ. ; отв. ред. Д. Ф. Ильясов. – Челябинск :

ЧИППКРО, 2023. ‒ С. 203–210.


УДК 371.3

Галина Владимировна Зайцева

Любовь Владимировна Мартыненко

Россия, г. Челябинск [email protected] 

[email protected]

Формирование финансовой грамотности на уроках математики

Galina Vladimirovna Zaitseva

Lyubov Vladimirovna Martynenko

Russia, Chelyabinsk

Formation of financial literacy in math lessons Аннотация. Статья раскрывает способы и возможности формирования функциональной грамотности на уроках математики в 8–9 классах. Приведены примеры применения некоторых задач.  

Abstract. The article reveals the ways and possibilities of forming functional literacy in mathematics lessons in grades 8–9. Examples of the application of some tasks are given.

Ключевые слова: технологический лицей, математика, математическая и финансовая грамотность, функциональнограмотный человек. 

Keywords: technological lyceum, mathematics, mathematical and financial literacy, functionally literate person.

 

Деятельность современной школы связана с формированием функционально-грамотной личности. В технологическом лицее изучению точных наук (математике, физике и прикладным наукам: экономике, информатике, технологии предпринимательства) уделяется значительное внимание. 

С помощью решением задач экономического содержания формируется и математическая, и финансовая грамотность на уроках математики, что позволяет обучающимся оценить математику, в качестве прикладной науки, мотивировать их на изучение математики, а получаемые в процессе изучения математики знания и компетенции рассматривать, как предмет практического применения в реалиях будущей жизни. 

Задача 1 по теме математике: «Возведение в натуральную степень» – может одновременно представить и раскрыть способы расчетов для принятия решения участия в инвестиционных программах: «Сергею поступило предложение: инвестировать в размере 30 000 условных единиц (у. е.), с условием: через 10 лет инвестор сможет продать свою долю. Инвестору предложена ставка 5% годовых. Вопрос: Рассчитать, какую сумму сможет получить Сергей Иванович в конце 10-го года, при условии согласия принять именно это инвестиционное предложение с применением округления до целых. В решении задачи применена формула на вычисление сложных процентов S = P * (1 + i) n, S = 30 000 * (1 + 0,05)10 = 48 866 (у. е.).  Ответ: полученная сумма к концу 10-го года 48 866 (у. е.).

Решение задачи нарабатывает навыки: сложение десятичных дробей, возведение в натуральную степень, умножение натурального числа на десятичную дробь; округление результата до целого

Задача 2, на вычисление сложных процентов, дает возможность принятия решения для размещения денежных средств на депозите: Сергей разместил депозит на сумму 2000 (у. е.) под 4% годовых на 2 года. По истечении двух лет Сергей снял деньги со счета для размещения в другом банке, где ставка составляет 5% годовых, срок пользования 4 года. Вопрос, поставленный в задаче, формирует как математические навыки, так и навыки принятия финансовых решений: рассчитать выгоду первого вклада на первом счете с определением остатка на втором счете к концу 4 года с округлением до целых. В решении задачи раскрываются темы математики: 

1)  2000 * (1 + 0,04)2 = 2163,2 (у. е.) расчет общей суммы на депозите в конце второго года связан со сложением и умножением десятичных дробей. 

2)  2163,2 – 2000 = 163,2 163 (у. е.) в расчете выгоды на первом счете, в расчете применено вычитание десятичных дробей. 

3)  [2000*(1 + 0,04)2]*(1 + 0,05)4 = 2629,38312 2629 (у. е.) – сумма, доступная на 2-м счете в конце 4-го года определяется сложением. Таким образом, ответ равен 2629 (у. е.) с округлением до целого.

Задача 3 раскрывает выгоду по депозиту по простой ставке. Федор положил 3000 у. е. на депозит под простую ставку процента, равную 4%. Через 4 года Федор решил совершить крупную покупку и снял деньги с депозита. Рассчитать общую сумму процентов, начисленных в течение четырех лет с определе-

                                                                                                                                                                                427

 

нием суммы, доступной Федору по истечении указанного срока с округленным до целых. В решении применяется формула простых процентов для вычисления простых процентов по депозиту: 1) I = P*n*i = 3000*4*0,04 = 480 (у. е.) путем умножения десятичных дробей и сложением простых чисел рассчитана общая сумма процентов, начисленных в течение четырех лет депозита: 2) S = P + I = 3000 + 480 =3480 (у. е.) выявлена наращенная сумма, доступная по истечении четырех лет, получен ответ, отражавший сумму процентов 480 (у. е.) и полную доступную сумму по депозиту за 4 года в размере 3480 (у. е.).

Задача 4 отражает возможности реализации мечты за счет кредита и предоставлена условием: Григорий мечтает о приобретении прогулочной яхты для отдыха летом. Банк предлагает Григорию кредит в размере 650 000 у. е. С учетом сложной ставки 4% годовых. Григорий может погасить кредит только через 2 года, но не раньше. Рассчитать, сумму, которую Григорий заплатит в конце второго года. Решение осуществляется за счет формулы сложных процентов: 1) S = P * (1 + i) n = 650 000 * (1 +

0,04)2 = 703 040 (у. е.) – сумма, необходимая к погашению к концу второго года. Таким образом, в ответе задачи, решенной заемщиком, принимается решение и о покупке, и об использовании кредитного займа в момент, когда стоимость мечты возрастет от 650 000 у. е. до 703 040 у. е.

Таким образом, применение финансовых задач в некоторых темах математики раскрывает ученикам практическую сторону применения математической грамотности и формирует финансовую грамотность.

В основе финансовой грамотности объединяются понимание экономической сути процессов и умение производить необходимые расчеты. Уметь рассчитать экономическую, финансовую задачу – уметь применить в нужный момент математические компетенции для овладения финансовыми компетенциями. Понимание экономической, финансовой сути происходящего включает креативность мышления и владение глобальными компетенциями [1, c. 198].

Решение финансовых задач на уроках математики с предоставление пояснения о полученном результате формирует и читательскую грамотность: внимательное чтение задачи, вдумчивое определение порядка ее решения дает обучающемуся понимание ценности читательской грамотности.  

В технологическом лицее широко применяется система внеурочной подготовки по направлению «Финансовая грамотность» с целью формирования функционально подготовленного гражданина под руководством опытного наставника. Под руководством наставника сформированная финансовая грамотность обучающихся представляется в проектах и отражается результативным участием в олимпиадах. 

 

Библиографический список

1. Ганжа, И. П. Формирование элементов финансовой грамотности на уроках математики в основной школе / И. П. Ганжа // Актуальные проблемы развития математического образования в школе и вузе : материалы IX международной научнопрактической конференции, Барнаул, 17–18 октября 2017 года / под редакцией Э. К. Брейтигам, И. В. Кисельникова. – Барнаул : Алтайский государственный педагогический университет,

2017. – С. 196–200. 

2.   Зайцева, Г. В. Математика в школе как основа формирования финансовой грамотности / Г. В. Зайцева, Л. В. Мартыненко, Е. Р. Айчувакова // Интеграция методической (научнометодической) работы и системы повышения квалификации кадров : материалы XXIII Международной научно-практической конференции, Челябинск, 20 апреля 2022 года. – Челябинск : ЧИППКРО, 2022. – С. 330–338.

3.   Зайцева, Г. В. Формирование новой образовательной среды в условиях реализации ФГОС ООО за счет внедрения наставничества / Г. В. Зайцева, М. Ю. Пашкова // Современные образовательные технологии как инструмент совершенствования профессиональной компетентности педагога : сборник научнопрактических материалов V Международной научнопрактической конференции. Вып. 5, Т. 1 / сост. и ред. В. Р. Абрамовских, Л. Н. Чипышева и др. – Челябинск : МБУ ДПО ЦРО, 2022. – С. 197–201.

4.   Задачник с ответами для учащихся школ (6–9 классы) по финансовой математике https://www.fin-olimp.ru/. – URL: https://www.fin-olimp.ru/wp-content/uploads/7.zadachn.pdf?ysclid= lf518u1hhy871574145 (дата обращения: 25.03.2023). 

5.   Муравин, Г. К. Сборник специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по алгебре 8 класса / Г. К. Муравин. – Москва : Дрофа, 2017. – 38 с.

                                                                                                                                                                                429

 

References

1.   Ganzha, I. P. The formation of elements of financial literacy in mathematics lessons at primary school. Actual problems of the development of mathematical education at school and university: Materials of the IX International Scientific and Practical Conference, Bar-

naul, October 17–18, 2017 / Edited by E. K. Breytigam, I. V. Kiselnikov. Barnaul: Altai State Pedagogical University, 2017, pp. 196‒200.

2.   Zaitseva, G. V., Martynenko, L. V., Aichuvakova, E. R. Mathematics at school as a basis for the formation of financial literacy. Integration of methodological (scientific-methodical) work and the system of advanced training of personnel : Materials of the XXIII International Scientific and Practical Conference, Chelyabinsk, April 20, 2022. Chelyabinsk: Chelyabinsk Institute of Retraining and Advanced Training of Education Workers, 2022, pp. 330‒338.

3.   Zaitseva, G. V., Pashkova, M. Yu. Formation of a new educational environment in the context of the implementation of FGOS LLC through the introduction of mentoring. Modern educational technologies as a tool for improving the professional competence of a teacher: a collection of scientific and practical materials of the V International Scientific and Practical Conference. Issue 5. Vol. 1 / comp. and ed. V. R. Abramovskikh, L. N. Chipysheva, E. V. Ulyanova, N. A. Zhernokova, S. V. Machinskaya. Chelyabinsk: MBU DPO CRO, 2022, pp. 197‒201. 

4.   A problem book with answers for school students (grades 6–9) in financial mathematics https://www.fin-olimp.ru. URL: https://www.fin-olimp.ru/wp-content/uploads/7.zadachn.pdf?ysclid=l f518u1hhy871574145 (accessed: March 25, 2023).

5.   Muravin, G. K. Collection of special modules on financial literacy for the UMK in mathematics of the 8th grade. Moscow: Bustard, 2017. 38 p.

 

Образец для цитирования статьи:

Зайцева, Г. В. Формирование финансовой грамотности на уроках математики / Г. В. Зайцева, Л. В. Мартыненко // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров : материалы XXIV Межд. научно-практ. конф. / Межд. академия наук пед. образования; Челяб. институт перепод. и пов. квал. работ. образ. ; отв. ред. Д. Ф. Ильясов. – Челябинск : ЧИППКРО, 2023. ‒ С. 426–430.


6.   Yuldasheva, A. N., Selivanova, E. A., Ilyasov, D. F. Formirovanie interesa k chteniyu u nizkomotivirovannyh i slabochitayushchih shkol'nikov. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie, 2020, No. 9, pp. 118‒123.

 

Образец для цитирования статьи:

Юлдашева, А. Н. Эффективные формы работы с родителями низкомотивированных и слабоуспевающих школьников / А. Н. Юлдашева // Интеграция методической (научнометодической) работы и системы повышения квалификации кадров : материалы XXIV Межд. научно-практ. конф. / Межд. академия наук пед. образования; Челяб. институт перепод. и пов. квал. работ. образ. ; отв. ред. Д. Ф. Ильясов. – Челябинск : ЧИППКРО, 2023. ‒ С. 438–444.

 

 

 

УДК 371.3

Галина Владимировна Зайцева 

Татьяна Алексеевна Елунина  Россия, г. Челябинск [email protected] [email protected]

Формирование финансовой грамотности на уроках географии в 5–6 классах технологического лицея

Galina Vladimirovna Zaitseva 

Tatiana Alekseevna Yelunina 

Russia, Chelyabinsk

Formation of financial literacy in geography lessons in the 5th and 6th grades of the Technological Lyceum Аннотация. Статья раскрывает способы и возможности формирования финансовой грамотности на уроках географии. Развитие финансовой грамотности осуществляется включением предметного содержания в планирование урока географии, раскрытием взаимосвязанного тематического планирования.

Abstract. The article reveals the ways and possibilities of forming financial literacy in geography lessons. The development of financial literacy is carried out by the inclusion of subject content in the planning of a geography lesson, the disclosure of interrelated thematic planning.

Ключевые слова: география, финансовая грамотность, функционально-грамотный человек, наставничество. 

Keywords: geography, financial literacy, functionally literate person, mentoring.

 

Изучение предмета «География» вызывает интерес современных обучающихся технологического лицея. Географические знания связаны с путешествиями по всему миру, которые совершают современные дети с раннего детства. Средства раскрытия многогранности мира, формируемые географическими знаниями, позволяют, если не применять их в путешествии сегодня, то дают возможность детям, нацеленным на раннее профессиональное самоопределение, воспринимать ценность труда, как способ самообеспечения, заработка собственных средств, мечтать о будущих путешествиях, мотивируют к учебе вообще. 

Современная школа в общем образовании с сентября 2022 года работает по обновленным стандартам общего образования, которые закрепляют изучение финансовой грамотности. В частности, элементы финансовой грамотности входят в преподавание предмета «География», когда предметные результаты должны обеспечить умение решать задачи в сфере экономической географии для определения качества жизни человека, семьи и финансового благополучия. Поэтому при внедрении обновленного стандарта учителям необходимо включить в учебный план специальные темы, раскрывающие финансовую грамотность [1].

Изучение географии в 5 классе открывает новые горизонты этой науки для обучающихся. Именно в период обучения в 5-м классе на уроках, когда для учеников приоткрываются тайны географической науки, можно предусмотреть в соответствующей теме знакомство с городами Российской Федерации на основе изучения денежных купюр Центробанка России, оформленными рисунками известных достопримечательностей России.

Начать такой рассказ можно с озвучивания факта о том, что впервые города появились на купюрах России в 1995 году, а 1 января 1998 года Правительством РФ была проведена деноминация денежных знаков, и в систему денежного обращения

                                                                                                                                                                                445

 

были введены в оборот банкноты образца 1997 года, которые сохранили оформление купюр известными географическими и историческими памятниками России.

Линия разработанных банкнот Российского Банка, представляющая серию «Города», включает номиналы: на купюре достоинством в 5 рублей представлен Великий Новгород с его историческим памятником, который посвящен 1000-летию России от 1862 года и изображением собора Святой Софии.

Банкнота 10 рублей отразила изображение недалекого прошлого: арочный Коммунальный мост через Енисей, который был открыт в день начала XXII съезда КПСС – 17 октября 1961 года, его разработчики, которые создали уникальную технологию строительства моста, получили Ленинскую премию. 

Пятидесятирублевая купюра имеет хождение с изображением города Санкт-Петербург, на ее лицевой стороне изображена аллегорическая скульптура Невы, которая расположена у подножия одной из Ростральных колонн на стрелке Васильевского острова, а на заднем плане видно фортификационное сооружение северной столицы – Петропавловскую крепость. 

Именно по принципу выбора рисунка в виде памятных сооружений разных городов оформляются и сегодня российские банкноты. Купюры образца 1997 года воспроизводят памятные места следующих городов: 100 рублей – Москва, 500 рублей – Архангельск, 1000 рублей – Ярославль, 5000 рублей – Хабаровск. 

Величие и просторы нашей Родины получили свое отражение в 2017 году при введении в оборот банкноты номиналом 2000 рублей, посвященной Дальневосточному федеральному округу и его центральному городу Приморья – Владивостоку. Ценность этого региона для России отражена не только строительством самого длинного моста России, но и размещением на лицевой стороне моста, соединившего свободный порт Владивосток с островом Русский. 

Изучая изображения памятных мест городов на банкнотах, детям может быть предложен мини-проект с демонстрацией в презентациях не только банкнот, но и реальных снимков памятных мест Российской Федерации.

Подробное изучение городов, отраженных на банкнотах, даст возможность учителю составить вопросы по работе с картой. Например: «Покажите на карте город, который представлен на банкноте номиналом 500 рублей». Изучение карты России, знакомство с разными городами во многих детях зародит мечту побывать в том или ином городе России. В таком случае, возникает необходимость создания мини-проекта: Сформировать бюджет поездки семьи в составе экскурсионной группы.

Изучение географии в 6-м классе включает в себя формирование понятий ландшафтов, объединяющих континенты, полуострова, острова, омываемые океанами и морями, имеющие горы, долины, реки, озера.

И снова для детей открывается мир путешествий по континентам и странам Земли, открывает возможности определения в профессии.

Изучение разных материков и стран раскроет новые пути оценки качества жизни в разных странах. Путешествие в иную страну связан с особенностями бюджета, включающий знакомство с валютой разных стран, расчеты бюджета путешествия с пересчетом валюты в рубли; выявление особенностей формирования затрат на территории других стран. Любое путешествие предполагает составление бюджета, на основании которого ученики оценивают финансовую сущность любого доступного действия, в том числе осуществления путешествия и по просторам родной страны, и поездки в другую страну с формированием финансовой грамотности и не только. Производимые расчеты заставляют думать о соответствующем распределении денежных средств в бюджете семьи, о способах экономии, о возможности применять знания, получаемые в лицее в целях улучшения качества жизни в целом. Понимание экономической, финансовой сути происходящего включает и креативность мышления, и владение глобальными компетенциями [4, c. 198].

 

Библиографический список

1.   Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования : приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 (с изм. и доп. от 8 ноября 2022 г.). – URL: https://base.garant.ru/55170507/ (дата обращения: 20 марта 2023).

2.   Банкноты России с изображением городов. – URL: www.monetnik.ru https://www.monetnik.ru/obuchenie/bonistika/ goroda-na-banknotah-rossii/?ysclid=lfh1onbnx8549305250 (дата обращения: 20 марта 2023).

                                                                                                                                                                                447

 

3.   Басюк, В. С. Школы могут использовать различные формы внедрения финансовой грамотности edu.gov.ru / В. С. Басюк. ‒ URL: https://edu.gov.ru/press/1938/shkoly-mogut-ispolzovat-razli chnye-formy-vnedreniya-finansovoy-gramotnosti/ (дата обращения: 20.03.2023.).

4.   Зайцева, Г. В. Формирование новой образовательной среды в условиях реализации ФГОС ООО за счет внедрения наставничества / Г. В. Зайцева, М. Ю. Пашкова // Современные образовательные технологии как инструмент совершенствования профессиональной компетентности педагога : сборник научно-практических материалов V Международной научно-практической конференции. Вып. 5. Т. 1 / сост. и ред. В. Р. Абрамовских, Л. Н. Чипышева, Е. В. Ульянова, Н. А. Жернокова, С. В. Мачинская – Челябинск : МБУ ДПО ЦРО, 2022. – С. 197‒201.

5.   Назаров, А. В. Формирование функциональной грамотности на уроках географии www.teacherjournal.ru / А. В. Назаров. ‒ URL: https://www.teacherjournal.ru/categories/5/articles/1038 (дата обращения: 20.03.2023).

 

References

1.   On the approval of the Federal State Educational Standard of Basic General Education Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 1897 dated December 17, 2010 (with amendments and additions dated November 8, 2022) URL: base.garant.ru https://base.garant.ru/55170507 (accessed March 20, 2023).

2.   Banknotes of Russia with the image of cities www.monetnik.ru https://www.monetnik.ru/obuchenie/bonistika/goroda-na-banknotahrossii/?ysclid=lfh1onbnx8549305250.

3.   Basyuk, V.S. Schools can use various forms of financial literacy implementation edu.gov.ru. URL: https://edu.gov.ru/press/1938/ shkoly-mogut-ispolzovat-razlichnye-formy-vnedreniya-finansovoygramotnosti/.

4.   Zaitseva G. V., Pashkova, M. Yu. Formation of a new educational environment in the context of the implementation of FGOS LLC through the introduction of mentoring. Modern educational technologies as a tool for improving the professional competence of a teacher: a collection of scientific and practical materials of the V International Scientific and Practical Conference. Issue 5. Vol. 1 / comp. and ed. V. R. Abramovskikh, L. N. Chipysheva, E. V. Ulyano-

XXIV Международная заочная научно-практическая конференция

XXIV Международная заочная научно-практическая конференция

Формирование технологической, финансовой грамотности в инжиниринге на условиях наставничества в технологическом лицее

Формирование технологической, финансовой грамотности в инжиниринге на условиях наставничества в технологическом лицее

Министерство образования и науки

Министерство образования и науки

Научное электронное издание

Научное электронное издание

УДК 351/354 ББК 74.56 Ответственность за аутентичность и точность цитат, имен, названий и иных сведений, а также за соблюдение законов об интеллектуальной собственности несут авторы…

УДК 351/354 ББК 74.56 Ответственность за аутентичность и точность цитат, имен, названий и иных сведений, а также за соблюдение законов об интеллектуальной собственности несут авторы…

Scientific electronic publication

Scientific electronic publication

The collections of materials of scientific and methodological conference contains articles devoted to the wide range of problems of professional and vocational professional training development

The collections of materials of scientific and methodological conference contains articles devoted to the wide range of problems of professional and vocational professional training development

ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» 454091, г

ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» 454091, г

Образец для цитирования статьи:

Образец для цитирования статьи:

Abstract. The article reveals the ways of interaction with students in the educational space of the technological lyceum in order to form knowledge, skills, competencies…

Abstract. The article reveals the ways of interaction with students in the educational space of the technological lyceum in order to form knowledge, skills, competencies…

Формирование дополнительных компетенций происходит в совместной деятельности с наставниками, готовыми подсказать, как пройти путь исследования новых направлений деятельности

Формирование дополнительных компетенций происходит в совместной деятельности с наставниками, готовыми подсказать, как пройти путь исследования новых направлений деятельности

На основании выявленных признаков инжиниринга, можно сказать, что инжиниринг – это область, в которой работают и для которой требуются люди, обладающие особыми знаниями и качествами,…

На основании выявленных признаков инжиниринга, можно сказать, что инжиниринг – это область, в которой работают и для которой требуются люди, обладающие особыми знаниями и качествами,…

В основу жизнедеятельности продвинутого человека положена трудовая деятельность технологического характера, которая определяет его возможности в области технологической компетенции в современном мире высоких технологий, включающих

В основу жизнедеятельности продвинутого человека положена трудовая деятельность технологического характера, которая определяет его возможности в области технологической компетенции в современном мире высоких технологий, включающих

Для достижения целевого показателя – 70% охвата наставнической деятельностью обучающихся лицея является модель «ученик – ученик», когда привлекаются наиболее успешные ученики, проявившие себя в учебе,…

Для достижения целевого показателя – 70% охвата наставнической деятельностью обучающихся лицея является модель «ученик – ученик», когда привлекаются наиболее успешные ученики, проявившие себя в учебе,…

Сформированная команда работает в условиях инжиниринга и реинжиниринга, аккумулируя новые идеи, в том числе участием в новых разработках и проектах

Сформированная команда работает в условиях инжиниринга и реинжиниринга, аккумулируя новые идеи, в том числе участием в новых разработках и проектах

Ильина // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования : материалы

Ильина // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования : материалы

Grishanova, L. I., Veselkov, D

Grishanova, L. I., Veselkov, D

УДК 371.3 Галина Владимировна

УДК 371.3 Галина Владимировна

Задача 1 по теме математике: «Возведение в натуральную степень» – может одновременно представить и раскрыть способы расчетов для принятия решения участия в инвестиционных программах: «Сергею…

Задача 1 по теме математике: «Возведение в натуральную степень» – может одновременно представить и раскрыть способы расчетов для принятия решения участия в инвестиционных программах: «Сергею…

Рассчитать общую сумму процентов, начисленных в течение четырех лет с определе- 427 нием суммы, доступной

Рассчитать общую сумму процентов, начисленных в течение четырех лет с определе- 427 нием суммы, доступной

Решение финансовых задач на уроках математики с предоставление пояснения о полученном результате формирует и читательскую грамотность: внимательное чтение задачи, вдумчивое определение порядка ее решения дает…

Решение финансовых задач на уроках математики с предоставление пояснения о полученном результате формирует и читательскую грамотность: внимательное чтение задачи, вдумчивое определение порядка ее решения дает…

Задачник с ответами для учащихся школ (6–9 классы) по финансовой математике https://www

Задачник с ответами для учащихся школ (6–9 классы) по финансовой математике https://www

Muravin, G. K. Collection of special modules on financial literacy for the

Muravin, G. K. Collection of special modules on financial literacy for the

Yuldasheva, A. N., Selivanova,

Yuldasheva, A. N., Selivanova,

Abstract. The article reveals the ways and possibilities of forming financial literacy in geography lessons

Abstract. The article reveals the ways and possibilities of forming financial literacy in geography lessons

России. Линия разработанных банкнот

России. Линия разработанных банкнот

Подробное изучение городов, отраженных на банкнотах, даст возможность учителю составить вопросы по работе с картой

Подробное изучение городов, отраженных на банкнотах, даст возможность учителю составить вопросы по работе с картой

Банкноты России с изображением городов

Банкноты России с изображением городов

Zaitseva G. V., Pashkova, M. Yu

Zaitseva G. V., Pashkova, M. Yu
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.06.2023