Формирование толерантности у детей дошкольного возраста.
Оценка 4.7

Формирование толерантности у детей дошкольного возраста.

Оценка 4.7
docx
воспитание
16.07.2020
Формирование толерантности у детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст является периодом начала становления базовой культуры личности. В дошкольном детстве начинается процесс восхождения личности к ценностям общества, и ребёнок приобретает первые жизненные ориентиры. Проблема формирования толерантности у детей дошкольного возраста на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур.
толерантность.docx

Формирование толерантности у детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является периодом начала становления базовой культуры личности. В дошкольном детстве начинается процесс восхождения личности к ценностям общества, и ребёнок приобретает первые жизненные ориентиры.
Проблема формирования толерантности у детей дошкольного возраста на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. Одним из существенных условий развития современного образования, безусловно, является актуализация национальной системы образования. Происходит реформирование образования, направления которого определяются новыми нормативными документами: закон «Об Образовании в РФ» ФГОС ДО, который направлен на решение ряда задач в дошкольном образовании. Основные положения, которых: приоритет общечеловеческих, национально-этнических ценностей, свободное развитие личности; общедоступность; вариативность образования; всесторонняя защита обучаемого.

В ФГОС ДО выделена задача объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Какую же роль играет народная культура и, в частности, традиции, обычаи, обряды, фольклор в формировании личности современного дошкольника? Прежде всего, следует сказать, что человек, не знающий истории своего народа, не способен понять культуру другого народа, увидеть его самобытность и уникальность.

Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли не только люди самостоятельные, но и обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.

Формирование основ толерантной культуры у дошкольников базируются на обучении их навыкам бесконфликтного взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Воспитание у дошкольников толерантного взаимоотношения между детьми обеспечит в дальнейшем их успешную адаптацию и к условиям обучения в школе.

Работая над формированием поликультурных качеств и толерантности
детей дошкольного возраста, я ставлю следующие задачи:

1.      Определение наиболее актуальных форм работы с воспитанниками по развитию толерантности;

2.      Налаживание связей между детским садом и семьёй;

3.      Приобщение детей к языку, литературе и истории своего этносоциума;

4.      Знакомство детей с культурой других народов, расширение кругозора, трансляция новых знаний;

5.      Развитие у дошкольников умения понимать своих сверстников другой национальности и уважать их культуру, обычаи;

6.      Знакомить с народной культурой, воспитывать интерес к устному народному творчеству чтением детской литературы;

7.      В разных видах деятельности применять народное слово;

8.      Показать красоту образного языка сказок;

9.      Использовать театрализованную деятельность;

10.  Приобщать детей к народной культуре в игровой деятельности;

11.  Активизировать словарный запас, через употребление детьми слов в речи;

12.  Повышать речевую активность, развивать зрительное восприятие и внимание, пространственное мышление, моторику тела и мелкую моторику, творческое воображение;

13.  Развивать коммуникативные навыки;

14.  Формировать умение слушать, отвечать на вопросы воспитателя, задавать вопросы по содержанию.

Педагогическая технология приобщения дошкольников к творчеству, обычаям и традициям других народов и воспитание нравственных чувств, строится на основе следующих подходов:

- вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (специально организованное общение, учебно-познавательная, проектная, музыкальная, театрализованная, изобразительная, декоративно-прикладная), двигательная активность, интеграция различных видов искусств (музыкального, танцевального, устного народного творчества, драматизация) при опоре на разные жанры фольклора народов мира;

- использование взаимодействия в системе «педагог – ребенок — родители»: «педагог – ребенок»; «педагог - родители»; «ребенок - родители». Осуществление воспитательной работы на основе культуры разных национальностей;

- обеспечение активности детей на всех этапах развития нравственных чувств дошкольников.

Работа по формированию толерантности у детей дошкольного возраста велась во взаимодействии с педагогом дополнительного образования. Она со своей стороны вела занятия «Уроки доброты», на которых детям транслировался мультфильм «Баран, пес, кот и бабушка Зина», велись беседы о добре, о взаимовыручке и т.д., проводились развивающие игры.

В помощь педагогам был подобран список литературы (сказки, рассказы), музыкальных произведений разных народов и мультфильмов, направленных на развитие толерантности. Разработана картотека «Игры народов мира», «Игры на сплочение детского коллектива». Даны темы для бесед с детьми.

В качестве основных методов и приемов работы использовались:

·                Беседа на моральные темы

·                Чтение и последующий анализ художественных произведений

·                Ролевая гимнастика для упражнения в выражении эмоционального состояния другого человека или животного

·                Создание проблемных ситуаций для обыгрывания и обсуждения

·                Слушание и пение детских песен

·                Просмотр и обсуждение фрагментов знакомых мультфильмов

·                Рисование на заданную тему

·                Проигрывание этюдов (отрывки из сказок, сценки из жизни), передающие различные черты характера.

·                Развивающие и словесные игры, направление на знакомство с моральными чертами характера.

·                Проигрывание этюдов с неопределенным концом («Как бы ты поступил в такой ситуации?»).

Памятки для воспитателей «Как воспитывать толерантность».

   С подготовительными группами были обозначены «Дни помощи малышам». Помогали одевать малышей на прогулку, показывали сценки, делали для них небольшие подарки, сделанные своими руками (книжки-малышки, открытки, поделки).

Раз в две недели проводились тематические развлекательные мероприятия с группами по параллелям. (международный день Спасибо, международный день объятий, международный день спонтанного проявления доброты, день оптимиста, день добрых дел и т.д.)

Необходимо чтить свою историю и историю страны, в которой мы проживаем. Также знать особенности культурной жизни прадедов, чтобы, возрождая прежние традиции, показать их детям в новом, современном звучании. Народный праздник является для ребенка большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проводя с детьми любимые в народе праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след. Одним из таких праздников были Святки. Заранее с детьми обговаривалось и проговаривалось, что это за праздник, как его нужно проводить, какие атрибуты будут нужны. Очень позитивно и энергично прошел праздник, у детей было море впечатлений, ведь никогда они не праздновали Святки.

Проводились конкурсы рисунков «Мои друзья» и «Дружба народов», выставка детских работ «Цветок дружбы».

В результате реализации проекта:

1. Появились картотеки игр на развитие коммуникации, на сплочение детского коллектива.

2. В группах были созданы условия для развития толерантных отношений у детей, творческих способностей воспитанников, их коммуникативных качеств.

3. Были разработаны специальные мероприятия по оказанию консультативной и практической помощи родителям по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста; укрепление отношений сотрудничества между детским садом и родителями воспитанников.

4. У детей развиты такие качества личности, как отзывчивость, справедливость, скромность, доброжелательное отношение друг к другу независимо от национальности, культуры и вероисповедания, социального статуса.


 

Формирование толерантности у детей дошкольного возраста

Формирование толерантности у детей дошкольного возраста

Формировать умение слушать, отвечать на вопросы воспитателя, задавать вопросы по содержанию

Формировать умение слушать, отвечать на вопросы воспитателя, задавать вопросы по содержанию

Одним из таких праздников были

Одним из таких праздников были
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.07.2020