Формирование толерантности у детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст
является периодом начала становления базовой культуры личности. В дошкольном
детстве начинается процесс восхождения личности к ценностям общества, и ребёнок
приобретает первые жизненные ориентиры.
Проблема формирования толерантности у детей
дошкольного возраста на сегодняшний день является одной из самых актуальных в
России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг
на друга культур. Одним из существенных условий развития современного
образования, безусловно, является актуализация национальной системы
образования. Происходит реформирование образования, направления которого
определяются новыми нормативными документами: закон «Об Образовании в РФ» ФГОС
ДО, который направлен на решение ряда задач в дошкольном образовании. Основные
положения, которых: приоритет общечеловеческих, национально-этнических
ценностей, свободное развитие личности; общедоступность; вариативность
образования; всесторонняя защита обучаемого.
В ФГОС ДО выделена задача
объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил,
и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Какую же роль играет народная культура и, в
частности, традиции, обычаи, обряды, фольклор в формировании личности
современного дошкольника? Прежде всего, следует сказать, что человек, не
знающий истории своего народа, не способен понять культуру другого народа, увидеть
его самобытность и уникальность.
Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли не только люди самостоятельные, но и обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.
Формирование основ толерантной культуры у дошкольников базируются на обучении их навыкам бесконфликтного взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Воспитание у дошкольников толерантного взаимоотношения между детьми обеспечит в дальнейшем их успешную адаптацию и к условиям обучения в школе.
Работая над формированием
поликультурных качеств и толерантности
детей дошкольного возраста, я ставлю следующие
задачи:
1. Определение наиболее актуальных форм работы с воспитанниками по развитию толерантности;
2. Налаживание связей между детским садом и семьёй;
3. Приобщение детей к языку, литературе и истории своего этносоциума;
4. Знакомство детей с культурой других народов, расширение кругозора, трансляция новых знаний;
5. Развитие у дошкольников умения понимать своих сверстников другой национальности и уважать их культуру, обычаи;
6. Знакомить с народной культурой, воспитывать интерес к устному народному творчеству чтением детской литературы;
7. В разных видах деятельности применять народное слово;
8. Показать красоту образного языка сказок;
9. Использовать театрализованную деятельность;
10. Приобщать детей к народной культуре в игровой деятельности;
11. Активизировать словарный запас, через употребление детьми слов в речи;
12. Повышать речевую активность, развивать зрительное восприятие и внимание, пространственное мышление, моторику тела и мелкую моторику, творческое воображение;
13. Развивать коммуникативные навыки;
14. Формировать умение слушать, отвечать на вопросы воспитателя, задавать вопросы по содержанию.
Педагогическая технология приобщения дошкольников к творчеству, обычаям и традициям других народов и воспитание нравственных чувств, строится на основе следующих подходов:
- вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (специально организованное общение, учебно-познавательная, проектная, музыкальная, театрализованная, изобразительная, декоративно-прикладная), двигательная активность, интеграция различных видов искусств (музыкального, танцевального, устного народного творчества, драматизация) при опоре на разные жанры фольклора народов мира;
- использование взаимодействия в системе «педагог – ребенок — родители»: «педагог – ребенок»; «педагог - родители»; «ребенок - родители». Осуществление воспитательной работы на основе культуры разных национальностей;
- обеспечение активности детей на всех этапах развития нравственных чувств дошкольников.
Работа по формированию толерантности у детей дошкольного возраста велась во взаимодействии с педагогом дополнительного образования. Она со своей стороны вела занятия «Уроки доброты», на которых детям транслировался мультфильм «Баран, пес, кот и бабушка Зина», велись беседы о добре, о взаимовыручке и т.д., проводились развивающие игры.
В помощь педагогам был подобран список литературы (сказки, рассказы), музыкальных произведений разных народов и мультфильмов, направленных на развитие толерантности. Разработана картотека «Игры народов мира», «Игры на сплочение детского коллектива». Даны темы для бесед с детьми.
В качестве основных методов и приемов работы использовались:
· Беседа на моральные темы
· Чтение и последующий анализ художественных произведений
· Ролевая гимнастика для упражнения в выражении эмоционального состояния другого человека или животного
· Создание проблемных ситуаций для обыгрывания и обсуждения
· Слушание и пение детских песен
· Просмотр и обсуждение фрагментов знакомых мультфильмов
· Рисование на заданную тему
· Проигрывание этюдов (отрывки из сказок, сценки из жизни), передающие различные черты характера.
· Развивающие и словесные игры, направление на знакомство с моральными чертами характера.
· Проигрывание этюдов с неопределенным концом («Как бы ты поступил в такой ситуации?»).
Памятки для воспитателей «Как воспитывать толерантность».
С подготовительными группами были обозначены «Дни помощи малышам». Помогали одевать малышей на прогулку, показывали сценки, делали для них небольшие подарки, сделанные своими руками (книжки-малышки, открытки, поделки).
Раз в две недели проводились тематические развлекательные мероприятия с группами по параллелям. (международный день Спасибо, международный день объятий, международный день спонтанного проявления доброты, день оптимиста, день добрых дел и т.д.)
Необходимо чтить свою историю и историю страны, в которой мы проживаем. Также знать особенности культурной жизни прадедов, чтобы, возрождая прежние традиции, показать их детям в новом, современном звучании. Народный праздник является для ребенка большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проводя с детьми любимые в народе праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след. Одним из таких праздников были Святки. Заранее с детьми обговаривалось и проговаривалось, что это за праздник, как его нужно проводить, какие атрибуты будут нужны. Очень позитивно и энергично прошел праздник, у детей было море впечатлений, ведь никогда они не праздновали Святки.
Проводились конкурсы рисунков «Мои друзья» и «Дружба народов», выставка детских работ «Цветок дружбы».
В результате реализации проекта:
1. Появились картотеки игр на развитие коммуникации, на сплочение детского коллектива.
2. В группах были созданы условия для развития толерантных отношений у детей, творческих способностей воспитанников, их коммуникативных качеств.
3. Были разработаны специальные мероприятия по оказанию консультативной и практической помощи родителям по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста; укрепление отношений сотрудничества между детским садом и родителями воспитанников.
4. У детей развиты такие качества личности, как отзывчивость, справедливость, скромность, доброжелательное отношение друг к другу независимо от национальности, культуры и вероисповедания, социального статуса.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.