ГРЕБНЕВА ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА,
учитель начальных классов
Формирование творческой одаренности младших школьников в рамках реализации институционального проекта «Звездочка»
город Кунгур МАОУ СОШ № 21
Одаренный ребенок -это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениямиили имеет внутренние посылки для таких достижений в том или ином виде деятельности. Сократ говорил: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить»Основные парадигмы развития одаренности:
1.Все дети одарены от природы.
2. На развитие одаренности наибольшее влияние оказывает педагогический фактор.
В нашей школе для развития одаренных детей была создана программа работы с одаренными и мотивированными обучающимися под названием «Звёздочка».
Цель работы: создание системы работы по развитию интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качеств одарённых детей.
Задачи:
1.Разработать методику выявления одарённых детей; 2.Повысить педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания одарённого ребёнка; 3.Создать условия для самореализации одарённых детей; 4.Разработать индивидуальные программы развития одарённых детей; 5.Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морального и физического развития детей; 6.Разработать и внедрять прогрессивные технологии в работе с одарёнными детьми;
После проведения различных видов диагностики и наблюдений в начале обучения в классе выявляются одаренные в разных направлениях ученики
• В практической деятельности (одаренность в технологии, спорте)
• В познавательной деятельности (интеллектуальная одаренность)
• В художественно – эстетической деятельности (одаренность хореографическая, сценическая, изобразительная, музыкальная)
• В коммуникативной деятельности (лидерская, организаторская одаренность)
• В духовно – ценностной деятельности (одаренность в создании новых духовных ценностей, одаренность служению людям)
Задача учителя создать в классе благоприятную развивающую среду и направить детей в соответствующие их одаренности учреждения дополнительного образования. Для этого учитель должен:
• быть увлеченным своим делом;
• способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
• профессионально грамотным;
• интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
• проводником передовых педагогических технологий;
• психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
• знатоком во всех областях человеческой жизни.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
ü принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
ü принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
ü принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
ü принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
ü принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг,
Формы работы с одаренными детьми:
• творческие мастерские; кружки по интересам;
• индивидуально-групповые занятия;
• факультативы; интеллектуальные марафоны;
• занятия исследовательской деятельностью;
• НОУ (самостоятельность, активность, мобильность, инициативность)
• творческие конкурсы; участие в олимпиадах;
• научно-практические конференции;
Программа предусматривает работу по трем направлениям: 1.Работа на уроке. Выход за рамки программ. Поощрение инициативы учащихся, их самостоятельности. Пересмотр содержания в соответствиис потребностями учащихся. Включение нестандартных дифференцированных заданий.
2.Внеурочная деятельность. Внеклассная индивидуализация с преобладанием заданий на повышенном уровне сложности Работа клуба «Отличник +», предметные олимпиады, интеллектуальные марафоны, конкурсы.
3.Работа с родителями.Совместные занятия, открытые уроки, совместная исследовательская деятельность.Совместное выполнение творческих заданий, участие в совместном заседании научного общества, тесты и мини анкеты, проигрывание ситуаций на родительских собраниях.
Для отслеживания результатов работы по программе «Звездочка» на каждого ученика ведется индивидуальное портфолио. Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат. Хотя, можно сказать, что программа дает свои результаты. В течении 3 лет ученики класса неоднократно становились лауреатами и призерами творческих, спортивных и интеллектуальных конкурсов муниципального, краевого и общероссийского уровней.
Библиографический список.
1.Винокурова Н. К.Лучшие тесты на развитие творческих способностей. - М.: АСТ-Пресс, 1999. 2.Иванова, О. Л. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка / О.Л. Иванова, И.И. Васильева. - М.: Речь, Образовательные проекты, Сфера, 2011. - 838 c. 3.Способности и склонности: комплексные исследования. М.: Педагогика, 1989. 4.30 уроков развития творческих способностей и воображения. - М.: Кузьма, Букмастер, 2015г. 5.Шумакова Н. Б. Влияние представлений родителей об обучении на развитие одаренности у детей/Вопросы психологии. - М., 2004. - N2. - С. 119-127.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.