Формирование у ДОШКОЛЬНИКОВ мотивации к ШКОЛЬНОМУ обучению
Готовность и мотивация ребенка дошкольного возраста к процессу обучения в школе является одним из самых важных итогов его психического развития. Зачисление в школу подразумевает собой смену социальной жизни ребенка дошкольного возраста и принятие на себя абсолютно незнакомой позиции – школьника. У ребенка появляются новые и важные обязанности и права, с которыми он раньше не сталкивался. Готовность дошкольника к школьному обучению можно увидеть в отношении к школьной жизни, педагогам, его мотивации к обучению. Происходит важное развитие новой социальной жизни ребёнка.
Показателем сформированности личности, как важной характеристики, является познавательная мотивация, круг интересов подрастающего человека. В дошкольное время необходимо сформировать у ребенка мотивацию, которая побуждает дошкольника к познанию окружающего вокруг него мира, к получению новых знаний и к учебной деятельности. Это должна быть одна из главных задача педагогов ДОО в процессе работы с дошкольниками. Многочисленные труды ученых нашего Отечества и зарубежных стран по проблеме формирования мотивации касаются в целом уже школьного возраста ребенка. Но именно в дошкольном детстве формируются основы мировосприятия, закладывается базис многих личностных качеств ребенка. Данная проблема недостаточно рассмотрена в системе современного дошкольного образования.
Встает цель изучения мотивации и способов повышения уровень мотивации ребенка к концу дошкольного возраста. На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы была сформулирована задача, которая заключается в формировании мотивов учения и положительного отношения к школе.
Объектом исследования является психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Мотивационная готовность к обучению является частью личностной готовности дошкольника, а значит и психологической. Для формирования мотивации дошкольников к обучению в школе целесообразно введение активных методов и форм организации познавательной и учебной деятельности дошкольников (экскурсии в школу, библиотеку, беседы о школе, рассматривание картинок, которые отражают школьную жизнь, игра в школу, чувство успеха после занятий НОД), а также проведение педагогической диагностики формирования мотивации и готовности детей к последующему обучению. В процессе исследования было выявлено, что эффективность формирования мотивации у детей дошкольного возраста к дальнейшему обучению в школе обеспечивается разработкой и введением организационных и педагогических условий, а также применение различных методов и форм в работе с дошкольниками. Все это в совокупности помогает добиться положительного результата в формировании мотивации к школьному обучению у дошкольников.
Формирование мотивации дошкольников к процессу обучения в школе требует целенаправленной, педагогической, организованной деятельности заведующего и всех педагогов ДОО. Окружающий мир ребёнка должен обеспечить процесс перехода от любопытности ребенка дошкольного возраста к стабильной, познавательной направленности на процесс учебной деятельности в школе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.