Формирование учебной мотивации на уроках физики с использованием инновационных технологий

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 09.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Образование всего мира постоянно развивается и совершенствуется, меняются стандарты обучения, изменяется содержание образования, возрастают требования к современному учителю. Федеральный государственный образовательный стандарт ставит во главу угла новые подходы и требования к образовательной системе в целом и к каждому отдельному предмету в частности. Введение внеурочной деятельности, проектных технологий, инновационного подхода ставит новые задачи перед всей системой образования и перед современным учителем, школа и сама система образования приобретает все больше инновационный характер развития. Развитие технических и программных средств, все большее внедрение в образовательный процесс сетевых коммуникаций приводит к внедрению инновационных технологий. Реализация которых сейчас наиболее оптимальна на основе активно развивающихся и широко распространенных информационных технологий. Учитель получает прекрасный инструмент и средство обучения, который в умелых руках позволяет изменить подходы к передаче изучаемого материала, инструментах проверки и изменению эмоционального и психологического климата на уроке. В статье рассматриваются различные инновационные технологии и возможности их адаптации к применению современных средств обучения, выделены основные варианты цифровой комплектации информационной образовательной среды для организации применения инновационных технологий на уроках физики, предложены методические рекомендации по проведению уроков физики использованию инновационных технологий для повышения мотивации обучения. Наибольшее внимание уделено технологиям, которые выявлены в результаты анкетирования учителей физики и применение которых способствует повышению мотивации школьников к изучению физики, таких как игровые технологии; технология портфолио; метод проектов. Разработаны примеры инновационных разработок для уроков физики, направленных на повышение мотивации обучения физики средствами инновационных технологий и с применением информационных технологий.
Иконка файла материала Формирование_учебной_мотивации_на_уроках_физики_с_использованием.docx

Формирование учебной мотивации на уроках физики с использованием инновационных технологий

Аннотация

 

Образование всего мира постоянно развивается и совершенствуется, меняются стандарты обу­чения, изменяется содержание образования, возрастают требования к современному учителю. Федеральный государственный образовательный стандарт ставит во главу угла новые подхо­ды и требования к образовательной системе в целом и к каждому отдельному предмету в част­ности. Введение внеурочной деятельности, проектных технологий, инновационного подхода ставит новые задачи перед всей системой образования и перед современным учителем, школа и сама система образования приобретает все больше инновационный характер развития. Раз­витие технических и программных средств, все большее внедрение в образовательный про­цесс сетевых коммуникаций приводит к внедрению инновационных технологий. Реализация которых сейчас наиболее оптимальна на основе активно развивающихся и широко распростра­ненных информационных технологий. Учитель получает прекрасный инструмент и средство обучения, который в умелых руках позволяет изменить подходы к передаче изучаемого ма­териала, инструментах проверки и изменению эмоционального и психологического климата на уроке. В статье рассматриваются различные инновационные технологии и возможности их адаптации к применению современных средств обучения, выделены основные варианты циф­ровой комплектации информационной образовательной среды для организации применения инновационных технологий на уроках физики, предложены методические рекомендации по проведению уроков физики использованию инновационных технологий для повышения моти­вации обучения. Наибольшее внимание уделено технологиям, которые выявлены в результаты анкетирования учителей физики и применение которых способствует повышению мотивации школьников к изучению физики, таких как игровые технологии; технология портфолио; метод проектов. Разработаны примеры инновационных разработок для уроков физики, направлен­ных на повышение мотивации обучения физики средствами инновационных технологий и с применением информационных технологий.

Введение

В настоящее время в школах остается актуальной проблема повышения мотивации обучения такого сложного предме­та как физика. С переходом на новые стандарты изменяются требования к современному педагогу. Современная школа предъявляет все более возрастающие требования к учителю и требует от него очень глубоких знаний предмета, наработки профессиональных навыков, которые позволят методически грамотно применять на своих уроках разнообразные формы обучения, внедрять инновационные технологии, применять и разрабатывать информационные ресурсы. Такой учитель будет способен выработать у учащихся заинтересованность к предмету и повысить их мотивацию к его изучению.

Применение инновационных технологий на уроках физики способствует повышению мотивации школьников к изучению естественнонаучных дисциплин, и как следствие, выполнение повышающихся требований ФГОС ООО к естественнонаучно­му образованию.

«Педагогическая инновационная технология представляет собой целостность научно обоснованного и рационально ото­бранного содержания и организационных форм, которые соз­дают условия для мотивации, стимулирования и активизации учебно-познавательной деятельности студентов».

Инновационные образовательные технологии и активные методы обучения можно разделить на несколько категорий, среди которых выделяются технология развития критиче­ского мышления; кейс-технологии; метод проектов; игровые технологии; технология «Портфолио»; технология «Дебаты»; технология «Модерация».

Различные исследования вопросов обучения физики в школе выявили актуальные аспекты в системе современного физи­ческого образования:

1)      Актуальные вопросы методики преподавания физики в школе в условиях перехода на новые ФГОС: формирование универсальных учебных действий, достижение метапредметных результатов.

2)      Развитие средств обучения: мультимедийные учебники физики, использование дополнительной литературы.

3)      Технологии обучения физике в условиях реформирования общего среднего образования: решение задач, проектная деятельность, учебный физический эксперимент.

4)      Физическое образование в школе и единый государствен­ный экзамен (учитывая актуальность обсуждаемых тем для теории и практики методики обучения физике, сек­ция обращает внимание на необходимость более широко­го участия в конференции учителей физики, работающих в школах разного профиля).

5)      Инновационные технологии в физическом образовании (вопросы, связанные с выбором эффективных форм ис­пользования инновационных технологий в преподавании

физики):

а)  использование компьютерного моделирования в обуче­нии физике на разных уровнях образования;

б) методическое сопровождение учащихся при обучении фи­зике с помощью социальных сетей и дистанционных тех­нологий;

в)  совершенствование и расширение возможностей учебно­го физического эксперимента с помощью компьютерных технологий;

г)  создание новых мультимедийных УМК по физике и разра­ботка оценочных средств.

Таким образом, инновации и инновационные технологии ох­ватывают всё современное образование и становятся важной составляющей повышения мотивации. Изучение физики как сложной естественнонаучной дисциплины станет наиболее понятным и интересным при использовании инновационных технологий.

Изучение методики преподавания и результатов анкетирова­ния учителей показали, что на уроках физики обычно изуча­ют теоретический материал, решают задачи, предлагаемые учебником или задачником и очень редко отступают от этого шаблона, что зачастую происходит из-за малого количества времени в учебном плане. Уменьшение количества практи­ко-ориентированных заданий, игровых ситуаций, отсутствие применения современных технологий, проникающих в жизнь каждого обучаемого, приводит к снижению мотивации и по­знавательного интереса обучающегося к предмету физика.

Цель исследования

Изучить инновационные технологии, определить которые из них в большей мере обеспечивают повышение мотивации учебного процесса в основной школе и разработать уроки фи­зики с их использованием.

Основная часть

С позиций использования инновационных технологий в со­временной школе, учреждение должно соответствовать опре­деленным техническим характеристикам.

В перечне оборудования выделяют группы:

1.                   оборудование общего назначения (компьютер на рабочем месте учителя, мультимедиа-проектор и интерактивная доска);

2.       демонстрационный комплекты (1 экз. на кабинет, кроме специально оговоренных случаев);

3.       полный комплект индивидуального лабораторного обо­рудования (для каждого ученика);

4.       комплект для фронтальной работы (1 комплект на двух учеников);

5.                   комплект, необходимый для проведения лабораторного практикума (3 — 4 экз.).

С позиций современного оснащения кабинета физики сред­ствами обучения перечень во многом расширяется и приобре­тает свою терминологию.

В свою очередь, «инновационные средства обучения это часть средств обучения, функционирующих на базе цифровых тех­нологий, а традиционные средства обучения — часть средств обучения на печатной и непечатной основах, а также обору­дование, приборы и инструменты для проведения натурных экспериментов и практических действий».

Выделяют основные варианты цифровой комплектации ин­формационной образовательной среды на уроках физики:

1.       Комплектация класса нетбуками (школьное оборудование);

2.       Комплектация класса планшетами (школьное оборудова­ние);

3.       Использование личных образовательных мобильных устройств (ЛОМУ), в том числе смартфонов (личное обо­рудование);

4.       Смешанная модель (школьные стационарные компьюте­ры, личные или школьные нетбуки, планшеты, личные телефоны).

Сравнительная характеристика трех вариантов комплектации класса цифровыми образовательными устройствами приведе­на в таблице 1.

 

Т а б л и ц а 1. Сравнительная характеристика комплектация класса цифровыми образовательными устройствами

 

пп

Основание для сравнения

Комплектация класса нет­буками

ЛОМУ

Смешанная модель

1.

Мобильность

низкая

высокая

В зависимости от типа устрой­ства

2.

Величина экрана (раз­решение изображений и видео)

удобная

удобная

Удобная для широких экранов устройств с высоким разреше­нием

3.

Комплектация программ­ным обеспечением

Для каждой операционной системы — свой лицензион­ный комплект

Закачивание приложений и работа с сервисами от сети Ш1-Е1 с индивидуальными программ­ными возможностями ПО устройства

Различные приложения для тех или иных задач

4.

Возможность подключе­ния датчиков

имеется

редко

Только для устройств, поддер­живающих ПО

5.

Возможность выведения результатов через базовый комплект программ (кон­вертация данных)

имеется

Имеется, но с ограничениями (изменение форматов)

Имеется сложность в конвер­тации с одного устройства на другое

6.

Хранение личных резуль­татов и их обработка

Редко сохраняют в личные папки устройств (чаще — на внешние носители и облач­ные сервисы)

Сохраняет все характеристики работы и результаты ученика

В зависимости от устройства, смартфоны обычно не сохраня­ют данные

7.

Возможность выполнять часть задач дома

Не имеется

имеется

В зависимости от устройства, со­храняющего данные (сложности при выполнении в домашних условиях)

 

Различные актуальные примеры организации информаци­онной среды рассмотрены в материалах описания опыта ис­пользования их учителями физики. Организация урока с использованием комплектации нетбуками, организация урока с использованием комплектации стационарными ком­пьютерами (школьное оборудование), организация урока с использованием комплектации Smart Notebook (школьное мобильное оборудование), организация урока с ис­пользованием комплектации компьютерами «NOVA-5000» с комплектом датчиков лаборатории «Архимед» (школьное ста­ционарное оборудование), организация урока связана с использованием комплектации личными образовательными мобильными устройствами— нетбуки, iPad (личное мобильное оборудование).

Результаты анкетирования учителей физики по использова­нию инновационных технологий на уроках, позволили выя­вить технологии, применение которых способствует повы­шению мотивации школьников к изучению физики: игровые технологии; технология портфолио; метод проектов; техноло­гия дистанционного обучения.

Полученные результаты исследования и их обсуждение

Решение поставленной цели возможно путем создания новых подходов и разработки более совершенных организационных форм и методических приемов обучения. Одной из инноваци­онных технологий, которая направлена на повышение моти­вации, является игровая технология.

Для создания мотивирующих компьютерных игр нами ис­пользовалась программа Power Point с использованием языка программирования VВА. Программа игры предполагает инди­видуальное выполнение ее каждым обучаемым и основной целью ее является в игровой форме проверить знания и сти­мулировать обучаемых на изучение предмета. Игра обя­зательно начинается с правил выполнения игры (рисунок 1).

 

Р и с. 1. Правила игры

 

В программе в игровой форме и представлены в виде загадок, ребусов, вопросов различных уровней сложности. Одно из за­даний «легкого уровня» разгадать ребус. Открывается слайд, состоящий из 3 кнопок: «Ответить», «Выбрать уровень», «Следующее задание». Обучающие нажимают на кнопку «от­ветить» и вписывают решение данного ребуса, и тут же про­грамма анализирует данный ответ и выдает результат. Если школьник ответил правильно, то программа пишет «Правиль­но», если нет— «Ошибка». Одно из заданий состоит из теста с использованием VВА, где программа автоматически проверяется пра­вильность выполнения задания (рисунок 2).

Р и с. 2. Задание «Проверь знания»

 

Игровые технологии дают возможность использовать и загад­ки, на которые обучающимся требуется найти ответ, это также реализовано в программе с использованием VВА.

Для проверки уровня мотивации при использовании игровой технологии, мы провели опрос до игры и после. Статистиче­ская обработка опросных листов показала, что обучающие­ся позитивно настроены на участие в дидактических играх, 90.5% ответили на данный вопрос положительно. Почти 50% детей отметили, что хотели бы участвовать в таких играх хотя бы один раз в месяц.

Результаты опроса показывают, что применение игровых си­туаций на уроках и активное использование компьютерных дидактических игр направлено на повышение мотивации к образовательной деятельности.

В ФГОС особое внимание уделяется проектной деятельности обучаемых. Метод проектов позволяет проводить обуче­ние с применением инновационных технологий и получать углубление знаний по предмету. Проект позволяет об­учающимся полнее и глубже усвоить материал, а также облег­чает работу учителя по организации и проведению занятий.

Нами был разработан проект по теме «Измерение ускоре­ния различных предметов при равноускоренном движении». Проект проводился с применением iPad на уроке физики с помощью программы Тесhnique. Данный проект состоит из установки длинной 3 метра, теннисного шарика, воздушного шарика, iPad, программа Тесhnique.

Каждый школьник записывал проект в виде лабораторной работы, которая включала в себя: название, цель работы, оборудование, далее следует теоретическое описание, в кото­рую мы постарались включить основные формулы, рисунки, ход работы, обязательной частью описания работы входят и контрольные вопросы. Обучающиеся на практике выполняли различные опыты, фиксировали полученные результаты, ана­лизировали их и делали выводы. Для получения правильных выводов, необходимо было изучить теоретический материал, ответить на вопросы и выполнить проектную работу с оформ­лением соответствующего отчета.

Таким образом, использование на уроках физики метода про­екта с использованием инновационных технологий даёт воз­можность более доступно проводить и выполнять работы, а также усовершенствовать их, а самое главное повышает моти­вацию школьников — это доказано анкетированием до и по­сле выполнения проекта.

Важной составляющей процесса обучения школьников явля­ется формирование мотивации. Формирование мотивации — это такой процесс в обучении, где появляется стремление к учению при определенных условиях. Роль учителя в форми­ровании мотивации является стимулирование познаватель­ного интереса школьников при помощи различных приемов обучения: использование инновационных технологий, новых технических средств, в том числе, различных приложений для проведения урока, а также обеспечить психологически благо­приятную атмосферу на уроке.

При формировании мотивации обязательно в начале иссле­дования нужно определить уровень мотивации школьников. Определение уровня мотивации школьников можно выпол­нить с помощью методики Н. Г Лускановой.

Анкетирование школьников в 7-м классе. В анкетировании приняло участие 25 респон­дентов. Проведенное нами анкетирование проводилось в на­чале учебного года и в конце и позволило выявить уровень мотивации школьников, результаты которого представлены на рисунке 3.

 

Р и с. 3. Уровень учебной мотивации

Таким образом, результаты анкетирования показывают, что в начале учебного года обучающие 7 класса по методике Н. Г. Лускановой находились на 3 уровне мотивации. Это говорит, что к школе обучающиеся относятся положительно, но заин­тересованность к учебе низкая и в школу они ходят больше для общения с друзьями. Как показало исследование в конце учебного года, произошло изменение уровня мотивации, он у большинства обучащихся повысился до второго. Методика Н.П. Лускановой в данном случае свидетельствует о высокой школьной мотивации обучения.

В обучении существует зависимость эффективности учебного процесса от уровня учебной мотивации, поэтому для повыше­ния мотивации школьников мы применили компьютерные и мобильные приложения, а также мы рассмотрели инноваци­онные технологии, с помощью которых показали возможность повышения мотивации школьников к изучению предмета фи­зики.

Заключение

В исследовании проведен анализ инновационных техноло­гий и возможностей их использования в обучении физике в школе. Инновационные технологии всегда были актуальны и находили свое применение в процессе обучения. Разработка новых цифровых средств обучения, активное внедрение их в учебный процесс влечет за собой необходимость подготовки дидактического обеспечения, готового к применению в обуче­нии, с одной стороны, и серьезной методической поддержки их использования в различных формах организации уроков с другой стороны. Результаты анкетирование студентов, буду­щих учителей физики, показали их готовность к применению инновационных технологий на уроках физики.

В статье рассмотрены примеры разработки программных средств для уроков физики с использованием инновацион­ных технологий в рамках выбранной ступени обучения. Вы­бранные технологии экспериментально проверены, а именно игровые технологии, технология «Портфолио» и метод проек­тов. На практике была проведена апробация, и показано, что применение инновационных и информационных технологий способствует повышению мотивации обучения школьников. Исследование показало, что методически правильное приме­нение инновационных технологий позволяет обучающимся по новому увидеть свои возможности и раскрытый потен­циал креативности, проявить свои исследовательские способ­ности, самостоятельность, а самое главное повышают мотива­цию к изучению такого сложного предмета, каким является школьная физика.


 

Скачано с www.znanio.ru