Формирование учебной мотивации на уроках физики с использованием инновационных технологий
Аннотация
Образование всего мира постоянно развивается и совершенствуется, меняются стандарты обучения, изменяется содержание образования, возрастают требования к современному учителю. Федеральный государственный образовательный стандарт ставит во главу угла новые подходы и требования к образовательной системе в целом и к каждому отдельному предмету в частности. Введение внеурочной деятельности, проектных технологий, инновационного подхода ставит новые задачи перед всей системой образования и перед современным учителем, школа и сама система образования приобретает все больше инновационный характер развития. Развитие технических и программных средств, все большее внедрение в образовательный процесс сетевых коммуникаций приводит к внедрению инновационных технологий. Реализация которых сейчас наиболее оптимальна на основе активно развивающихся и широко распространенных информационных технологий. Учитель получает прекрасный инструмент и средство обучения, который в умелых руках позволяет изменить подходы к передаче изучаемого материала, инструментах проверки и изменению эмоционального и психологического климата на уроке. В статье рассматриваются различные инновационные технологии и возможности их адаптации к применению современных средств обучения, выделены основные варианты цифровой комплектации информационной образовательной среды для организации применения инновационных технологий на уроках физики, предложены методические рекомендации по проведению уроков физики использованию инновационных технологий для повышения мотивации обучения. Наибольшее внимание уделено технологиям, которые выявлены в результаты анкетирования учителей физики и применение которых способствует повышению мотивации школьников к изучению физики, таких как игровые технологии; технология портфолио; метод проектов. Разработаны примеры инновационных разработок для уроков физики, направленных на повышение мотивации обучения физики средствами инновационных технологий и с применением информационных технологий.
Введение
В настоящее время в школах остается актуальной проблема повышения мотивации обучения такого сложного предмета как физика. С переходом на новые стандарты изменяются требования к современному педагогу. Современная школа предъявляет все более возрастающие требования к учителю и требует от него очень глубоких знаний предмета, наработки профессиональных навыков, которые позволят методически грамотно применять на своих уроках разнообразные формы обучения, внедрять инновационные технологии, применять и разрабатывать информационные ресурсы. Такой учитель будет способен выработать у учащихся заинтересованность к предмету и повысить их мотивацию к его изучению.
Применение инновационных технологий на уроках физики способствует повышению мотивации школьников к изучению естественнонаучных дисциплин, и как следствие, выполнение повышающихся требований ФГОС ООО к естественнонаучному образованию.
«Педагогическая инновационная технология представляет собой целостность научно обоснованного и рационально отобранного содержания и организационных форм, которые создают условия для мотивации, стимулирования и активизации учебно-познавательной деятельности студентов».
Инновационные образовательные технологии и активные методы обучения можно разделить на несколько категорий, среди которых выделяются технология развития критического мышления; кейс-технологии; метод проектов; игровые технологии; технология «Портфолио»; технология «Дебаты»; технология «Модерация».
Различные исследования вопросов обучения физики в школе выявили актуальные аспекты в системе современного физического образования:
1) Актуальные вопросы методики преподавания физики в школе в условиях перехода на новые ФГОС: формирование универсальных учебных действий, достижение метапредметных результатов.
2) Развитие средств обучения: мультимедийные учебники физики, использование дополнительной литературы.
3) Технологии обучения физике в условиях реформирования общего среднего образования: решение задач, проектная деятельность, учебный физический эксперимент.
4) Физическое образование в школе и единый государственный экзамен (учитывая актуальность обсуждаемых тем для теории и практики методики обучения физике, секция обращает внимание на необходимость более широкого участия в конференции учителей физики, работающих в школах разного профиля).
5) Инновационные технологии в физическом образовании (вопросы, связанные с выбором эффективных форм использования инновационных технологий в преподавании
физики):
а) использование компьютерного моделирования в обучении физике на разных уровнях образования;
б) методическое сопровождение учащихся при обучении физике с помощью социальных сетей и дистанционных технологий;
в) совершенствование и расширение возможностей учебного физического эксперимента с помощью компьютерных технологий;
г) создание новых мультимедийных УМК по физике и разработка оценочных средств.
Таким образом, инновации и инновационные технологии охватывают всё современное образование и становятся важной составляющей повышения мотивации. Изучение физики как сложной естественнонаучной дисциплины станет наиболее понятным и интересным при использовании инновационных технологий.
Изучение методики преподавания и результатов анкетирования учителей показали, что на уроках физики обычно изучают теоретический материал, решают задачи, предлагаемые учебником или задачником и очень редко отступают от этого шаблона, что зачастую происходит из-за малого количества времени в учебном плане. Уменьшение количества практико-ориентированных заданий, игровых ситуаций, отсутствие применения современных технологий, проникающих в жизнь каждого обучаемого, приводит к снижению мотивации и познавательного интереса обучающегося к предмету физика.
Цель исследования
Изучить инновационные технологии, определить которые из них в большей мере обеспечивают повышение мотивации учебного процесса в основной школе и разработать уроки физики с их использованием.
Основная часть
С позиций использования инновационных технологий в современной школе, учреждение должно соответствовать определенным техническим характеристикам.
В перечне оборудования выделяют группы:
1. оборудование общего назначения (компьютер на рабочем месте учителя, мультимедиа-проектор и интерактивная доска);
2. демонстрационный комплекты (1 экз. на кабинет, кроме специально оговоренных случаев);
3. полный комплект индивидуального лабораторного оборудования (для каждого ученика);
4. комплект для фронтальной работы (1 комплект на двух учеников);
5. комплект, необходимый для проведения лабораторного практикума (3 — 4 экз.).
С позиций современного оснащения кабинета физики средствами обучения перечень во многом расширяется и приобретает свою терминологию.
В свою очередь, «инновационные средства обучения это часть средств обучения, функционирующих на базе цифровых технологий, а традиционные средства обучения — часть средств обучения на печатной и непечатной основах, а также оборудование, приборы и инструменты для проведения натурных экспериментов и практических действий».
Выделяют основные варианты цифровой комплектации информационной образовательной среды на уроках физики:
1. Комплектация класса нетбуками (школьное оборудование);
2. Комплектация класса планшетами (школьное оборудование);
3. Использование личных образовательных мобильных устройств (ЛОМУ), в том числе смартфонов (личное оборудование);
4. Смешанная модель (школьные стационарные компьютеры, личные или школьные нетбуки, планшеты, личные телефоны).
Сравнительная характеристика трех вариантов комплектации класса цифровыми образовательными устройствами приведена в таблице 1.
Т а б л и ц а 1. Сравнительная характеристика комплектация класса цифровыми образовательными устройствами
№ пп |
Основание для сравнения |
Комплектация класса нетбуками |
ЛОМУ |
Смешанная модель |
1. |
Мобильность |
низкая |
высокая |
В зависимости от типа устройства |
2. |
Величина экрана (разрешение изображений и видео) |
удобная |
удобная |
Удобная для широких экранов устройств с высоким разрешением |
3. |
Комплектация программным обеспечением |
Для каждой операционной системы — свой лицензионный комплект |
Закачивание приложений и работа с сервисами от сети Ш1-Е1 с индивидуальными программными возможностями ПО устройства |
Различные приложения для тех или иных задач |
4. |
Возможность подключения датчиков |
имеется |
редко |
Только для устройств, поддерживающих ПО |
5. |
Возможность выведения результатов через базовый комплект программ (конвертация данных) |
имеется |
Имеется, но с ограничениями (изменение форматов) |
Имеется сложность в конвертации с одного устройства на другое |
6. |
Хранение личных результатов и их обработка |
Редко сохраняют в личные папки устройств (чаще — на внешние носители и облачные сервисы) |
Сохраняет все характеристики работы и результаты ученика |
В зависимости от устройства, смартфоны обычно не сохраняют данные |
7. |
Возможность выполнять часть задач дома |
Не имеется |
имеется |
В зависимости от устройства, сохраняющего данные (сложности при выполнении в домашних условиях) |
Различные актуальные примеры организации информационной среды рассмотрены в материалах описания опыта использования их учителями физики. Организация урока с использованием комплектации нетбуками, организация урока с использованием комплектации стационарными компьютерами (школьное оборудование), организация урока с использованием комплектации Smart Notebook (школьное мобильное оборудование), организация урока с использованием комплектации компьютерами «NOVA-5000» с комплектом датчиков лаборатории «Архимед» (школьное стационарное оборудование), организация урока связана с использованием комплектации личными образовательными мобильными устройствами— нетбуки, iPad (личное мобильное оборудование).
Результаты анкетирования учителей физики по использованию инновационных технологий на уроках, позволили выявить технологии, применение которых способствует повышению мотивации школьников к изучению физики: игровые технологии; технология портфолио; метод проектов; технология дистанционного обучения.
Полученные результаты исследования и их обсуждение
Решение поставленной цели возможно путем создания новых подходов и разработки более совершенных организационных форм и методических приемов обучения. Одной из инновационных технологий, которая направлена на повышение мотивации, является игровая технология.
Для создания мотивирующих компьютерных игр нами использовалась программа Power Point с использованием языка программирования VВА. Программа игры предполагает индивидуальное выполнение ее каждым обучаемым и основной целью ее является в игровой форме проверить знания и стимулировать обучаемых на изучение предмета. Игра обязательно начинается с правил выполнения игры (рисунок 1).
Р и с. 1. Правила игры
В программе в игровой форме и представлены в виде загадок, ребусов, вопросов различных уровней сложности. Одно из заданий «легкого уровня» разгадать ребус. Открывается слайд, состоящий из 3 кнопок: «Ответить», «Выбрать уровень», «Следующее задание». Обучающие нажимают на кнопку «ответить» и вписывают решение данного ребуса, и тут же программа анализирует данный ответ и выдает результат. Если школьник ответил правильно, то программа пишет «Правильно», если нет— «Ошибка». Одно из заданий состоит из теста с использованием VВА, где программа автоматически проверяется правильность выполнения задания (рисунок 2).
Р и с. 2. Задание «Проверь знания»
Игровые технологии дают возможность использовать и загадки, на которые обучающимся требуется найти ответ, это также реализовано в программе с использованием VВА.
Для проверки уровня мотивации при использовании игровой технологии, мы провели опрос до игры и после. Статистическая обработка опросных листов показала, что обучающиеся позитивно настроены на участие в дидактических играх, 90.5% ответили на данный вопрос положительно. Почти 50% детей отметили, что хотели бы участвовать в таких играх хотя бы один раз в месяц.
Результаты опроса показывают, что применение игровых ситуаций на уроках и активное использование компьютерных дидактических игр направлено на повышение мотивации к образовательной деятельности.
В ФГОС особое внимание уделяется проектной деятельности обучаемых. Метод проектов позволяет проводить обучение с применением инновационных технологий и получать углубление знаний по предмету. Проект позволяет обучающимся полнее и глубже усвоить материал, а также облегчает работу учителя по организации и проведению занятий.
Нами был разработан проект по теме «Измерение ускорения различных предметов при равноускоренном движении». Проект проводился с применением iPad на уроке физики с помощью программы Тесhnique. Данный проект состоит из установки длинной 3 метра, теннисного шарика, воздушного шарика, iPad, программа Тесhnique.
Каждый школьник записывал проект в виде лабораторной работы, которая включала в себя: название, цель работы, оборудование, далее следует теоретическое описание, в которую мы постарались включить основные формулы, рисунки, ход работы, обязательной частью описания работы входят и контрольные вопросы. Обучающиеся на практике выполняли различные опыты, фиксировали полученные результаты, анализировали их и делали выводы. Для получения правильных выводов, необходимо было изучить теоретический материал, ответить на вопросы и выполнить проектную работу с оформлением соответствующего отчета.
Таким образом, использование на уроках физики метода проекта с использованием инновационных технологий даёт возможность более доступно проводить и выполнять работы, а также усовершенствовать их, а самое главное повышает мотивацию школьников — это доказано анкетированием до и после выполнения проекта.
Важной составляющей процесса обучения школьников является формирование мотивации. Формирование мотивации — это такой процесс в обучении, где появляется стремление к учению при определенных условиях. Роль учителя в формировании мотивации является стимулирование познавательного интереса школьников при помощи различных приемов обучения: использование инновационных технологий, новых технических средств, в том числе, различных приложений для проведения урока, а также обеспечить психологически благоприятную атмосферу на уроке.
При формировании мотивации обязательно в начале исследования нужно определить уровень мотивации школьников. Определение уровня мотивации школьников можно выполнить с помощью методики Н. Г Лускановой.
Анкетирование школьников в 7-м классе. В анкетировании приняло участие 25 респондентов. Проведенное нами анкетирование проводилось в начале учебного года и в конце и позволило выявить уровень мотивации школьников, результаты которого представлены на рисунке 3.
Р
и с. 3. Уровень учебной мотивации
Таким образом, результаты анкетирования показывают, что в начале учебного года обучающие 7 класса по методике Н. Г. Лускановой находились на 3 уровне мотивации. Это говорит, что к школе обучающиеся относятся положительно, но заинтересованность к учебе низкая и в школу они ходят больше для общения с друзьями. Как показало исследование в конце учебного года, произошло изменение уровня мотивации, он у большинства обучащихся повысился до второго. Методика Н.П. Лускановой в данном случае свидетельствует о высокой школьной мотивации обучения.
В обучении существует зависимость эффективности учебного процесса от уровня учебной мотивации, поэтому для повышения мотивации школьников мы применили компьютерные и мобильные приложения, а также мы рассмотрели инновационные технологии, с помощью которых показали возможность повышения мотивации школьников к изучению предмета физики.
Заключение
В исследовании проведен анализ инновационных технологий и возможностей их использования в обучении физике в школе. Инновационные технологии всегда были актуальны и находили свое применение в процессе обучения. Разработка новых цифровых средств обучения, активное внедрение их в учебный процесс влечет за собой необходимость подготовки дидактического обеспечения, готового к применению в обучении, с одной стороны, и серьезной методической поддержки их использования в различных формах организации уроков с другой стороны. Результаты анкетирование студентов, будущих учителей физики, показали их готовность к применению инновационных технологий на уроках физики.
В статье рассмотрены примеры разработки программных средств для уроков физики с использованием инновационных технологий в рамках выбранной ступени обучения. Выбранные технологии экспериментально проверены, а именно игровые технологии, технология «Портфолио» и метод проектов. На практике была проведена апробация, и показано, что применение инновационных и информационных технологий способствует повышению мотивации обучения школьников. Исследование показало, что методически правильное применение инновационных технологий позволяет обучающимся по новому увидеть свои возможности и раскрытый потенциал креативности, проявить свои исследовательские способности, самостоятельность, а самое главное повышают мотивацию к изучению такого сложного предмета, каким является школьная физика.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.