Условия формирования личного вклада
Научно – исследовательские условия: изучение работ философов, психологов и педагогов развивающего образования (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов, В.И. Слободчиков, А.В. Хуторской, И.С. Якиманская и др.)
Методические условия: изучение работ по методике преподавания физики в русле системно – деятельностного подхода (В.А. Львовский, В.Г. Разумовский, А.А. Пинский)
Организационно – педагогические условия: работа в должности руководителя ШМО учителей естественно-научного цикла
Актуальность педагогического опыта
Исследовательское поведение как сущностная черта современного человека
Системообразующий характер школьного курса физики как методологического базиса образовательной области «Естествознание»
Методы научного познания как ключевое содержание метапредметных результатов
основного общего образования
Противоречия (причины) постановки проблемы педагогического опыта
Противоречие содержательного характера: изолированность методологических знаний от логики изложения предметного материала
Противоречие дидактического характера: традиционная методика обучения физике не ориентирована на гносеологическую цепочку (цикл познания), что приводит к репродуктивному усвоению естественнонаучных знаний в отрыве от реального контекста их происхождения
Противоречие методологического характера: теоретические и эмпирические методы научного познания представлены в школьном курсе физики на разных уровнях усвоения: теоретические методы даются на уровне общего представления, тогда как эмпирические методы познания осваиваются через действия самих учащихся , как правило наблюдения или измерения, что затрудняет формирование целостной картины процесса научного познания
Теоретическое обоснование педагогического опыта
Методы научного познания – способы получения объективных знаний об окружающем мире и формирования на этой основе собственной картины мира
Включают в себя:
общечеловеческие приемы мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, индукцию, дедукцию...)
способы эмпирического и теоретического исследования В.Волков "Философия: основные проблемы, понятия, термины"
Цикл познания
(по В.Г. Разумовскому)
Цель и задачи педагогической деятельности
Цель:
формирование навыков учебно-исследовательской деятельности учащихся;
повышение качества знаний учащихся;
развитие у детей устойчивого интереса к физике, положительного отношения к учебе.
Задачи:
выработать у учащихся умение формулировать исследовательские задачи, планировать и осуществлять компьютерные эксперименты;
вовлекать в интерактивную учебно-исследовательскую работу детей разного уровня подготовки;
использовать в практической деятельности, при исследовании реальных и виртуальных физических объектов, теоретических и практических знаний, полученных на уроке;
формировать умения оперативного использования знаний в нестандартных ситуациях.
Ведущая педагогическая идея:
Организация учебно — исследовательской деятельности учащихся на начальном этапе изучения школьного курса физики как важнейшего инструмента формирования умений применять методы научного познания
Структурирование содержания курса физики 7, 8 классов с опорой на цикл познания в естествознании
Включение в структуру учебного материала примеров научных гипотез, различных вариантов теоретической интерпретации наблюдаемых фактов, явлений
Использование современных технологических решений, а именно виртуальная лаборатория, позволяющая моделировать любые процессы и явления и изучать их на основе компьютерных моделей
Явление инерции. Каковы условия
сохранения тележкой скорости?
Проектирование уроков поисково — исследовательского типа
Урок обобщения по теме:
«Выталкивающая сила. Плавание тел», 8 класс.
Цели и задачи урока:
- актуализировать и обобщить знания обучающихся по теме «Тепловые явления. Агрегатные состояния вещества»;
- систематизировать знания о различных тепловых процессах;
- продолжить обучать применению формул, изученных по данной теме при решении количественных задач;
- провести предварительный контроль знаний учащихся по изученной теме;
- формировать у обучающихся приемы применения знаний в новых условиях, усиливать прикладную направленность знаний;
- развивать самостоятельность мышления, воспитывать чувство ответственности, культуру умственного труда;
- стимулировать познавательный интерес учащихся к данной теме и предмету в целом.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.
Методы: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый.
Формы организации работы обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся
Этапы организации учебного исследования:
планирование исследования
постановка исследовательской
задачи
выдвижение, подтверждение и
опровержение гипотез
эмпирическое исследование
(наблюдение, эксперимент и т.п.)
работа с литературой
оформление результатов
исследования
подготовка доклада, тезиса,
выступления
Исследовательская задача №1: «Волшебная сила энергии»
Исследовательская задача №2
«В царстве Архимеда»
Диапазон опыта и степень его новизны
Диапазон опыта: Педагогический опыт формирования умений школьников применять методы научного познания имеет отношение к начальному этапу изучения курса физики в школе (7,8 класс) и охватывает как учебный процесс, так и внеурочную деятельность в зависимости от изучаемого содержания в соответствии с календарно – тематическим планированием
Новизна опыта: Предлагаемый подход изучения физики на основе гносеологической цепочки, предложенной В.Г. Разумовским, обеспечивает создание уникальной образовательной среды, провоцирующей учащихся на появление вопросов и желание найти ответы, что в полной мере соответствует идеологии системно – деятельностного подхода и в наибольшей степени способствует развитию универсальных учебных действий. В процессе обучения физики
Результативность опыта и достигнутые эффекты
Метапредметные результаты: овладение методами познания, сформированность универсальных учебных действий действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений, формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию
Предметные результаты: теоретические знания по физике, умения применять их на практике, в том числе умения применять методы научного познания физических объектов и явлений, решать физические задачи на применение полученных знаний
Личностные результаты: убежденность в возможности познания природы, самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; мотивация образовательной деятельности , сформированность ценностных отношений друг к другу, учителю, предмету «физика», авторам открытий и изобретений, результатам обучения
Транслируемость практических достижений
Метод научного познания можно использовать как начинающим педагогам, так и педагогам с высокой планкой мастерства.
Трудности и возможные риски:
сопряжение проектных заданий с требованиями образовательных стандартов;
сложность в формулировании проектных заданий таким образом, чтобы можно было использовать стандартные знания, умения, навыки;
выбор материалов для проекта;
сложная система оценивания результата проектов.
Область применения:
урок;
система уроков;
внеурочная деятельность;
внеклассные мероприятия.
Трансляция результата:
публикации в интернете (Прошколу; учительский сайт);
Участие учеников в олимпиадах, конкурсах
участие в сетевых проектах.
Литература
Выготский Л.С. Проблемы сознания. Собр. сочинений. – М., 1982.т.1.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.- М., 1986
Зверева Н.М. Формирование естественнонаучного мышления школьников в процессе обучения физике. - Л., 1986
Зверева Н.М., Маскаева Т.Е. Дидактика для учителя.- Н.Новгород, 1996
Инновационный педагогический опыт: от уникальной идеи к передовой практике: пособие для работников образования, участвующих в инновационной деятельности/Г.А.Игнатьева, О.В.Тулупова – Н.Новгород, 2009
Львовский В.А., Грук В.Ю., Нежнов П.Г. Инновационный учебно – методический комплекс. Физика в системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. 7 – 9 класс: Методическое пособие. — М.: ЗАО "1С", 2008
Разумовский В.Г., Корсак И.В. Научный метод познания и государственный стандарт физического образования - Физика в школе, 1995, № 6
Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. – Екатеринбург, 2009
Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб., 2001
Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ под редакцией А.Г. Асмолова – М., 2011
Интернет-олимпиада школьников по физике СПбГУ. http://distolymp2.spbu.ru/olymp/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.