Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ и ВПР в начальной школе
Оценка 4.7

Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ и ВПР в начальной школе

Оценка 4.7
Лекции
docx
русский язык +1
1 кл—4 кл
04.12.2019
Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ и ВПР в начальной школе
Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ и ВПР в начальной школе
формирование умения работать с текстом.docx

Формирование умения работать с текстом

как шаг к успешному выполнению комплексных работ и ВПР

в начальной школе

 

слайд 1  

 

Данные Всероссийских проверочных работ для четвертых классов показывают, что работа с текстом, с анализом произведений вызывает затруднения и не дает ожидаемых образовательных результатов.

слайд 2   

Ни для кого не секрет, что часто,  дети,  читая тексты, воспринимают их  неточно и подчас неверно, замечают лишь основные поступки героев, следят за ходом сюжета и пропускают в произведении всё, что их затрудняет.   Таким  образом,  трудности понимания  детьми текста   выходят на  первый  план. Так как в соответствии с требованиями образовательного стандарта обучающиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект.

 

слайд 3     

 

 

Главное – научить ребенка работать с тестом, т.е.  слепить из него «полноценного читателя, способного использовать читательскую деятельность как средство самообразования», т.е. сформировать у него  читательскую компетентность.

 

слайд 4   

И здесь мы обращаемся к смысловому чтению. Которое отличается от любого другого чтения тем, что в процессе чтения текста осуществляется процесс его интерпретации, наделения смыслом с учетом его ценностно-смысловых аспектов.

 

В ФГОС подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный»  характер и умение читать относятся к универсальным учебным действиям.

Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа над текстом по формированию и развитию умений смыслового чтения.

a)     на уроках русского языка (в разделе «Развитие речи»). 
анализ предложенного текста (деформированный, незаконченный, с пропущенными частями, предложениями, словами и т. д), словарная работа, самоанализ. 

Восстановление текста по опорным словам, словосочетаниям, запись своими словами, исходя из собственных знаний и с поиском дополнительной информации

Аннотация к прочитанному произведению (2–3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, проба пера (сочинение считалок, сказок, рассказов). 

b)    на уроках математики: работа с текстовыми задачами. Проводится анализ задачи, устанавливается связь между данным и искомым, прежде чем выбрать то или иное действие для ее решения. Перевод текстовой задачи в таблицу, схему, графическую модель и наоборот. 
Работе над текстом задачи можно предать также творческий характер: изменить вопрос или условие, поставить дополнительные вопросы.

c)     на уроках изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же тексту; иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения. 

d)    на уроках окружающего мира: выделение существенных и несущественных признаков, классификация, понимание главной мысли научного текста, фиксирование результатов наблюдений; использование кроссвордов.

e)     на уроках технологии: работа с элементами текста, работа с энциклопедическим материалом, изготовление книг-самоделок.


слайд 5   

 

Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию.

 

слайд 6    

 

Я не буду останавливаться на последовательности работы с текстом, на видах работы с текстом. Все мы изучали методику работы с текстом.

Сегодня я хотела бы остановиться на приёмах смыслового чтения в начальной школе.

 

слайд 7    

 

слайд 8    

 

слайд 9    

 

слайд 10    

слайд 11    

слайд 12    

слайд 13    

слайд 14    

слайд 15    

слайд 16    

 

 

слайд 17    

  • В работе с учащимися 1–4 классов составление таблицы должно вестись вместе с учителем, а самостоятельное освоение вопросника возможно только на этапе создания «тонких» вопросов.
  • Приём может быть использован на уроках любого цикла. Работа с его применением строится в 3 этапа:
  • 1 этап – учащиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в таблице продолжение каждого вопроса. Сначала ребята сами придумывают "тонкие" вопросы, потом "толстые".
    2 этап – учащиеся учатся записывать уже вопросы по тексту: сначала –"тонкие", а потом "толстые".
    3 этап – при работе с текстом дети к каждой части записывают в каждую колонку таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают своим товарищам.( Для того чтобы дети успевали записывать вопросы, необходимо при чтении учителю останавливаться.)

слайд 18    

Рекомендации по использованию толстых и тонких вопросов

  • После того как дети заполнят таблицу, необходимо сразу же обсудить ее содержание. Чтобы работа с данным приемом принесла плоды, нужно осуществлять обратную связь – ребенок должен знать, как выполняют это задание его сверстники.
  • При обсуждении таблицы необходимо акцентировать внимание детей на том факте, что на толстые вопросы возможно несколько ответов, а на тонкие – только один.
  • В начале обучения детей младшего школьного возраста этому приему рекомендуется использовать его в соревновательной манере. Например, те, кто придумают наибольшее количество вопросов, или те, кто придумают самый смешной вопрос, получают жетон.
  • Окончанием работы с этим приемом должна стать таблица ответов на толстые и тонкие вопросы. Эту таблицу ребята могут использовать при подготовке к сочинениям, проверочным работам.
  • При чтении текста можно разделить учеников на специалистов по тонким и толстым вопросам. Однако следует помнить, что тонкие вопросы задавать гораздо легче, поэтому нужно грамотно детей разделить на группы.

слайд 19    

слайд 20    

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0fef/00021f46-ece405ad/img22.jpg

 

Слайд 21    

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

 

Комплексные контрольные работы, ВПР направлены на проверку умения работать с информацией. Поэтому постоянная и терпеливая работа с текстом на любом уроке и учебном предмете научит ребёнка максимально точно и полно понимать содержание текста, улавливать все детали и практически осмысливать извлечённую информацию,  работать с художественными, научно-популярными, деловыми текстами, а также успешно выполнять комплексные работы и ВПР.

 

 

 

 

 

 


 

Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ и ВПР в начальной школе

Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ и ВПР в начальной школе

Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ и ВПР в начальной школе

Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ и ВПР в начальной школе

Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ и ВПР в начальной школе

Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ и ВПР в начальной школе

Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ и ВПР в начальной школе

Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ и ВПР в начальной школе

Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ и ВПР в начальной школе

Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ и ВПР в начальной школе

Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ и ВПР в начальной школе

Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ и ВПР в начальной школе

Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ и ВПР в начальной школе

Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ и ВПР в начальной школе

Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ и ВПР в начальной школе

Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ и ВПР в начальной школе

Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ и ВПР в начальной школе

Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ и ВПР в начальной школе

Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ и ВПР в начальной школе

Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ и ВПР в начальной школе
Скачать файл