Формирование умения работать с текстом
как шаг к успешному выполнению комплексных работ и ВПР
в начальной школе
слайд 1
Данные Всероссийских проверочных работ для четвертых классов показывают, что работа с текстом, с анализом произведений вызывает затруднения и не дает ожидаемых образовательных результатов.
слайд 2
Ни для кого не секрет, что часто, дети, читая тексты, воспринимают их неточно и подчас неверно, замечают лишь основные поступки героев, следят за ходом сюжета и пропускают в произведении всё, что их затрудняет. Таким образом, трудности понимания детьми текста выходят на первый план. Так как в соответствии с требованиями образовательного стандарта обучающиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект.
слайд 3
Главное – научить ребенка работать с тестом, т.е. слепить из него «полноценного читателя, способного использовать читательскую деятельность как средство самообразования», т.е. сформировать у него читательскую компетентность.
слайд 4
И здесь мы обращаемся к смысловому чтению. Которое отличается от любого другого чтения тем, что в процессе чтения текста осуществляется процесс его интерпретации, наделения смыслом с учетом его ценностно-смысловых аспектов.
В ФГОС подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и умение читать относятся к универсальным учебным действиям.
Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа над текстом по формированию и развитию умений смыслового чтения.
a)
на
уроках русского языка (в разделе «Развитие речи»).
анализ предложенного текста (деформированный, незаконченный, с пропущенными
частями, предложениями, словами и т. д), словарная работа, самоанализ.
Восстановление текста по опорным словам, словосочетаниям, запись своими словами, исходя из собственных знаний и с поиском дополнительной информации
Аннотация к прочитанному произведению (2–3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, проба пера (сочинение считалок, сказок, рассказов).
b)
на
уроках математики:
работа с текстовыми задачами. Проводится анализ задачи, устанавливается связь
между данным и искомым, прежде чем выбрать то или иное
действие для ее решения. Перевод текстовой задачи в таблицу, схему, графическую
модель и наоборот.
Работе над текстом задачи можно предать также творческий характер: изменить
вопрос или условие, поставить дополнительные вопросы.
c) на уроках изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же тексту; иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения.
d) на уроках окружающего мира: выделение существенных и несущественных признаков, классификация, понимание главной мысли научного текста, фиксирование результатов наблюдений; использование кроссвордов.
e) на уроках технологии: работа с элементами текста, работа с энциклопедическим материалом, изготовление книг-самоделок.
слайд 5
Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию.
слайд 6
Я не буду останавливаться на последовательности работы с текстом, на видах работы с текстом. Все мы изучали методику работы с текстом.
Сегодня я хотела бы остановиться на приёмах смыслового чтения в начальной школе.
слайд 7
слайд 8
слайд 9
слайд 10
слайд 11
слайд 12
слайд 13
слайд 14
слайд 15
слайд 16
слайд 17
слайд 18
Рекомендации по использованию толстых и тонких вопросов
слайд 19
слайд 20
Слайд 21
Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.
Комплексные контрольные работы, ВПР направлены на проверку умения работать с информацией. Поэтому постоянная и терпеливая работа с текстом на любом уроке и учебном предмете научит ребёнка максимально точно и полно понимать содержание текста, улавливать все детали и практически осмысливать извлечённую информацию, работать с художественными, научно-популярными, деловыми текстами, а также успешно выполнять комплексные работы и ВПР.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.