"Формирование УУД на уроках химии"

  • docx
  • 10.01.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Описаны методы формирования универсальных учебных действий на уроках химии при изучении темы галогены
Иконка файла материала Формирование УУД на уроках химии.docx

Формирование УУД на уроках химии

Ускова Н.М. –

 учитель химии и биологии

МОУ «Вохомская СОШ»

 Универсальные учебные действия – это обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях.

Функции:

- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения;

-создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

- контроль и оценивание процесса и результатов деятельности;

- поиск  и использование необходимых средств достижения;

- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области, в том числе «Естествознание».

В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока:

личностные - позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями;

регулятивные - обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения;

познавательные - включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания;

коммуникативные - обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

                Задания для диагностики и формирования УУД

Для формирования личностных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий: проектная деятельность; рефлексия; творческие задания; мысленный эксперимент;  оценка события, происшествия (например, связанного с экологическими проблемами); дневник достижений.

 

 

 Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий: атака мыслей, найди сходство, поиск лишнего, работа с таблицами, упорядочивание, конспект-лекция проблемное изучение материала, составление опорных схем, составление и распознавание диаграмм; отгадай, о чем (ком) говорим,определение понятий, определи причинно- следственную связь, найди существенные и несущественные признаки, выбор критериев для сравнения.

 

 

      Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий: составь план ответа, найди ошибки, найди  информацию в предложенных источниках, взаимоконтроль, конференция, оцени свою работу, предложи план действий  по решению данной проблемы, составь алгоритм  выполнения экспериментальной задачи.

 

 

    Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий: составь задание партнеру; оцени  ответ товарища, групповая работа по выполнению задания (решение задачи, выполнение эксперимента, устный ответ); обоснуй свой ответ; отгадай, о ком говорим, задай вопрос; подготовь выступление, опиши свойства на основании демонстрационного эксперимента,  объясни наблюдаемое явление, диспут.

     

.

Формирование УУД средствами учебного предмета «Химия»

 

УУД

Средства формирования УУД

Типы заданий

Личностные

Использование в курсе специальных обучающих программ, имеющих дидактическую нагрузку, связанную с материалом учебника

Система заданий, иллюстрирующих место химии как науки в современном обществе

Задания, позволяющие: 

-воспитать чувства патриотизма,  гордости за свою Родину, за российскую науку

 -обратиться к истории науки

-воспитать целеустремленность, трудолюбие, самостоятельность в приобретении новых знаний и умений, формировании навыков самоконтроля и самооценки

- уметь управлять своей познавательной деятельностью

-развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, связь химии с литературой и искусством

-воспитать уважение к достижениям химии (значимость и практическое применение химических знаний и достижений химической науки в быту, технике, медицине)

-формировать основы экологической культуры, ценности здорового и безопасного образа жизни, осознание необходимости грамотного обращения с веществами в повседневной жизни, усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях

-осознавать необходимость грамотного обращения с веществами в повседневной жизни, правильного поведения в экстремальных ситуациях 

Регулятивные

Лабораторные работы

Экспериментальные задачи

Практические работы

Расчетные  задачи

Задания, позволяющие: 

-формировать умения целеполагания, планирования своей деятельности

-находить алгоритм решения, выдвигать гипотезы 

 -оформлять, проверять и оценивать конечный результат, корректировать

- самостоятельно работать с информацией для выполнения конкретного задания 

Познавательные

Система заданий, для выполнения которых необходимо найти и отобрать нужную информацию из различных источников;

система заданий на составление знаково-символических моделей, структурно-опорных схем

Задания, позволяющие:

-проводить поиск и выделение необходимой информации для объяснения явлений

- производить выбор наиболее эффективных способов решения задач 

-осуществлять структурирование знаний 

-формировать навык смыслового чтения через:

-прием составления сводной таблицы

-прием озаглавливания текста

прием составления схем

-  интерпретацию информации

Коммуникативные

Комплекс практических работ Проекты

Уроки- конференции

Дидактические игры

Система заданий на развитие устной научной речи

Система заданий на развитие комплекса умений, на которых базируется грамотное эффективное взаимодействие

Задания, выполняемые группами учащихся, рабочими парами, и позволяющие:

-составить рассказ 

- дать обоснованный аргументированный ответ, в том числе в письменной форме

 

   

Приведем примеры заданий, которые используются при изучении темы «Сера и её соединения» (курс химии 9 кл)

 

6

Сера, ее физические и химические свойства

 

Строение атома и аллотропия серы; свойства и применение ромбической серы.

Демонстрации:Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.

Научатся:,характеризовать строение молекулы  серы объяснять зависимость свойств серы от ее положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева, составлять химические уравнения, характеризующие химические свойства серы, объяснять применение аллотропных модификаций серы

Получат возможность научиться: грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни

Регулятивные: Различают способ и результат действия

Познавательные: Владеют общим приемом решения задач

Коммуникативные: Договариваются о совместной деятельности, приходя к общему решению

7

Соединения серы

Оксиды серы (IV) и (VI); их получение, свойства и применение

Научатся:,описывать свойства соединений серы, составлять уравнения реакций, соответствующих «цепочке» превращений

Получат возможность научиться: прогнозировать химические свойства веществ на основе их свойств и строения

Регулятивные: Учитывают правило в планировании и контроле способа решения

Познавательные: Используют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литратуры

Коммуникативные: Контролируют действие партнера

8

Серная кислота  как электролит и ее соли. Получение иприменение серной кислоты

Серная кислота как электролит и ее соли, их применение в народном хозяйстве.

Демонстрации:  Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов.

Лаб.  опыты: 8. Качественная реакция на сульфат-ион.

Научатся:,описывать свойства серной кислоты, в ходе проведения лабораторных опытов , проводить качественную реакцию на сульфат - ион

Получат возможность научиться: характеризовать особые свойства концентрированной серной кислоты

Научатся :составлять уравнения ОВР с участием серной кислоты, описывать области  применения серной кислоты

Получат возможность научиться: приводить примеры уравнений реакций, лежащих в основе производства серной кислоты

Регулятивные:Различают способ и результат действия

Познавательные: Владеют общим приемом решения задач

Коммуникативные: Договариваются о совместной деятельностм, приходят к общему решению

Регулятивные: Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Познавательные: Владеют общим приемом решения задач

Коммуникативные: Контолируют действия партнера

9

Серная кислота  как электролит и ее соли. Получение и применение серной кислоты

 

Серная кислота как электролит и ее соли, их применение в народном хозяйстве.

Демонстрации:  Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов.

Лаб.  опыты: 8. Качественная реакция на сульфат-ион.

Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»

 

Научатся:,описывать свойства серной кислоты, в ходе проведения лабораторных опытов , проводить качественную реакцию на сульфат - ион

Получат возможность научиться: характеризовать особые свойства концентрированной серной кислоты

Научатся :составлять уравнения ОВР с участием серной кислоты, описывать области  применения серной кислоты

Получат возможность научиться: приводить примеры уравнений реакций, лежащих в основе производства серной кислоты

Научатся: обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности, описывать химический эксперимент с помощью языка химии, делать выводы по результатам эксперимента.

Получат возможность научиться: осознавать необходимость соблюдения правилТБ и ОТ для сохранения  своего здоровья  и окружающих

Регулятивные: Различают способ и результат действия

Познавательные: Владеют общим приемом решения задач

Коммуникативные: Договариваются о совместной деятельности, приходят к общему решению

Регулятивные: Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Познавательные: Владеют общим приемом решения задач

Коммуникативные: Контолируют действия партнера

Регулятивные: Осуществляют пошаговый контроль по результату

Познавательные: Строят речевое высказывание в устной и письменной форме

Коммуникативные: Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

 

1. Сравните строение атомов элементов главной подгруппы 6-ой группы ( на примере кислорода и серы), запишите их схемы строения, проверьте и оцените работу друг друга.   ( Формируются познавательные УУД –умения находить информацию, анализировать, обобщать, сравнивать строение атомов элементов, устанавливать причинно-следственные связи, аналогии, представлять информацию в виде схем; регулятивные – планировать свою работу в соответствии с поставленной целью; коммуникативные – излагать свое мнение, понимать позицию другого, различать в речи товарища мнение, доказательства, факты; корректировать свое мнение при необходимости; организовывать работу в паре; уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого. Личностные – аргументировано оценивать свои и чужие поступки, осознавать свои эмоции, свои черты характера, цели.

2.Исходя из строения внешнего электронного слоя, предскажите возможные степени окисления серы в соединениях….

 

3. Вместе с членами своей группы найдите черты сходства и отличия между аллотропными модификациями серы. Объясните причины этого. Сравните результат своей работы группы с результатами других  и оцените свою работу.

4. Использование химических диктантов. Они способствуют активизации таких форм мышления, как умозаключение; позволяют совершенствовать основные логические приемы – анализ и синтез. После проведения проверка результатов может осуществляться как учителем, так и учащимися ( возможна проверка в парах партнером).

Химический диктант по теме: «Сероводород и сернистый газ»

     1. Этот газ хорошо растворяется в воде.

2.Этот газ мало растворим в воде.

3.Этот газ легче воздуха.

4.Этот газ тяжелее воздуха.

5.Этот газ ядовит.

6.Это горючий  газ.

7. Раствор этого газа в воде является кислотой.

8. Этот газ – хороший восстановитель.

9.Этот газ не имеет цвета.

10.Этот газ с резким запахом.

11.Это вещество обладает кумулятивным действием.

12.Это вещество может проявлять и окислительные, и восстановительные свойства.

13.Этот газ образуется при обжиге сульфидов.

14.Этот газ обладает лечебным действием.

15.Этот газ  в природе не существует.

 

5. Практические задания. В вашем распоряжении имеются сера, железо, соляная кислота. Получите сероводород, предварительно составив план своей работы.

6. Приведите УХР горения сероводорода

А) в избытке кислорода;

Б) в недостатке его.

 

7. Задания на установление сходства, аналогии, закономерности, конкретизации понятия:

Найди закономерность и продолжи ряд:

1.     S ----- SO2------

2.     SO3 ----- H2SO4 -----

 Составьте  цепочку превращений из предложенных веществ, запишите уравнения соответствующих реакций. SO3, H2SO4, S, SO2, S, Fe SO4

 

 С какими из данных вам веществ будет взаимодействовать серная кислота: оксид меди (II), оксид кремния, гидроксид меди (II), карбонат кальция, хлорид натрия, азотная кислота. Запишите план своих рассуждений, а затем УХР.

8..Укажите не менее 4-х способов получения оксида серы(IV). Сравните свой результат с результатом соседа. Обсудите эффективность каждого из них, выберите два наиболее удачных, на ваш взгляд, и предложите другим ребятам с обоснованием своего выбора.

9.Определите группу веществ, с каждым из которых будет взаимодействовать простое вещество – сера:

1.     оксид железа (+3), азотная кислота (р-р), гидроксид натрия

2.     железо, азотная кислота (конц.), водород

3.     иодоводород, железо, оксид фосфора (+3)

4.     хлорид кальция, гидроксид калия, соляная кислота.

10. Заполнение схем, кластеров, дополнение скрытой информации с последующей проверкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0fb5/000616ac-0f8b1e95/img13.jpg

           http://images.myshared.ru/17/1110085/slide_2.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
https://mypresentation.ru/documents_6/53a97e51fb2f13b09f24eadd72bc1eb5/img16.jpg

 Использование таких заданий позволяет:

1.     экономить время урока на повторение;

2.     охватывают большой объем материала;

3.     привлекают к работе достаточно большое количество учащихся;

4.     «переключают» учащихся с одного вида деятельности на другой.

5.     Развивают умение анализировать, сравнивать, выбирать главное, обобщать и систематизировать, т.е. развивают логическое мышление.

 

https://cloud.prezentacii.org/18/06/55519/images/screen7.jpg

 

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0fb5/000616ac-0f8b1e95/img28.jpg

https://myslide.ru/documents_3/21cb114e95c654e2d676dd59c5a8f671/img19.jpg

 

Что же дают универсальные учебные действия?

-они обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ученика и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.

Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование  способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин, в том числе, химии и биологии.