"Формирование УУД на уроках химии"
Оценка 5

"Формирование УУД на уроках химии"

Оценка 5
docx
10.01.2023
"Формирование УУД на уроках химии"
Описаны методы формирования универсальных учебных действий на уроках химии при изучении темы галогены
Формирование УУД на уроках химии.docx

Формирование УУД на уроках химии

Ускова Н.М. –

 учитель химии и биологии

МОУ «Вохомская СОШ»

 Универсальные учебные действия – это обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях.

Функции:

- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения;

-создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

- контроль и оценивание процесса и результатов деятельности;

- поиск  и использование необходимых средств достижения;

- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области, в том числе «Естествознание».

В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока:

личностные - позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями;

регулятивные - обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения;

познавательные - включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания;

коммуникативные - обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

                Задания для диагностики и формирования УУД

Для формирования личностных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий: проектная деятельность; рефлексия; творческие задания; мысленный эксперимент;  оценка события, происшествия (например, связанного с экологическими проблемами); дневник достижений.

 

 

 Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий: атака мыслей, найди сходство, поиск лишнего, работа с таблицами, упорядочивание, конспект-лекция проблемное изучение материала, составление опорных схем, составление и распознавание диаграмм; отгадай, о чем (ком) говорим,определение понятий, определи причинно- следственную связь, найди существенные и несущественные признаки, выбор критериев для сравнения.

 

 

      Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий: составь план ответа, найди ошибки, найди  информацию в предложенных источниках, взаимоконтроль, конференция, оцени свою работу, предложи план действий  по решению данной проблемы, составь алгоритм  выполнения экспериментальной задачи.

 

 

    Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий: составь задание партнеру; оцени  ответ товарища, групповая работа по выполнению задания (решение задачи, выполнение эксперимента, устный ответ); обоснуй свой ответ; отгадай, о ком говорим, задай вопрос; подготовь выступление, опиши свойства на основании демонстрационного эксперимента,  объясни наблюдаемое явление, диспут.

     

.

Формирование УУД средствами учебного предмета «Химия»

 

УУД

Средства формирования УУД

Типы заданий

Личностные

Использование в курсе специальных обучающих программ, имеющих дидактическую нагрузку, связанную с материалом учебника

Система заданий, иллюстрирующих место химии как науки в современном обществе

Задания, позволяющие: 

-воспитать чувства патриотизма,  гордости за свою Родину, за российскую науку

 -обратиться к истории науки

-воспитать целеустремленность, трудолюбие, самостоятельность в приобретении новых знаний и умений, формировании навыков самоконтроля и самооценки

- уметь управлять своей познавательной деятельностью

-развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, связь химии с литературой и искусством

-воспитать уважение к достижениям химии (значимость и практическое применение химических знаний и достижений химической науки в быту, технике, медицине)

-формировать основы экологической культуры, ценности здорового и безопасного образа жизни, осознание необходимости грамотного обращения с веществами в повседневной жизни, усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях

-осознавать необходимость грамотного обращения с веществами в повседневной жизни, правильного поведения в экстремальных ситуациях 

Регулятивные

Лабораторные работы

Экспериментальные задачи

Практические работы

Расчетные  задачи

Задания, позволяющие: 

-формировать умения целеполагания, планирования своей деятельности

-находить алгоритм решения, выдвигать гипотезы 

 -оформлять, проверять и оценивать конечный результат, корректировать

- самостоятельно работать с информацией для выполнения конкретного задания 

Познавательные

Система заданий, для выполнения которых необходимо найти и отобрать нужную информацию из различных источников;

система заданий на составление знаково-символических моделей, структурно-опорных схем

Задания, позволяющие:

-проводить поиск и выделение необходимой информации для объяснения явлений

- производить выбор наиболее эффективных способов решения задач 

-осуществлять структурирование знаний 

-формировать навык смыслового чтения через:

-прием составления сводной таблицы

-прием озаглавливания текста

прием составления схем

-  интерпретацию информации

Коммуникативные

Комплекс практических работ Проекты

Уроки- конференции

Дидактические игры

Система заданий на развитие устной научной речи

Система заданий на развитие комплекса умений, на которых базируется грамотное эффективное взаимодействие

Задания, выполняемые группами учащихся, рабочими парами, и позволяющие:

-составить рассказ 

- дать обоснованный аргументированный ответ, в том числе в письменной форме

 

   

Приведем примеры заданий, которые используются при изучении темы «Сера и её соединения» (курс химии 9 кл)

 

6

Сера, ее физические и химические свойства

 

Строение атома и аллотропия серы; свойства и применение ромбической серы.

Демонстрации:Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.

Научатся:,характеризовать строение молекулы  серы объяснять зависимость свойств серы от ее положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева, составлять химические уравнения, характеризующие химические свойства серы, объяснять применение аллотропных модификаций серы

Получат возможность научиться: грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни

Регулятивные: Различают способ и результат действия

Познавательные: Владеют общим приемом решения задач

Коммуникативные: Договариваются о совместной деятельности, приходя к общему решению

7

Соединения серы

Оксиды серы (IV) и (VI); их получение, свойства и применение

Научатся:,описывать свойства соединений серы, составлять уравнения реакций, соответствующих «цепочке» превращений

Получат возможность научиться: прогнозировать химические свойства веществ на основе их свойств и строения

Регулятивные: Учитывают правило в планировании и контроле способа решения

Познавательные: Используют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литратуры

Коммуникативные: Контролируют действие партнера

8

Серная кислота  как электролит и ее соли. Получение иприменение серной кислоты

Серная кислота как электролит и ее соли, их применение в народном хозяйстве.

Демонстрации:  Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов.

Лаб.  опыты: 8. Качественная реакция на сульфат-ион.

Научатся:,описывать свойства серной кислоты, в ходе проведения лабораторных опытов , проводить качественную реакцию на сульфат - ион

Получат возможность научиться: характеризовать особые свойства концентрированной серной кислоты

Научатся :составлять уравнения ОВР с участием серной кислоты, описывать области  применения серной кислоты

Получат возможность научиться: приводить примеры уравнений реакций, лежащих в основе производства серной кислоты

Регулятивные:Различают способ и результат действия

Познавательные: Владеют общим приемом решения задач

Коммуникативные: Договариваются о совместной деятельностм, приходят к общему решению

Регулятивные: Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Познавательные: Владеют общим приемом решения задач

Коммуникативные: Контолируют действия партнера

9

Серная кислота  как электролит и ее соли. Получение и применение серной кислоты

 

Серная кислота как электролит и ее соли, их применение в народном хозяйстве.

Демонстрации:  Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов.

Лаб.  опыты: 8. Качественная реакция на сульфат-ион.

Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»

 

Научатся:,описывать свойства серной кислоты, в ходе проведения лабораторных опытов , проводить качественную реакцию на сульфат - ион

Получат возможность научиться: характеризовать особые свойства концентрированной серной кислоты

Научатся :составлять уравнения ОВР с участием серной кислоты, описывать области  применения серной кислоты

Получат возможность научиться: приводить примеры уравнений реакций, лежащих в основе производства серной кислоты

Научатся: обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности, описывать химический эксперимент с помощью языка химии, делать выводы по результатам эксперимента.

Получат возможность научиться: осознавать необходимость соблюдения правилТБ и ОТ для сохранения  своего здоровья  и окружающих

Регулятивные: Различают способ и результат действия

Познавательные: Владеют общим приемом решения задач

Коммуникативные: Договариваются о совместной деятельности, приходят к общему решению

Регулятивные: Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Познавательные: Владеют общим приемом решения задач

Коммуникативные: Контолируют действия партнера

Регулятивные: Осуществляют пошаговый контроль по результату

Познавательные: Строят речевое высказывание в устной и письменной форме

Коммуникативные: Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

 

1. Сравните строение атомов элементов главной подгруппы 6-ой группы ( на примере кислорода и серы), запишите их схемы строения, проверьте и оцените работу друг друга.   ( Формируются познавательные УУД –умения находить информацию, анализировать, обобщать, сравнивать строение атомов элементов, устанавливать причинно-следственные связи, аналогии, представлять информацию в виде схем; регулятивные – планировать свою работу в соответствии с поставленной целью; коммуникативные – излагать свое мнение, понимать позицию другого, различать в речи товарища мнение, доказательства, факты; корректировать свое мнение при необходимости; организовывать работу в паре; уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого. Личностные – аргументировано оценивать свои и чужие поступки, осознавать свои эмоции, свои черты характера, цели.

2.Исходя из строения внешнего электронного слоя, предскажите возможные степени окисления серы в соединениях….

 

3. Вместе с членами своей группы найдите черты сходства и отличия между аллотропными модификациями серы. Объясните причины этого. Сравните результат своей работы группы с результатами других  и оцените свою работу.

4. Использование химических диктантов. Они способствуют активизации таких форм мышления, как умозаключение; позволяют совершенствовать основные логические приемы – анализ и синтез. После проведения проверка результатов может осуществляться как учителем, так и учащимися ( возможна проверка в парах партнером).

Химический диктант по теме: «Сероводород и сернистый газ»

     1. Этот газ хорошо растворяется в воде.

2.Этот газ мало растворим в воде.

3.Этот газ легче воздуха.

4.Этот газ тяжелее воздуха.

5.Этот газ ядовит.

6.Это горючий  газ.

7. Раствор этого газа в воде является кислотой.

8. Этот газ – хороший восстановитель.

9.Этот газ не имеет цвета.

10.Этот газ с резким запахом.

11.Это вещество обладает кумулятивным действием.

12.Это вещество может проявлять и окислительные, и восстановительные свойства.

13.Этот газ образуется при обжиге сульфидов.

14.Этот газ обладает лечебным действием.

15.Этот газ  в природе не существует.

 

5. Практические задания. В вашем распоряжении имеются сера, железо, соляная кислота. Получите сероводород, предварительно составив план своей работы.

6. Приведите УХР горения сероводорода

А) в избытке кислорода;

Б) в недостатке его.

 

7. Задания на установление сходства, аналогии, закономерности, конкретизации понятия:

Найди закономерность и продолжи ряд:

1.     S ----- SO2------

2.     SO3 ----- H2SO4 -----

 Составьте  цепочку превращений из предложенных веществ, запишите уравнения соответствующих реакций. SO3, H2SO4, S, SO2, S, Fe SO4

 

 С какими из данных вам веществ будет взаимодействовать серная кислота: оксид меди (II), оксид кремния, гидроксид меди (II), карбонат кальция, хлорид натрия, азотная кислота. Запишите план своих рассуждений, а затем УХР.

8..Укажите не менее 4-х способов получения оксида серы(IV). Сравните свой результат с результатом соседа. Обсудите эффективность каждого из них, выберите два наиболее удачных, на ваш взгляд, и предложите другим ребятам с обоснованием своего выбора.

9.Определите группу веществ, с каждым из которых будет взаимодействовать простое вещество – сера:

1.     оксид железа (+3), азотная кислота (р-р), гидроксид натрия

2.     железо, азотная кислота (конц.), водород

3.     иодоводород, железо, оксид фосфора (+3)

4.     хлорид кальция, гидроксид калия, соляная кислота.

10. Заполнение схем, кластеров, дополнение скрытой информации с последующей проверкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0fb5/000616ac-0f8b1e95/img13.jpg

           http://images.myshared.ru/17/1110085/slide_2.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
https://mypresentation.ru/documents_6/53a97e51fb2f13b09f24eadd72bc1eb5/img16.jpg

 Использование таких заданий позволяет:

1.     экономить время урока на повторение;

2.     охватывают большой объем материала;

3.     привлекают к работе достаточно большое количество учащихся;

4.     «переключают» учащихся с одного вида деятельности на другой.

5.     Развивают умение анализировать, сравнивать, выбирать главное, обобщать и систематизировать, т.е. развивают логическое мышление.

 

https://cloud.prezentacii.org/18/06/55519/images/screen7.jpg

 

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0fb5/000616ac-0f8b1e95/img28.jpg

https://myslide.ru/documents_3/21cb114e95c654e2d676dd59c5a8f671/img19.jpg

 

Что же дают универсальные учебные действия?

-они обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ученика и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.

Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование  способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин, в том числе, химии и биологии.


 

Формирование УУД на уроках химии

Формирование УУД на уроках химии

Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий : атака мыслей, найди сходство, п оиск лишнего , работа с таблицами,…

Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий : атака мыслей, найди сходство, п оиск лишнего , работа с таблицами,…

Личностные Использование в курсе специальных обучающих программ, имеющих дидактическую нагрузку, связанную с материалом учебника

Личностные Использование в курсе специальных обучающих программ, имеющих дидактическую нагрузку, связанную с материалом учебника

Сера, ее физические и химические свойства

Сера, ее физические и химические свойства

Серная кислота как электролит и ее соли

Серная кислота как электролит и ее соли

Приведите УХР горения сероводорода

Приведите УХР горения сероводорода

"Формирование УУД на уроках химии"

"Формирование УУД на уроках химии"

Использование таких заданий позволяет: 1

Использование таких заданий позволяет: 1

"Формирование УУД на уроках химии"

"Формирование УУД на уроках химии"

"Формирование УУД на уроках химии"

"Формирование УУД на уроках химии"

Что же дают универсальные учебные действия? - они обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы…

Что же дают универсальные учебные действия? - они обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.