Формирование УУД на уроках химии
Ускова Н.М. –
учитель химии и биологии
МОУ «Вохомская СОШ»
Универсальные учебные действия – это обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях.
Функции:
- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения;
-создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
- контроль и оценивание процесса и результатов деятельности;
- поиск и использование необходимых средств достижения;
- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области, в том числе «Естествознание».
В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока:
личностные - позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями;
регулятивные - обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения;
познавательные - включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания;
коммуникативные - обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Задания для диагностики и формирования УУД
Для формирования личностных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий: проектная деятельность; рефлексия; творческие задания; мысленный эксперимент; оценка события, происшествия (например, связанного с экологическими проблемами); дневник достижений.
Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий: атака мыслей, найди сходство, поиск лишнего, работа с таблицами, упорядочивание, конспект-лекция проблемное изучение материала, составление опорных схем, составление и распознавание диаграмм; отгадай, о чем (ком) говорим,определение понятий, определи причинно- следственную связь, найди существенные и несущественные признаки, выбор критериев для сравнения.
Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий: составь план ответа, найди ошибки, найди информацию в предложенных источниках, взаимоконтроль, конференция, оцени свою работу, предложи план действий по решению данной проблемы, составь алгоритм выполнения экспериментальной задачи.
Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий: составь задание партнеру; оцени ответ товарища, групповая работа по выполнению задания (решение задачи, выполнение эксперимента, устный ответ); обоснуй свой ответ; отгадай, о ком говорим, задай вопрос; подготовь выступление, опиши свойства на основании демонстрационного эксперимента, объясни наблюдаемое явление, диспут.
.
Формирование УУД средствами учебного предмета «Химия»
УУД |
Средства формирования УУД |
Типы заданий |
Личностные |
Использование в курсе специальных обучающих программ, имеющих дидактическую нагрузку, связанную с материалом учебника Система заданий, иллюстрирующих место химии как науки в современном обществе |
Задания, позволяющие: -воспитать чувства патриотизма, гордости за свою Родину, за российскую науку -обратиться к истории науки -воспитать целеустремленность, трудолюбие, самостоятельность в приобретении новых знаний и умений, формировании навыков самоконтроля и самооценки - уметь управлять своей познавательной деятельностью -развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, связь химии с литературой и искусством -воспитать уважение к достижениям химии (значимость и практическое применение химических знаний и достижений химической науки в быту, технике, медицине) -формировать основы экологической культуры, ценности здорового и безопасного образа жизни, осознание необходимости грамотного обращения с веществами в повседневной жизни, усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях -осознавать необходимость грамотного обращения с веществами в повседневной жизни, правильного поведения в экстремальных ситуациях |
Регулятивные |
Лабораторные работы Экспериментальные задачи Практические работы Расчетные задачи |
Задания, позволяющие: -формировать умения целеполагания, планирования своей деятельности -находить алгоритм решения, выдвигать гипотезы -оформлять, проверять и оценивать конечный результат, корректировать - самостоятельно работать с информацией для выполнения конкретного задания |
Познавательные |
Система заданий, для выполнения которых необходимо найти и отобрать нужную информацию из различных источников; система заданий на составление знаково-символических моделей, структурно-опорных схем |
Задания, позволяющие: -проводить поиск и выделение необходимой информации для объяснения явлений - производить выбор наиболее эффективных способов решения задач -осуществлять структурирование знаний -формировать навык смыслового чтения через: -прием составления сводной таблицы -прием озаглавливания текста - прием составления схем - интерпретацию информации |
Коммуникативные |
Комплекс практических работ Проекты Уроки- конференции Дидактические игры Система заданий на развитие устной научной речи Система заданий на развитие комплекса умений, на которых базируется грамотное эффективное взаимодействие |
Задания, выполняемые группами учащихся, рабочими парами, и позволяющие: -составить рассказ - дать обоснованный аргументированный ответ, в том числе в письменной форме
|
Приведем примеры заданий, которые используются при изучении темы «Сера и её соединения» (курс химии 9 кл)
6 |
Сера, ее физические и химические свойства
|
Строение атома и аллотропия серы; свойства и применение ромбической серы. Демонстрации:Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом. |
Научатся:,характеризовать строение молекулы серы объяснять зависимость свойств серы от ее положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева, составлять химические уравнения, характеризующие химические свойства серы, объяснять применение аллотропных модификаций серы Получат возможность научиться: грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни |
Регулятивные: Различают способ и результат действия Познавательные: Владеют общим приемом решения задач Коммуникативные: Договариваются о совместной деятельности, приходя к общему решению |
7 |
Соединения серы |
Оксиды серы (IV) и (VI); их получение, свойства и применение |
Научатся:,описывать свойства соединений серы, составлять уравнения реакций, соответствующих «цепочке» превращений Получат возможность научиться: прогнозировать химические свойства веществ на основе их свойств и строения |
Регулятивные: Учитывают правило в планировании и контроле способа решения Познавательные: Используют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литратуры Коммуникативные: Контролируют действие партнера |
8 |
Серная кислота как электролит и ее соли. Получение иприменение серной кислоты |
Серная кислота как электролит и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Демонстрации: Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов. Лаб. опыты: 8. Качественная реакция на сульфат-ион. |
Научатся:,описывать свойства серной кислоты, в ходе проведения лабораторных опытов , проводить качественную реакцию на сульфат - ион Получат возможность научиться: характеризовать особые свойства концентрированной серной кислоты Научатся :составлять уравнения ОВР с участием серной кислоты, описывать области применения серной кислоты Получат возможность научиться: приводить примеры уравнений реакций, лежащих в основе производства серной кислоты |
Регулятивные:Различают способ и результат действия Познавательные: Владеют общим приемом решения задач Коммуникативные: Договариваются о совместной деятельностм, приходят к общему решению Регулятивные: Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации Познавательные: Владеют общим приемом решения задач Коммуникативные: Контолируют действия партнера |
9 |
Серная кислота как электролит и ее соли. Получение и применение серной кислоты
|
Серная кислота как электролит и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Демонстрации: Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов. Лаб. опыты: 8. Качественная реакция на сульфат-ион. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»
|
Научатся:,описывать свойства серной кислоты, в ходе проведения лабораторных опытов , проводить качественную реакцию на сульфат - ион Получат возможность научиться: характеризовать особые свойства концентрированной серной кислоты Научатся :составлять уравнения ОВР с участием серной кислоты, описывать области применения серной кислоты Получат возможность научиться: приводить примеры уравнений реакций, лежащих в основе производства серной кислоты Научатся: обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности, описывать химический эксперимент с помощью языка химии, делать выводы по результатам эксперимента. Получат возможность научиться: осознавать необходимость соблюдения правилТБ и ОТ для сохранения своего здоровья и окружающих |
Регулятивные: Различают способ и результат действия Познавательные: Владеют общим приемом решения задач Коммуникативные: Договариваются о совместной деятельности, приходят к общему решению Регулятивные: Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации Познавательные: Владеют общим приемом решения задач Коммуникативные: Контолируют действия партнера Регулятивные: Осуществляют пошаговый контроль по результату Познавательные: Строят речевое высказывание в устной и письменной форме Коммуникативные: Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве |
1. Сравните строение атомов элементов главной подгруппы 6-ой группы ( на примере кислорода и серы), запишите их схемы строения, проверьте и оцените работу друг друга. ( Формируются познавательные УУД –умения находить информацию, анализировать, обобщать, сравнивать строение атомов элементов, устанавливать причинно-следственные связи, аналогии, представлять информацию в виде схем; регулятивные – планировать свою работу в соответствии с поставленной целью; коммуникативные – излагать свое мнение, понимать позицию другого, различать в речи товарища мнение, доказательства, факты; корректировать свое мнение при необходимости; организовывать работу в паре; уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого. Личностные – аргументировано оценивать свои и чужие поступки, осознавать свои эмоции, свои черты характера, цели.
2.Исходя из строения внешнего электронного слоя, предскажите возможные степени окисления серы в соединениях….
3. Вместе с членами своей группы найдите черты сходства и отличия между аллотропными модификациями серы. Объясните причины этого. Сравните результат своей работы группы с результатами других и оцените свою работу.
4. Использование химических диктантов. Они способствуют активизации таких форм мышления, как умозаключение; позволяют совершенствовать основные логические приемы – анализ и синтез. После проведения проверка результатов может осуществляться как учителем, так и учащимися ( возможна проверка в парах партнером).
Химический диктант по теме: «Сероводород и сернистый газ»
1. Этот газ хорошо растворяется в воде.
2.Этот газ мало растворим в воде.
3.Этот газ легче воздуха.
4.Этот газ тяжелее воздуха.
5.Этот газ ядовит.
6.Это горючий газ.
7. Раствор этого газа в воде является кислотой.
8. Этот газ – хороший восстановитель.
9.Этот газ не имеет цвета.
10.Этот газ с резким запахом.
11.Это вещество обладает кумулятивным действием.
12.Это вещество может проявлять и окислительные, и восстановительные свойства.
13.Этот газ образуется при обжиге сульфидов.
14.Этот газ обладает лечебным действием.
15.Этот газ в природе не существует.
5. Практические задания. В вашем распоряжении имеются сера, железо, соляная кислота. Получите сероводород, предварительно составив план своей работы.
6. Приведите УХР горения сероводорода
А) в избытке кислорода;
Б) в недостатке его.
7. Задания на установление сходства, аналогии, закономерности, конкретизации понятия:
Найди закономерность и продолжи ряд:
1. S ----- SO2------
2. SO3 ----- H2SO4 -----
Составьте цепочку превращений из предложенных веществ, запишите уравнения соответствующих реакций. SO3, H2SO4, S, SO2, S, Fe SO4
С какими из данных вам веществ будет взаимодействовать серная кислота: оксид меди (II), оксид кремния, гидроксид меди (II), карбонат кальция, хлорид натрия, азотная кислота. Запишите план своих рассуждений, а затем УХР.
8..Укажите не менее 4-х способов получения оксида серы(IV). Сравните свой результат с результатом соседа. Обсудите эффективность каждого из них, выберите два наиболее удачных, на ваш взгляд, и предложите другим ребятам с обоснованием своего выбора.
9.Определите группу веществ, с каждым из которых будет взаимодействовать простое вещество – сера:
1. оксид железа (+3), азотная кислота (р-р), гидроксид натрия
2. железо, азотная кислота (конц.), водород
3. иодоводород, железо, оксид фосфора (+3)
4. хлорид кальция, гидроксид калия, соляная кислота.
10. Заполнение схем, кластеров, дополнение скрытой информации с последующей проверкой.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Использование таких заданий позволяет:
1. экономить время урока на повторение;
2. охватывают большой объем материала;
3. привлекают к работе достаточно большое количество учащихся;
4. «переключают» учащихся с одного вида деятельности на другой.
5. Развивают умение анализировать, сравнивать, выбирать главное, обобщать и систематизировать, т.е. развивают логическое мышление.
Что же дают универсальные учебные действия?
-они обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ученика и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.
Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин, в том числе, химии и биологии.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.