Формирование УУД на уроках информатики (проблемный диалог)
Оценка 5

Формирование УУД на уроках информатики (проблемный диалог)

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
информатика
25.01.2022
Формирование УУД  на уроках информатики (проблемный диалог)
Проблемный-диалог.docx

Проблемно-диалогическое обучение, или проблемный диалог

Проблемно-диалогическое обучение, или проблемный диалог это универсальная технология, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний учениками.

В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке предъявления нового материала должны быть проработаны два звена – постановка учебной проблемы и поиск ее решения. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания. Второе слово означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога.

Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики обучающихся.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику осуществить творческую деятельность, развивают творческие способности учащихся. Например, ученику предлагается выполнить практическое задание по новому материалу для возникновения различных суждений, в ходе которого возникает проблемная ситуация и побуждающий диалог. В результате учащиеся самостоятельно формулируют тему урока или вопрос для исследования.

На этапе поиска решения учащиеся выдвигают гипотезы, проверяют их, осуществляя открытие знаний путем проб и ошибок.

Рассмотрим некоторые приемы создания проблемной ситуации и побуждающего диалога на уроках информатики.

Прием 1. Проблемная ситуация создается с представления классу противоречивых фактов, мнений, например: число компьютеров в сети Интернет ограничено количеством IP-адресов и вычисляется как 256*256*256*256. С распространением ноутбуков и мобильных девайсов количество интернет-подключений существенно возрастает. Где гарантия, что следующий человек, пожелавший подключиться к Интернету, получит IP-адрес для своего устройства? Далее учитель обращается к классу: «Какой у вас возникает вопрос?» («Какую тему мы будем изучать на уроке?»).

Прием 2. Создание проблемной ситуации начинается с постановки вопроса или практического задания по новому материалу: определите минимальный набор покупок для приобретения нового компьютера. Дальнейшее обсуждение получившихся списков позволяет вывести на тему урока: «Вопрос был один? А мнений сколько?» или «Задание было одно? А выполнили вы его как? Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?». И, наконец: «Какая тема нами рассматривается?».

Прием 3. Проблемная ситуация с противоречием между житейским представлением учеников и научным фактом создается в два шага. Сначала учитель выявляет житейское представление ребят о рассматриваемой теме с помощью вопроса или практического задания. Затем предъявляет научный факт. Например, при обсуждении возможного количества вопросов для угадывания одной из 32 карт ученики выдвигают собственные варианты, и только потом учитель предлагает им ответить на пять вопросов. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Что вы подумали сначала? А что оказалось на самом деле?».

Прием 4. Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание: учитель предлагает практическое задание на применение знаний в новой ситуации. Например, оформить календарь на будущий год, добавив в него дни рождения учеников класса, или заменить в большом тексте одно слово на другое в течение двух минут.

Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая развивает логическое мышление учеников. В этом случае на этапе постановки проблемы учащиеся подводятся к формулированию темы. На этапе поиска решения выстраивается логическая цепочка вопросов и заданий к новому материалу, что способствует поиску новых знаний. На доске фиксируются версии в виде схем, ключевых слов, организуется обсуждение и предлагается материал для наблюдения и система вопросов, которые подводят учащихся к формулировке правила или определения.

Пример. В рамках изучения темы « Системы счисления» можно предложить следующий подводящий диалог, чтобы дети прочувствовали необходимость изучения алгоритма перевода чисел двоичной системы в десятичную (табл. 2).

На экране демонстрируются часы (рис. 2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2. Циферблат часов с использованием чисел двоичной системы счисления

 

Таблица 2

 

Вопросы учителя

Ответы учеников

Хочу предложить часовому заводу идею производства новых часов. Как вы думаете – примут ли мою идею?

Не все поймут, что здесь изображено

Можете ли вы определить время?

2 часа

Как вы определили, который час?

По расположению стрелок

Что необычного в этих часах?

Числа, указывающие время

Сравните эти часы с обычными, чем они отличаются?

Используются другие числа,  цифры не римской системы счисления, но в нашей системе время так не записывается. Значит, это другая система счисления.

Как вы думаете, какое время определяет число 1111?

Не знаем

Как вы думаете, что нужно знать для правильного перевода таких чисел?

Правила счета. Как эти числа соотносятся с привычными нам числами

Вы хотите узнать, как переводить такие числа в привычную для нас десятичную систему счисления?

Да

 

При подведении итогов урока школьники отвечают на вопросы:

1.     Какая была проблема?

2.     Какой ответ (решение) нашли?

3.     Чья версия подтвердилась?

Таким образом, технология проблемно-диалогического обучения:

·        является результативной, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий;

 

·        является здоровьесберегающей, потому что позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний;

·        носит общепедагогический характер, реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.


 

·       

Проблемно-диалогическое обучение , или проблемный диалог

Проблемно-диалогическое обучение , или проблемный диалог

Что вы подумали сначала? А что оказалось на самом деле?»

Что вы подумали сначала? А что оказалось на самом деле?»

Таблица 2 Вопросы учителя

Таблица 2 Вопросы учителя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2022