Формирование УУД на уроках русского языка у обучающихся начальной школы.
Оценка 4.8

Формирование УУД на уроках русского языка у обучающихся начальной школы.

Оценка 4.8
Документация
docx
русский язык
1 кл—4 кл
14.01.2024
Формирование УУД на уроках русского языка у обучающихся начальной школы.
Методы, приемы, упражнения,игры
Формирование УУД на уроках русского языка.docx

                              Формирование УУД на уроках русского языка.

Уже в начальной школе необходимо формирование у учащихся “умения учиться”, т.е. формирование у них общеучебных навыков и способности самоорганизации своей деятельности, позволяющих решать различные учебные задачи.
Универсальные учебные действия обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность. Они создают условия развития личности и ее самореализации.
Средствами достижения личностных и метапредметных результатов по русскому языку  служат:

1) текст (например, познавательного, нравственно-социального и культурного характера);

2) иллюстративный ряд (например, схемы, таблицы, модели правил, лингвистических определений);

3) продуктивные задания, т.е. вопросы, на которые в тексте учебников не содержится прямых ответов, в то же время там имеется информация, преобразуя которую (создавая для решения задачи собственную модель реальности), ученик может сформулировать свою версию ответа;

Предмет «Русский язык», наряду с достижением предметных результатов, нацелен на личностное развитие ученика, так как дает формирование «основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним», нацеливает на «формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность».

Предмет «Русский язык», служит формированию коммуникативных универсальных учебных действий, так как обеспечивает «овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка, нормами речевого этикета и приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний». Также на уроках русского языка в процессе освоения системы понятий и правил у учеников формируются познавательные универсальные учебные действия. Работа с текстом открывает возможности для формирования познавательных логических действий: анализа, сравнения, установление причинно-следственных связей.

Для формирования учебных интересов важно соблюдение принципа наглядности, задания разной степени сложности. Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке. Для активизации познавательного процесса стараюсь использовать разнообразные формы работы: индивидуальную, групповую, фронтальную, игровые технологии, стараюсь осуществлять дифференциацию подходов, учитывающих индивидуальные особенности развития учащихся, стараюсь создать ситуацию успеха. При подборе заданий  учитываю принципы доступности и наглядности, занимательности и состязательности , содержащие сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ. Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций на уроке. Ребенок усваивает какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять. И начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление. Значит, прежде всего, на этом этапе уроке необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, и, самое главное, захотел это узнать.

 Какие средства могут быть использованы на данном этапе урока?

 Существует 3 основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий диалог, требующий последовательного осуществления: создание проблемной ситуации, побуждение к формулированию учебной задачи, принятие от учеников формулировок.

 Подводящий диалог. Эта система посильных вопросов и заданий, которые пошагово приводят к формулировке темы (вспомним, повторим, сравним, выделите «лишнее»);

 Сообщение темы с мотивирующим приёмом (использование стихов, загадок с целью вызвать интерес учащихся);

 Продуманная формулировка вопросов учителя позволяет создать условия для формирования УУД:

 познавательных:

 - выполнять классификацию;

 - обосновывать основание для классификации;

 - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

 - находить ответы на вопросы, используя информацию схем, плакатов;

 регулятивных:

 - осуществлять самоконтроль;

 - овладевать умением прогнозировать.

 Например: учащимся дается ряд слов. Они должны подчеркнуть мягкие согласные звуки.

 Задание 1.

 Подчеркни буквы мягких согласных звуков.

 случай, отец, сыночек, жизнь

Задание 2. Спиши предложение, исправляя ошибку.

 Прохожие ропко ступают по скользким дорожкам.

 Задание 3.

 Найди слово с ошибкой:

 1)счастливый 2) доблесный 3)прекрасный 4)яростный

 Задание 4.

 Вставьте пропущенную букву. Допишите проверочное слово.

 Грус.ный               Радос.ный

 Чудес.ный             Извес.ный

 Задание 5. Раздели слова на слоги.

 Колесо, подосиновик, пчела, седло.

 При выполнении данных   заданий  развиваются регулятивные УУД: умение контролировать и корректировать.

Особое значение для формирования познавательных универсальных учебных действий имеют нестандартные олимпиадные задания. Усвоение приема решения олимпиадных заданий базируется главным образом на сформированности логических операций – умении анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное, осуществлять классификацию, сериацию, логическую мультипликацию (логическое умножение), установление аналогии.

1.Поставь  существительные в родительный  падеж множественного числа.        Килограммы, помидоры, апельсины, чулки, сапоги, ботинки.

2.Прочитай зашифрованную фразу и запишите её правильно

К Й Г А И

Ы И О Н Б

З Ч М Е Ю

Я У Ш Т Л

3.Подбери и запиши 3 слова  –о-о--, -о-о--, -о-о- -

4.Запиши 3 имени существительных, которые не изменяются по падежам

Для формирования коммуникативных УУД  хорошо использовать групповую работу на уроках:
 Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают (своими выводами, находками). Подобная форма располагает к общению на заданную тему. Следовательно, идет активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией. Развивается умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы.
 Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу. В целом же – повышается творческий потенциал.
 Знания усваиваются прочнее. В работе детей отмечается осознанное владение теоретическим материалом и умение оперировать на практике.

   Для отслеживания результатов своей работы я использовала метод наблюдения.

 Цель наблюдения: определить уровень познавательного интереса учащихся на начало 2 класса, проследить  динамику роста интереса к обучению русскому языку и определить уровень познавательного интереса на конец обучения в 3 классе.

Ход проведения. Планирование последовательности наблюдения, порядка и способа фиксирования результатов. Занесение данных в таблицу.

Понятие «активность познавательной деятельности» комплексное, многогранное, охватывает все сферы жизни ребёнка. В зависимости от понимания сущности, структуры и компонентов активности познавательной деятельности выявляются её основные критерии и параметры:

1.      Отличается прилежанием к учению.

2.      Проявляет интерес к предмету.

3.      На уроках эмоционально активен.

4.      Задаёт вопросы, стремится на них ответить.

5.      Интерес направлен на объект изучения.

6.      Проявляет любознательность.

7.      Самостоятельно выполняет задания учителя.

8.      Проявляет устойчивость волевых проявлений.

Низкий уровень – 0-3 балла – ребёнок ориентируется только на те свойства предметов, которые непосредственно доступны органам чувств.

Средний уровень – 4-6 баллов – ребёнок стремится ориентироваться на некоторые обобщённые свойства окружающего мира, находить и использовать эти обобщения.

Высокий уровень – 7-8 баллов – явно выраженное стремление находить скрытые от непосредственного восприятия свойства окружающего мира, их закономерности: присутствует желание использовать эти знания в своих действиях.

В ходе наблюдения я получила следующие данные:

(+ проявляется, - не проявляется или слабо проявляется)

 

2 класс

 

Ф.И. учащегося

1

2

3

4

5

6

7

8

баллы

1.

Бурцев Артем

+

-

-

+

+

+

+

+

6

2.

Габилова Анастасия

+

-

-

-

+

+

+

-

4

3.

Гущин Владислав

+

-

+

+

-

-

+

+

5

4.

Дикарева Виктория

-

+

+

-

-

+

+

-

4

5.

Данилов Николай

+

+

+

+

+

-

+

+

7

6.

Зиёева Карина

+

+

+

+

+

+

+

+

8

7.

Крылова Альбина

-

-

-

+

-

-

+

-

2

8.

Криворот Виталий

+

+

-

+

-

-

+

-

4

9.

Краснова Юлия

+

+

-

+

-

+

+

+

5

10.

Маковкин Виктор

-

-

-

+

+

+

-

-

3

11.

Маковкин Николай

-

+

-

-

+

+

-

-

3

12.

Парсяк Дарья

-

+

+

-

-

+

+

-

4

13.

Попова Анастасия

+

+

-

-

-

-

+

+

4

14.

Сидорова Ольга

+

-

-

-

+

+

+

-

4

15.

Терехов Георгий

+

-

-

-

+

-

+

-

3

16.

Трубачев Александр

+

-

+

+

-

-

+

-

4

17.

Черных Илья

+

+

+

+

+

+

+

+

8

18.

Шилин Дмитрий

+

-

-

-

-

+

+

-

3

19.

Желтов Павел

+

+

-

+

+

-

-

-

4

20.

Самунь Виктория

+

+

-

-

+

+

-

-

4

  3 класс            

Ф.И. учащегося

1

2

3

4

5

6

7

8

баллы

1.

Бурцев Артем

+

+

+

+

+

+

+

-

7

2.

Габилова Анастасия

+

+

+

+

-

+

-

-

5

3.

Гущин Владислав

+

+

-

+

-

+

+

+

6

4.

Дикарева Виктория

+

+

-

+

-

+

-

-

4

5.

Данилов Николай

+

+

+

+

+

-

+

+

7

6.

Зиёева Карина

+

+

+

+

+

+

+

+

8

7.

Крылова Альбина

-

-

-

+

-

+

+

-

3

8.

Криворот Виталий

+

+

-

-

+

+

+

-

5

9.

Краснова Юлия

+

+

+

-

+

+

+

+

7

10.

Маковкин Виктор

-

-

-

+

+

+

-

-

3

11.

Маковкин Николай

-

+

-

-

+

+

-

-

3

12.

Парсяк Дарья

+

+

+

+

+

+

+

-

7

13.

Попова Анастасия

-

-

+

+

-

+

+

-

4

14.

Сидорова Ольга

-

-

+

+

+

+

+

-

5

15.

Терехов Георгий

+

-

-

+

-

+

+

-

4

16.

Трубачев Александр

+

-

+

+

-

-

+

+

5

17.

Черных Илья

+

+

+

+

+

+

+

+

8

18.

Шилин Дмитрий

+

-

-

+

-

+

+

+

5

19.

Желтов Павел

+

+

-

+

+

+

+

-

6

20.

Самунь Виктория

+

+

-

+

-

-

-

+

4

Изучив полученные данные можно сделать следующий вывод:

 

Уровень познавательной активности

       2 класс

         3 класс

1.

Высокий уровень

3уч-ся – 15%

6уч-ся – 30%

2.

Средний уровень

12уч-ся – 60%

11уч-ся – 55%

3.

Низкий уровень

5уч-ся – 25%

3уч-ся – 15%

Вывод.

В результате анализа  своих наблюдений я заметила, что количество учащихся, имеющих высокий уровень познавательной активности к концу 3 класса увеличилось  на 3 человека, что составляет 15%, количество учащихся, имеющих средний уровень познавательной активности уменьшилось  на 1 человека, что составляет 5%, а количество учащихся с низким уровнем познавательной активности уменьшилось  на 2 человека, что составляет 10%. Из этого следует, что  занимательный материал может выступать как условие эффективного развития познавательных УУД  у  младших  школьников  на уроках русского языка

Учитель должен помнить, что важно сохранить стремление ребенка к познанию и развить его.

 

 

 

Список использованной литературы


1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. М., 2009г.

2. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М., 2009г.

3. Виды универсальных учебных действий // Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова. М., 2010г.

4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М., 2009.

5. Дейкина А.Д. Новации в методике преподавания русского языка. // Русский язык в школе. – 2002г.

6. Пахнова Т.М. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре// РЯШ. – 2004г., №4.

7. Педагогические технологии Текст.: учеб. пособие / авт.-сост. Т. П. Сальникова. М.: ТЦ Сфера, 2007г.


 

Формирование УУД на уроках русского языка

Формирование УУД на уроках русского языка

Какие средства могут быть использованы на данном этапе урока?

Какие средства могут быть использованы на данном этапе урока?

Колесо, подосиновик, пчела, седло

Колесо, подосиновик, пчела, седло

Задаёт вопросы, стремится на них ответить

Задаёт вопросы, стремится на них ответить

Сидорова Ольга + - - - + + + - 4 15

Сидорова Ольга + - - - + + + - 4 15

Шилин Дмитрий + - - + - + + + 5 19

Шилин Дмитрий + - - + - + + + 5 19

Дейкина А.Д. Новации в методике преподавания русского языка

Дейкина А.Д. Новации в методике преподавания русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2024